×

ВС разъяснил применение положений ГК РФ об уступке требований

Пленум ВС РФ принял доработанное постановление о некоторых вопросах применения положений гл. 24 Гражданского кодекса
Эксперты «АГ» назвали необходимыми разъяснения Пленума, указав, что они консолидируют ответы на большую часть спорных вопросов, возникающих при процессуальном применении норм об уступке требований. Спорность некоторых формулировок документа, которую они отметили, была учтена в принятом постановлении.

Сегодня Пленум ВС РФ принял постановление «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки». Проект документа рассматривался 6 декабря и был направлен на доработку, по итогам которой из него были полностью удалены п. 7 и 8.

Первый из них содержал разъяснения о том, что недействительность заключенного цедентом и цессионарием договора, на основании которого производится уступка, означает, что переход права на его основе не состоялся. Также там указывалось, что если цедент передал в связи с уступкой цессионарию документы, удостоверяющие переданное право, он вправе потребовать их возврата, равно как и передачи полученного от должника исполнения, а цессионарий – возврата переданного за уступленное требование. При этом указывалось на необходимость учитывать расходы на получение исполнения от должника, которые понес добросовестно и разумно действующий цессионарий.

Комментируя проект постановления «АГ», руководитель практики Группы правовых компаний «Интеллект-С» Александр Латыев назвал это разъяснение разрушающим ставшую уже практически общепринятой в юридической науке концепцию абстрактности цессии и ее независимости от основания уступки.

Во втором из удаленных пунктов предлагалось применение аналогии закона для защиты добросовестного приобретателя права требования в случае недействительности первоначальной уступки. В ходе рассмотрения проекта постановления председатель судебного состава, судья Арбитражного суда г. Москвы Александра Нагорная отметила, что такой подход, согласно которому применяется аналогия закона к отношениям о реализации недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, оставляет окончательный ответ на вопрос о принадлежности права требования добросовестному приобретателю на усмотрение суда. В то же время избранный подход создаст неопределенность его применения, что может снизить ожидаемый эффект от предлагаемого способа защиты.

Александр Латыев отмечал, что содержащееся в п. 8 предложение о защите добросовестного приобретателя права требования через аналогию с добросовестным приобретателем права собственности является революционным.

В остальном документ подвергся только технической правке.

По мнению Всеволода Сазонова, особую актуальность для правоприменительной практики имеют разъяснения Пленума, касающиеся такой проблемы, как уведомление должника об уступке права, объема и содержания возражений должника против требований цессионария, а также перевода долга, так как именно на эти аспекты приходится значительное количество спорных ситуаций.

Эксперт также отметил разъяснения, которые касаются процессуальных аспектов, связанных с уступкой права, которые, по его словам, консолидируют ответы на большую часть спорных вопросов, возникающих при процессуальном применении норм об уступке.

В целом Всеволод Сазонов оценил содержащиеся в проекте разъяснения как востребованные и необходимые для формирования единой правоприменительной практики.

Рассказать:
Яндекс.Метрика