В Госдуму внесен законопроект № 781769-7, которым предусматривается внесение изменений в ряд законов, направленных на предоставление членам семей погибших военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсации расходов не только на содержание и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных домах, но и взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Поправки направлены на исполнение Постановления КС от 25 февраля 2019 г. № 12-П, которым Суд проверил конституционность положений п. 4 ст. 24 Закона о статусе военнослужащих.
Как ранее писала «АГ», Галина Журавель, будучи вдовой гражданина, уволенного из Вооруженных сил по достижении предельного возраста пребывания на службе при наличии у него общей продолжительности военной службы более 20 лет, и имея на праве собственности жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, с апреля 2008 г. получает компенсационные выплаты в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, предусмотренных п. 4 ст. 24 Закона о статусе военнослужащих. С сентября 2015 г. она также уплачивает взносы и на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Однако в предоставлении компенсационных выплат в связи с расходами по уплате данных взносов ей было отказано областным Центром социальной поддержки населения, по мнению которого, они не относятся к расходам на содержание и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных домах.
Обжалование позиции учреждения в районном суде Калининграда и областном суде Калининградской области к положительным результатам для Галины Журавель не привело. Суды первой и второй инстанций, в частности, указали, что согласно нормам п. 4 ст. 24 Закона о статусе военнослужащих положенные заявительнице компенсационные выплаты связаны лишь с возмещением расходов по оплате содержания и текущего ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах. Предоставление же гражданам, к категории которых относится заявительница, льготы в виде компенсации расходов по уплате обязательных взносов на капитальный ремонт действующим законодательством не предусмотрено.
Женщина обратилась в КС. «Содержащиеся в законе нормы, не конкретизируя, какие именно расходы собственников жилых помещений, связанные с оплатой содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных домах, подлежат учету при исчислении размера предусмотренных данным законоположением компенсационных выплат, допускают возможность их различного истолкования в правоприменительной практике и тем самым порождают необоснованные различия при реализации гражданами, относящимися к одной и той же категории, конституционного права на социальное обеспечение», – указывалось в ее обращении. Заявительница также приводила примеры из судебной практики других регионов, где соответствующие споры завершались в пользу граждан.
Рассмотрев жалобу, Суд отметил, что изначально федеральный законодатель исходил из того, что действующее на момент принятия Закона о статусе военнослужащих жилищное законодательство, хотя и различало понятия текущего и капитального ремонта жилищного фонда, тем не менее не дифференцировало их в структуре платежей. Внесение же изменений в жилищное законодательство и выделение взноса на капитальный ремонт в качестве отдельной составляющей платы за жилое помещение и коммунальные услуги – при неизменности нормативного содержания спорного пункта – привели к тому, что в правоприменительной практике разных субъектов РФ сложилось различное понимание состава расходов на содержание и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах, подлежащих компенсации собственникам жилых помещений отдельных категорий граждан, к которым относится и Галина Журавель.
Кроме того, КС отметил, что в регионах имеется противоречивая судебная практика по спорам данной категории. В связи с этим КС пришел к выводу о неопределенности положений п. 4 ст. 24 Закона о статусе военнослужащих, позволяющих принимать судам и правоприменителям прямо противоположные решения.
Внесенным законопроектом предлагается внести поправки не только в Закон о статусе военнослужащих, но и в Закон «О социальных гарантиях сотрудников ОВД», Закон «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов РФ на иные условия службы (работы)» и Закон «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Поправками предусматривается, что членам семей погибших военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти будут компенсированы расходы не только на содержание и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных домах, но и взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В комментарии «АГ» адвокат АП Новгородской области Константин Маркин отметил, что в постановлении КС обозначил несоответствие Конституции только ст. 24 Закона о статусе военнослужащих. «Однако предложенные Правительством изменения затрагивают еще три закона, содержащих статьи, которые “в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о включении в состав расходов на содержание и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах, подлежащих компенсации собственникам жилых помещений, <…> расходов по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме”, т.е. содержат проблему, аналогичную рассмотренной Конституционным Судом», – указал адвокат. Он предположил, что правительство не стало дожидаться, когда КС примет аналогичные решения и по этим законам.
Константин Маркин подчеркнул, что изменения устраняют выявленную Конституционным Судом неопределенность, а это значит, что еще один вопрос, относящийся к социальной защите отдельных категорий граждан, будет решен.
Юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Горбачев отметил, что споры, связанные с жильем военнослужащих, являются традиционно значимыми для страны. «Мы все хорошо помним те ситуации, когда бывшие военнослужащие были вынуждены годами добиваться своего права на жилье или социальные льготы. Возможность их получения является сильным стимулом для военнослужащих ответственно относиться к службе, а угроза утери данного права вызывает бурю эмоций», – указал он.
Александр Горбачев обратил внимание на то, что, выполняя Постановление КС, законодатель предлагает не только внести дополнения в Закон о статусе военнослужащих, который был оспорен, но и устранить возможность разногласий во всех схожих правовых актах, регулирующих оплату капитального ремонта для родственников погибших или умерших сотрудников силовых структур, имеющих права на льготы, тем самым признавая правовую логику Суда.