×

За побуждение детей к опасным для их жизни действиям через интернет хотят наказывать по УК

Минюст уведомил о разработке законопроекта, которым предлагается ввести уголовную ответственность за побуждение детей к опасным для их жизни и здоровья действиям посредством интернета
Фотобанк Лори
Эксперты неоднозначно отнеслись к инициативе. Так, один из них указал, что внесение предлагаемых изменений позволит устранить существующий пробел уголовного закона, относящийся к ответственности лиц, сознательно доводящих подростков и иных лиц до самоубийства или склоняющих их к этому. Двое других посчитали, что УК РФ уже содержит достаточно норм, позволяющих привлечь к ответственности за данные деяния.

Минюст России уведомил о начале разработки законопроекта, направленного на установление уголовной ответственности за распространение в интернете информации, склоняющей или иным способом побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью. Ответственность предлагается ввести и в отношении несовершеннолетних лиц. Соответствующие изменения планируется внести в гл. 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних» Уголовного кодекса.

Поправки разрабатываются во исполнение поручений Президента и Правительства Российской Федерации. Текст проекта будет представлен для общественного обсуждения после 17 сентября.

Эксперты «АГ» прокомментировали инициативу введения уголовной ответственности. Так, адвокат Палаты адвокатов Самарской области Светлана Старостина положительно отнеслась к данной идее, поскольку, по ее мнению, в настоящее время несовершеннолетние являются наиболее активными пользователями интернета и большинство даже не подозревает об опасности, которую может нести информация, содержащаяся в виртуальном пространстве. «Информация, размещаемая в интернете, играет важную роль в социализации личности несовершеннолетних, и принятие данного законопроекта позволит правоохранительным органам блокировать публикации, которые могут привести к совершению несовершеннолетними действий, представляющих угрозу жизни и здоровью. Позволит он и привлечь к ответственности виновных лиц», – пояснила Светлана Старостина.  

Читайте также
Депутаты разобрались с детским суицидом
Приняты законы о противодействии деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению
26 мая 2017 Новости

Адвокат также указала, что можно провести аналогию с такими преступлениями, как убийство, доведение до самоубийства, санкция за которые предусмотрена УК РФ, поскольку, например, в результате суицида преступник в данном случае является организатором убийства потерпевших, совершенного «их же руками». «Внесение предлагаемых изменений позволит устранить существующий пробел уголовного закона, относящийся к ответственности лиц, сознательно доводящих подростков и иных лиц до самоубийства или склоняющих их к этому», – указала эксперт.

По мнению Светланы Старостиной, критерием «опасности» информации может быть содержание в ней, в том числе, и намеков на действия, которые являются уголовно наказуемыми в РФ, а также популяризация или рекламирование любым способом продуктов, предметов или методов в качестве средств самоубийства. Кроме того, она указала, что в Законе о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, определены типы информации, причиняющей такой вред, к которой относится запрещенная к размещению информация, вызывающая у детей страх и панику. Относится к ней и оправдывающая насилие и противоправное поведение информация, побуждающая в том числе к действиям, представляющим угрозу их жизни и здоровью, провоцирующая детей на суицид.

Управляющий партнер КА «Жуков и партнеры» Андрей Жуков, напротив, отрицательно отнесся к инициативе Минюста. «Я согласен, что с негативной, недостоверной, а часто и прямо побуждающей людей, в том числе детей, к насилию информацией в интернете нужно бороться. С развитием информационных систем и социальных сетей этот вопрос становится все более актуальным. Однако, по моему мнению, УК РФ в достаточной степени регулирует указанные общественные отношения и содержит достаточно статей для привлечения к уголовной ответственности лиц, публикующих материалы, призывающие к совершению действий, представляющих угрозу жизни и здоровью. Например, ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства) или, например, ст. 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности)», – отметил эксперт.

Он указал, что при совершении данных преступлений интернет будет выступать как способ их совершения. Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 33 УК РФ подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом. «Как известно, подстрекать можно к любому преступлению, хоть к причинению вреда здоровью, хоть к краже. Поэтому и в настоящее время закон позволяет квалифицировать действия лиц, совершающих преступления посредством интернета, как подстрекательство к совершению того или иного преступления», – отметил Андрей Жуков. Также эксперт посчитал, что не стоит устанавливать критерии опасности информации, поскольку УК и КоАП уже регулируют, какие именно действия закон запрещает совершать.

Андрей Жуков отметил, что включение в УК РФ нового состава преступления является нецелесообразным. «Тем более, пока не понятно, что конкретно предлагает Минюст. Помимо подстрекательства, квалифицировать действия виновных еще и по новой статье? Или лишь только по новой? Если вновь введенная статья окажется небольшой тяжести, то возникнет коллизия. Например, за призывы в интернете к убийству или массовым беспорядкам можно получить меньшее наказание, чем за подстрекательство к тем же преступлениям лично?» – задается вопросами эксперт. 

По мнению адвоката КА «Московская городская коллегия адвокатов» Павла Гейко, данный законопроект дублирует уже установленную уголовным законом ответственность.

«Так, новый проект закона направлен на запрет определенных совершаемых в отношении несовершеннолетних с использованием сетей деяний. Побуждение кого-либо к чему-то носит элементы подстрекательства, институт которого установлен ст. 33 УК РФ. Побуждение взрослых, а не только детей к совершению противоправных действий является необходимым условием для привлечения, в том числе и несовершеннолетнего, к уголовной ответственности по таким статьям, как побуждение к совершению самоубийства (ст. 110.2 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности (ст. 205.2 УК РФ), призывы к насилию над гражданами (ст. 212 УК РФ)», – поясняет эксперт. 

Павел Гейко отмечает, что если в новом законе внимание акцентируется на уточнении круга специальных субъектов, на которых оказывается воздействие при посягательстве, на том, что он обязательно должен быть несовершеннолетним, так это также является излишним: «Такие нормы содержатся, например, в статьях о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления иным способом (ст. 150 УК РФ), о вовлечении несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ (ст. 151 УК РФ), о склонении или ином вовлечении несовершеннолетнего в совершение противоправных действий, заведомо для виновного представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего иным способом, совершенным лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков склонения к совершению самоубийства, вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления или в совершение антиобщественных действий (ст. 151.2 УК РФ)».

Адвокат указывает, что существующая система норм позволяет за любое побуждение, а не только с использованием интернета и других сетей, к представляющим угрозу жизни и здоровью действиям, т.е. к умышленным действиям насильственного характера посредством использования института подстрекательства, привлекать к уголовной ответственности.

«Новой нормой закладывается возможность возникновения коллизии или противоречия норм. Возможны ситуации, когда по имеющейся в УК РФ статье нужно наказывать, а по новой норме как бы и не нужно. Также, как и совершение этих действий не в Сети, а с использованием, например, газеты и т.п. тоже вроде как ненаказуемо, при этом существующие нормы устанавливают за это ответственность», – пояснил Павел Гейко.

Эксперт считает, что, возможно, это облегчит правоприменителю задачу квалификации деяний, избавив его от необходимости выстраивать конструкции из действующих норм, но тогда нужно определиться с нижней границей облегчения применения законодательства. «Количественное утяжеление массива норм тоже не окажет положительного влияния; действующие нормы, где объективная сторона деяния связана с использованием интернета или с воздействием на несовершеннолетнего, могут реже применяться», – заключил адвокат.

Рассказать:
Яндекс.Метрика