22 мая депутаты Госдумы приняли в первом чтении три законопроекта, связанных с регулированием оборота криптовалют: о цифровых финансовых активах, о краудфандинге и о цифровых правах.
Необходимость регулирования криптовалюты
Первые два документа представил председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. При этом стоит отметить, что разработчиком законопроекта о цифровых финансовых активах является Минфин, однако, как сообщили в ведомстве «АГ», на финальной стадии обсуждения законопроекта в него были внесены некоторые изменения по согласованию с Центробанком, после чего он был передан для внесения в Думу депутатами, ранее участвовавшими в обсуждении инициативы.
Напомним, документ содержит 5 статей, в которых определены предмет регулирования и сфера действия положений, даны определения основным понятиям, описаны особенности выпуска так называемых токенов (в частности, этапы процедуры их выпуска, содержание публичной оферты и инвестиционного меморандума). Кроме того, перечислены особенности обращения цифровых финансовых активов.
В своем выступлении Анатолий Аксаков отметил, что необходимость принятия законопроекта обусловлена тем, что рынок криптовалют сейчас активно развивается и идет активное использование ICO и выпуска токенов для привлечения инвестиций. «По некоторым оценкам, объем средств, привлеченных таким образом, вырос в 2017 г. в 60 раз по сравнению с 2016 г.», – отметил он. При этом в том числе используется и такой инструмент, как краудфандинг, когда для инвестирования в различные проекты привлекаются средства населения и организаций.
При этом, по словам Анатолия Аксакова, возникают риски, связанные с тем, что граждане и предприниматели, инвестируя свои средства, не всегда попадают на добросовестных участников рынка. «В связи с этим возник вопрос о том, что необходимо урегулировать эти новые явления. Для этого предложено два законопроекта. Один направлен на то, чтобы ввести в правовую жизнь новые понятия, дать им определения и тем самым уже в определенной степени обеспечить правовую защиту тех, кто использует эти инструменты», – рассказал он.
Депутат также указал, что законопроект о цифровых финансовых активах фиксирует и норму о том, что объем средств, которые могут вкладывать в криптоинструменты неквалифицированные инвесторы, будет ограничиваться Центробанком исходя из оценки ситуации. Для квалифицированных участников рынка никаких ограничений не устанавливается.
Второй, связанный с первым, законопроект регулирует деятельность инвестиционных платформ, с помощью которых привлекаются средства. Он определяет требования к ним, к их операторам, к самим инвесторам, а также к инвестируемым проектам, которые должны быть реальными и осуществимыми, чтобы привлеченные деньги имели целевой характер. При этом, как подчеркнул Анатолий Аксаков, операторы цифровых платформ должны будут входит в реестр ЦБ, который выступил регулятором в этой сфере.
Ранее в рубрике «Мнения» на сайте «АГ» старший юрист юридической компании Tenzor Consulting Group Роман Шабанов отмечал необходимость доработки подготовленного Минфином законопроекта, поскольку 5 его статей включают лишь малую часть нюансов, касающихся правового регулирования цифровых активов. А партнер юридической компании «Дювернуа Лигал» Александр Арбузов обратил внимание, что законопроект отдает на регулирование ЦБ многие из важных вопросов, в том числе самый главный – о том, какие операции можно совершать с криптовалютами.
Депутаты поддержали оба законопроекта, однако призвали продолжить работу над ними. В частности, предложено полностью переработать понятийный аппарат, дать более конкретные определения тем или иным явлениям, а также определить понятие криптовалютной биржи, с тем чтобы не отдавать на откуп Центробанка абсолютно все: «Иначе предприниматели выпустят токены, но в дальнейшем они не будут иметь цены, если не будут присутствовать на бирже».
Споры о «цифровых деньгах»
Законопроект о цифровых правах представил председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, который начал свое выступление с замечания о том, что любая норма права должна быть не только нормативной, но и регулятивной. Он пояснил, что именно с этой точки зрения и были подготовлены поправки в Гражданский кодекс, посвященные закреплению понятия «цифровое право».
Как ранее писала «АГ», такое понятие вводится вместо термина «токен», который изначально обозначает устройство для идентификации. «Сущность “цифрового права” как новой юридической фикции близка к сущности ценной бумаги, поэтому под таким правом предлагается понимать совокупность электронных данных (цифровой код, обозначение), которая удостоверяет права на объекты гражданских прав», – отмечали авторы законопроекта.
Павел Крашенинников отметил, что законопроект предусматривает введение понятия «цифровые деньги», под которое, по сути, подпадают объекты регулирования первого из представленных Анатолием Аксаковым законопроекта. «Но хочу оговориться, что постольку, поскольку по “цифровым деньгам”, в частности по криптовалюте, дискуссия продолжается и имеющиеся точки зрения – диаметрально противоположные, то мы все-таки договорись и с ЦБ, и с представителями экономического блока Правительства, что на данный момент мы в числе поправок в ГК эту статью ко второму чтению предлагать не будем», – сообщил он, добавив, что данный вопрос будет урегулирован позднее в другом законе, который учтет результат ведущейся сейчас дискуссии.
Стоит отметить, что, комментируя проект поправок при внесении в Думу, арбитражный управляющий Алексей Леонов, которому, как ранее писала «АГ», суд отказал во включении в конкурсную массу должника принадлежащей ему криптовалюты, тогда как апелляция признала, что она является имуществом, негативно оценил законопроект. По его мнению, действующая редакция ст. 128 ГК РФ, говоря об «ином имуществе», уже сегодня не запрещает появления в гражданском обороте «цифровых активов». «Имеющийся инструментарий гражданского права позволяет для этого использовать аналогию закона и права в правоприменительной и судебной практике», – уверен эксперт.
В то же время Роман Шабанов по поводу этого законопроекта отмечал, что поправки в ГК РФ, несомненно, добавят целостности к вопросу правового регулирования сферы криптовалюты. При этом он отметил, что по сравнению с законопроектом Минфина РФ данный законопроект представляется теоретически более проработанным. При этом он заметил, что при ознакомлении с текстами обоих законопроектов стала заметна несогласованность в предлагаемых ими понятиях. «При рассмотрении данных законодательных инициатив в Думе следует их гармонизировать друг с другом и устранить имеющиеся в них противоречия», – подытожил Роман Шабанов.
Договоренности двух комитетов
Стоит отметить что идея, высказанная одним из экспертов «АГ», воплотилась в реальности. В завершение своего выступления Павел Крашенинников сообщил, что его комитет и комитет Анатолия Аксакова договорились о том, что доработка всех трех законопроектов будет происходить совместно: «Чтобы не было ситуации, когда разные законы вводятся в действие с различным регулированием одной сферы. Мы договорились, что будем их готовить ко второму чтению вместе, чтобы синхронизировать их понятийные и регулятивные моменты», – рассказал он.
Анатолий Аксаков к этому добавил, что, по его мнению, внесение изменений в Гражданский кодекс является абсолютно правильным, поскольку законопроекты, о которых он докладывал, должны вытекать из его сути. «Мы создаем общую рабочую группу и подготовим ко второму чтению сбалансированные законопроекты», – указал депутат.