×

ВС Республики Адыгея обязал МВД выплатить вознаграждение адвокату за участие в делах по назначению

При этом Суд отменил решение первой инстанции, которая сочла, что адвокат не является надлежащим административным истцом по спору
В комментарии «АГ» президент АП РА Алий Мамий отметил, что это единичный случай отказа в выплате вознаграждения адвокату за участие в уголовных делах по назначению в практике республики. Сама адвокат Марина Ашинова указала, что еще не направила исполнительный лист на выплату, поэтому свое вознаграждение за участие в уголовных делах в порядке ст. 51 УПК пока не получила.

6 ноября пресс-служба Адвокатской палаты Республики Адыгея сообщила о решении Верховного Суда республики, который в апелляции удовлетворил административное исковое заявление адвоката Марины Ашиновой к республиканскому МВД, неоплатившему ей участие в шести уголовных делах в качестве защитника по назначению.

Как следует из апелляционного определения ВС РА, в 2016 г. Марина Ашинова осуществляла защиту по уголовным делам в органах следствия и дознания в порядке ст. 50, 51 УПК РФ. В связи с этим уполномоченными должностными лицами были вынесены постановления об оплате из средств федерального бюджета ее труда. Вознаграждение составило 20,6 тыс. руб. Постановления адвокат направила в адрес республиканского МВД, однако ей письменно было отказано в выплате под предлогом того, что она несвоевременно представила документы.

Марина Ашинова обратилась с административным исковым заявлением к ведомству в Майкопский городской суд, который отказал в удовлетворении требований.

Суд указал, что несмотря на то, что вопрос о размере суммы вознаграждения адвокату сторонами не оспаривается, орган, который должен осуществить выплату, установлен, а денежная сумма вознаграждения не выплачивается ввиду бездействия МВД по Республике Адыгея, сам избранный Ашиновой способ защиты нарушенного права нельзя признать правильным. Сославшись на абз. 2 п. 29 Положения о возмещении процессуальных издержек, первая инстанция отметила, что денежные суммы, причитающиеся адвокату, перечисляются на счет адвокатского образования, которое в данном случае и является надлежащим административным истцом, а не сама адвокат.

Адвокат подала апелляционную жалобу в Верховный Суд Республики Адыгея. Рассмотрев материалы дела, Суд указал, что согласно п. 25, 28, 29 Положения возмещение процессуальных издержек в связи с осуществлением защиты в уголовном судопроизводстве в порядке ст. 50, 51 УПК РФ производится на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определения суда, которые направляются в соответствующую финансовую службу, в данном случае в МВД по Республике Адыгея.

ВС РА отметил, что предметом обращения Марины Ашиновой в суд является требование о признании незаконным бездействия МВД РА, выразившегося в нарушении п. 25–29 Положения в части неперечисления на ее счет определенного на основании постановлений денежного вознаграждения, которые сторонами не оспаривались.

«Принимая во внимание, что вопрос о размере вознаграждения адвокату Ашиновой М.Ш. разрешен в установленном законом порядке, орган, который должен осуществить выплату данного вознаграждения, известен, а вознаграждение не выплачивается ввиду бездействия МВД РА, то избранный Ашиновой М.Ш. способ защиты своего нарушенного права путем предъявления административного иска следует признать правильным», – указал Верховный Суд РА.

Суд отметил, что согласно Закону об адвокатуре адвокатская деятельность – это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Данная деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем, которое представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу и существенным условием которого является выплата доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь. Труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета. Таким образом, адвокат является субъектом оказания юридической помощи.

«Следовательно, средства, поступающие адвокату от доверителя на расчетный счет или в кассу адвокатского образования, являются доходом адвоката и не учитываются в качестве доходов данного адвокатского образования. За счет получаемого вознаграждения адвокат отчисляет средства на общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием адвокатов, на содержание соответствующего адвокатского образования, на страхование профессиональной ответственности, на иные расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности», – указал ВС Республики Адыгея.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что адвокат не является надлежащим истцом по настоящему спору, несостоятелен и основан на неправильном толковании закона. Верховный Суд Республики Адыгея отменил решение Майкопского городского суда, удовлетворил жалобу Марины Ашиновой и обязал республиканское Министерство внутренних дел устранить допущенное нарушение.

В комментарии Марина Ашинова сообщила «АГ», что кассационную жалобу МВД не подавало. Вместе с тем она отметила, что еще не направила исполнительный лист на выплату, поэтому свое вознаграждение пока не получила.

Президент АП РА Алий Мамий отметил, что это единичный случай отказа в выплате вознаграждения адвокату за участие в уголовных делах по назначению в практике республики. Он отметил, что адвокатская палата поддержала Марину Ашинову и оказала ей содействие в подаче искового заявления и в обжаловании решения Майкопского городского суда, действуя в защиту прав адвоката и для предупреждения в дальнейшем подобных незаконных отказов в выплате вознаграждений за участие в делах по назначению.

Рассказать:
Яндекс.Метрика