Группа депутатов внесла в Госдуму поправки в УК и УПК РФ (законопроект № 533912-8), направленные на защиту национальных интересов России, прав и свобод граждан от преступной деятельности и угроз национальной безопасности.
Согласно поправкам, ст. 48 «Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград» УК РФ будет применяться и в случае совершения преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 207.3, ст. 280, ч. 1 ст. 280.1, ст. 280.3, ч. 1 ст. 280.4, ч. 1 ст. 282, ст. 282.4, ч. 1 и 2 ст. 284.1, ст. 284.2, ст. 284.3 и ст. 354.1 Кодекса. То есть лишение специальных званий будет применяться за распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженными Силами России, госорганами своих полномочий; за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, к нарушению территориальной целостности РФ либо к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства; публичную дискредитацию российской армии; за возбуждение ненависти либо вражды; за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики; за осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организаций, запрещенных в России; за призывы к введению санкций в отношении РФ и ее граждан; за содействие в исполнении решений международных организаций, в которых Россия не участвует; за реабилитацию нацизма.
Также вносятся поправки в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 «Конфискация имущества», расширяющие перечень преступлений, по которым возможно изъятие активов, за счет включения в него деяний, совершенных из корыстных побуждений в рамках ст. 207.3 и 280.4 УК, то есть за распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ, исполнении госорганами своих полномочий и публичные призывы к осуществлению деятельности против безопасности государства.
Кроме того, изложен в новой редакции п. «в» ч. 1 этой же статьи, согласно которому конфискации будут подлежать деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для деятельности против безопасности РФ, путем совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных в примечании к ст. 280.4 УК. По мнению авторов поправок, эта новелла пресечет финансирование таких преступлений. «Аналогичный подход уже установлен в уголовном законодательстве в целях пресечения финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации)», – отмечено в пояснительной записке.
В свою очередь, ч. 2 ст. 280.4 «Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства» УК дополняется пунктами «г» (из корыстных побуждений или по найму) и «д» (по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы). В примечание к этой статье вносятся изменения, относящие к деятельности, направленной против безопасности РФ, все преступления диверсионной направленности (ст. 281–281.3 УК).
Законопроект также дополняет п. 8 ч. 1 ст. 73 «Обстоятельства, подлежащие доказыванию», ч. 3 ст. 115 «Наложение ареста на имущество», ч. 6 ст. 208 «Основания, порядок и сроки приостановления предварительного следствия», п. 10.1 ч. 1 ст. 299 «Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора», п. 4.1 ст. 307 «Описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора» УПК указанием на их применение в отношении преступлений, предусмотренных в примечании к ст. 280.4 УК.
В своем отзыве Правительство РФ поддержало поправки со ссылкой на то, что они не противоречат актам более высокой юридической силы, в том числе Договору о Евразийском экономическом союзе.
Заместитель председателя КА «Нянькин и партнеры» Алексей Нянькин полагает, что законопроект следует сложившемуся запросу общества на усиление мер ответственности за совершение преступлений против безопасности РФ. По его мнению, расширение основания применения дополнительного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, отнесенных примечанием к ст. 280.4 УК РФ, к преступлениям против безопасности государства является обоснованным.
«Корыстный характер совершения действий, охваченных диспозицией ст. 280.4 УК РФ, с учетом внесения дополнения ч. 2 квалифицирующим признаком “из корыстных побуждений или по найму”, справедливо включен в перечень оснований для применения конфискации имущества как иной меры уголовно-правового характера. В целях пресечения необоснованно расширительного применения конфискации законодателем предлагается новая редакция пункта «в» ст. 104.1 УК РФ. Устранен пробел в примечании к ст. 280.4 УК РФ, которое дополнено преступлениями, содержащими в своем составе объективную сторону диверсии (ст. 281–281.3 УК РФ). Часть законопроекта, касающаяся уголовного судопроизводства, приведена в соответствие с предлагаемыми поправками в нормы материального права. В целом законопроект соответствует сложившимся тенденциям в уголовной политике РФ, не должен и не может рассматриваться как явно репрессивный, поскольку отражает значимость для государства как предупреждения таких преступлений, так и справедливости применения мер наказания и иных мер уголовно-правового характера с учетом содеянного», – заключил Алексей Нянькин.
Адвокат АП Свердловской области Сергей Колосовский отметил, что поправки понятны и логично обусловлены сегодняшней ситуацией, когда действия, направленные против безопасности государства, очевидно, финансируются из-за рубежа. При этом изменения носят точечный характер, поэтому, по его мнению, вряд ли окажут существенное влияние на правоприменительную практику в целом.
«Вместе с тем один момент настораживает. Предлагается ввести п. «д» в ч. 2 ст. 280.4 УК, содержащий формулировку “по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы”. Направленность мысли законодателя понятна и в целом, вероятно, отвечает текущему моменту, однако такие широкие открытые формулировки, как, например, “в отношении какой-либо социальной группы”, с учетом такой же открытости диспозиции нормы – “призывы к воспрепятствованию исполнения органами власти и их должностными лицами своих полномочий по обеспечению безопасности РФ” с большой долей вероятности могут привести к тому, что эта норма может быть применена следственными органами излишне широко, вопреки целям, предусмотренным законопроектом. Единичные негативные примеры тому уже есть, поскольку аналогичные «широкие» квалифицирующие признаки содержатся в диспозициях иных норм Особенной части УК общеуголовного характера, например, ст. 105 или ст. 213», – заметил Сергей Колосовский.