×

ВС разработал законопроект о нормах служебной нагрузки на судей и работников аппаратов судов

Проект закона направлен на создание условий для установления необходимой служебной нагрузки, надлежащего материального обеспечения судей и работников аппаратов судов, осуществляющих свою деятельность сверх установленных норм
Фото: «Адвокатская газета»
В своем выступлении на заседании Совета судей РФ его председатель Виктор Момотов отметил, что требуется дальнейшее совершенствование судебной системы в части процессуального законодательства, а именно расширение применения досудебного и внесудебного порядка разрешения споров. Его заместитель Анатолий Бондар подчеркнул, что подготовленный законопроект имеет универсальный характер и является основой для дальнейшей интеграции всех особенностей увеличения нагрузки судебной системы.

23 мая состоялось пленарное заседание Совета судей РФ, на котором обсудили проект федерального закона «О нормах служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Председатель Совета судей РФ Виктор Момотов в своем выступлении отметил, что одной из главных целей реформирования судебной системы по-прежнему является снижение служебной нагрузки на судей и работников аппарата судов. Он указал, что в связи с этим Комиссией Совета судей РФ был подготовлен соответствующий законопроект. Данный проект направлен на создание условий для установления необходимой служебной нагрузки, надлежащего материального обеспечения судей и работников аппаратов судов, осуществляющих свою деятельность сверх установленных норм.

Как заметил Виктор Момотов, требуется дальнейшее совершенствование судебной системы в части процессуального законодательства, а именно расширение применения досудебного и внесудебного порядка разрешения споров, оптимизация некоторых процессуальных действий, расширение приказного и упрощенного производства.

Он добавил, что постоянно увеличивающийся объем гражданских дел побуждает рассмотреть возможность установления альтернативных внесудебных процедур разрешения споров участников гражданского оборота. В частности, по его мнению, было бы обоснованым увеличить количество процедур, ранее зарекомендовавших свою эффективность, как с точки зрения скорости урегулирования правоотношений, так и с позиции малозатратности для государства. Речь идет прежде всего о деятельности нотариусов по совершению исполнительных надписей.

Как подчеркнул Виктор Момотов, важным направлением в работе Совета судей РФ является совершенствование правового статуса судей. Такой статус предполагает не только повышенный уровень гарантий для лиц, осуществляющих правосудие, но и высокий уровень ответственности и ограничений в свободе действий, при этом как гарантии, так и ограничения должны быть соразмерными и оправданными для социально значимой роли судьи в обществе.

Он также отметил, что Комиссией Совета судей РФ по информатизации и автоматизации деятельности судов продолжена работа по внедрению в деятельность судов современных информационных технологий, развитию и совершенствованию системы ГАС «Правосудие», созданию сервиса «Правосудие-онлайн». Также ведется работа по выдаче исполнительных документов в электронном виде, по организации веб-конференций, формированию систем хранения данных, интеграции судебной системы с федеральными органами государственной власти, расширению возможностей работы сайтов судов. Цель современного совершенствования и развития судебной власти – это равномерная нагрузка в судах, превенция коррупции, экономия ресурсов и доступность правосудия, пояснил Виктор Момотов.

Заместитель председателя Совета судей РФ, председатель Комиссии Совета судей РФ по совершенствованию законодательства Анатолий Бондар отметил, что впервые научно обоснованные нормы нагрузки судей были упомянуты еще в Постановлении IV Всероссийского съезда судей от 4 декабря 1996 г. Далее в постановлениях последующих съездов постоянно констатировалась необходимость принятия решения об утверждении научно обоснованных норм служебной нагрузки в целях расчета финансирования исходя из необходимой штатной численности судов.

Анатолий Бондар указал, что предметом регулирования подготовленного законопроекта являются отношения, связанные с установлением норм служебной нагрузки судей федеральных судов и работников аппаратов, мировых судей субъектов РФ, за исключением работников аппарата мировых судей. Концепция законопроекта содержит две новеллы. Прежде всего это закрепление понятия «нормы служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов». Так, под ними будут пониматься обоснованные средние временные затраты, которые несут судьи и работники аппарата судов при рассмотрении и разрешении дел разных категорий в соответствии с их фактической и юридической сложностью, а также при выполнении организационно-административных полномочий.

При этом, как пояснил Анатолий Бондар, оценка служебной нагрузки судьи не может повлиять на гарантии его независимости. Полномочия по утверждению данных норм предлагается возложить на Совет судей РФ. В случае изменения законодательства или поступления иных обстоятельств, существенно влияющих на служебную нагрузку, Судебный департамент при ВС РФ по поручению Совета судей будет пересматривать нормы служебной нагрузки и представлять их на утверждение, но не реже одного раза в 4 года.

Вторая предлагаемая новелла – это фиксированная надбавка к заработной плате за сложность дела из расчета четырех должностных окладов в год, которая будет выплачиваться судьям и работникам аппаратов судов, работающим с превышением норм служебной нагрузки.

Анатолий Бондар добавил, что законопроект предусматривает применение ряда мер организационного и финансового характера, направленных на перераспределение служебной нагрузки при ее чрезмерности. К таким мерам относятся: планирование и определение штатной численности судей, работников аппарата судов с учетом норм служебной нагрузки; перераспределение имеющейся штатной численности в зависимости от норм служебной нагрузки; установление порядка такого перераспределения.

Предусматривается также внесение корреспондирующих изменений в Закон о судебном департаменте при ВС РФ, Закон о финансировании судов РФ и Закон об органах судейского сообщества в РФ. По словам Анатолия Бондара, проект закона имеет универсальный характер и является основой для дальнейшей интеграции всех особенностей увеличения нагрузки судебной системы, изложенные в нем законодательные инициативы нашли широкую поддержку в судейском сообществе.

Рассказать:
Яндекс.Метрика