×

Защиту национальных интересов России предлагается дополнить конфискацией

Депутаты рассмотрят поправки в УК и УПК, согласно которым имущество, используемое для деятельности, направленной против безопасности РФ, будет подлежать конфискации
Фото: «Адвокатская газета»
По мнению одного из экспертов «АГ», законопроект следует сложившемуся запросу общества на усиление мер ответственности за совершение преступлений против безопасности РФ. Другой считает, что поправки обусловлены сегодняшней ситуацией, когда действия, направленные против безопасности государства, очевидно, финансируются из-за рубежа, при этом он обратил внимание, что некоторые формулировки новелл могут привести к применению их следственными органами излишне широко, вопреки целям, предусмотренным законопроектом.

Группа депутатов внесла в Госдуму поправки в УК и УПК РФ (законопроект № 533912-8), направленные на защиту национальных интересов России, прав и свобод граждан от преступной деятельности и угроз национальной безопасности.

Согласно поправкам, ст. 48 «Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград» УК РФ будет применяться и в случае совершения преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 207.3, ст. 280, ч. 1 ст. 280.1, ст. 280.3, ч. 1 ст. 280.4, ч. 1 ст. 282, ст. 282.4, ч. 1 и 2 ст. 284.1, ст. 284.2, ст. 284.3 и ст. 354.1 Кодекса. То есть лишение специальных званий будет применяться за распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженными Силами России, госорганами своих полномочий; за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, к нарушению территориальной целостности РФ либо к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства; публичную дискредитацию российской армии; за возбуждение ненависти либо вражды; за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики; за осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организаций, запрещенных в России; за призывы к введению санкций в отношении РФ и ее граждан; за содействие в исполнении решений международных организаций, в которых Россия не участвует; за реабилитацию нацизма.

Также вносятся поправки в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 «Конфискация имущества», расширяющие перечень преступлений, по которым возможно изъятие активов, за счет включения в него деяний, совершенных из корыстных побуждений в рамках ст. 207.3 и 280.4 УК, то есть за распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ, исполнении госорганами своих полномочий и публичные призывы к осуществлению деятельности против безопасности государства.

Кроме того, изложен в новой редакции п. «в» ч. 1 этой же статьи, согласно которому конфискации будут подлежать деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для деятельности против безопасности РФ, путем совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных в примечании к ст. 280.4 УК. По мнению авторов поправок, эта новелла пресечет финансирование таких преступлений. «Аналогичный подход уже установлен в уголовном законодательстве в целях пресечения финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации)», – отмечено в пояснительной записке.

В свою очередь, ч. 2 ст. 280.4 «Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства» УК дополняется пунктами «г» (из корыстных побуждений или по найму) и «д» (по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы). В примечание к этой статье вносятся изменения, относящие к деятельности, направленной против безопасности РФ, все преступления диверсионной направленности (ст. 281–281.3 УК).

Законопроект также дополняет п. 8 ч. 1 ст. 73 «Обстоятельства, подлежащие доказыванию», ч. 3 ст. 115 «Наложение ареста на имущество», ч. 6 ст. 208 «Основания, порядок и сроки приостановления предварительного следствия», п. 10.1 ч. 1 ст. 299 «Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора», п. 4.1 ст. 307 «Описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора» УПК указанием на их применение в отношении преступлений, предусмотренных в примечании к ст. 280.4 УК.

В своем отзыве Правительство РФ поддержало поправки со ссылкой на то, что они не противоречат актам более высокой юридической силы, в том числе Договору о Евразийском экономическом союзе.

Заместитель председателя КА «Нянькин и партнеры» Алексей Нянькин полагает, что законопроект следует сложившемуся запросу общества на усиление мер ответственности за совершение преступлений против безопасности РФ. По его мнению, расширение основания применения дополнительного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, отнесенных примечанием к ст. 280.4 УК РФ, к преступлениям против безопасности государства является обоснованным.

«Корыстный характер совершения действий, охваченных диспозицией ст. 280.4 УК РФ, с учетом внесения дополнения ч. 2 квалифицирующим признаком “из корыстных побуждений или по найму”, справедливо включен в перечень оснований для применения конфискации имущества как иной меры уголовно-правового характера. В целях пресечения необоснованно расширительного применения конфискации законодателем предлагается новая редакция пункта «в» ст. 104.1 УК РФ. Устранен пробел в примечании к ст. 280.4 УК РФ, которое дополнено преступлениями, содержащими в своем составе объективную сторону диверсии (ст. 281–281.3 УК РФ). Часть законопроекта, касающаяся уголовного судопроизводства, приведена в соответствие с предлагаемыми поправками в нормы материального права. В целом законопроект соответствует сложившимся тенденциям в уголовной политике РФ, не должен и не может рассматриваться как явно репрессивный, поскольку отражает значимость для государства как предупреждения таких преступлений, так и справедливости применения мер наказания и иных мер уголовно-правового характера с учетом содеянного», – заключил Алексей Нянькин.

Адвокат АП Свердловской области Сергей Колосовский отметил, что поправки понятны и логично обусловлены сегодняшней ситуацией, когда действия, направленные против безопасности государства, очевидно, финансируются из-за рубежа. При этом изменения носят точечный характер, поэтому, по его мнению, вряд ли окажут существенное влияние на правоприменительную практику в целом.

«Вместе с тем один момент настораживает. Предлагается ввести п. «д» в ч. 2 ст. 280.4 УК, содержащий формулировку “по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы”. Направленность мысли законодателя понятна и в целом, вероятно, отвечает текущему моменту, однако такие широкие открытые формулировки, как, например, “в отношении какой-либо социальной группы”, с учетом такой же открытости диспозиции нормы – “призывы к воспрепятствованию исполнения органами власти и их должностными лицами своих полномочий по обеспечению безопасности РФ” с большой долей вероятности могут привести к тому, что эта норма может быть применена следственными органами излишне широко, вопреки целям, предусмотренным законопроектом. Единичные негативные примеры тому уже есть, поскольку аналогичные «широкие» квалифицирующие признаки содержатся в диспозициях иных норм Особенной части УК общеуголовного характера, например, ст. 105 или ст. 213», – заметил Сергей Колосовский.

Рассказать:
Яндекс.Метрика