×

Будущее сквозь призму прошлого

Развитие институтов помощника адвоката и стажера адвоката в российском праве: ретроспективный анализ
Материал выпуска № 12 (221) 16-30 июня 2016 года.

БУДУЩЕЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПРОШЛОГО

Становление и развитие институтов помощника и стажера адвоката в российском праве


Институты помощника адвоката и стажера адвоката являются значимыми звеньями в структуре российской адвокатуры, поскольку стажеры и помощники адвоката не только содействуют осуществлению адвокатской деятельности, но и представляют собой будущее поколение отечественных адвокатов.

После ликвидации дореволюционной присяжной адвокатуры вопросы законодательной регламентации правового положения лиц, содействующих осуществлению адвокатской деятельности, не возникали и не были отражены в каких-либо нормативных актах.

В Положении «О коллегии защитников» от 5 июля 1922 г. институт стажировки не предусматривался, но ввиду необходимости формирования кадрового состава адвокатуры данный институт фактически существовал на ненормативной основе, при этом де-факто стажеры были приравнены к членам коллегии защитников, пользовались всеми правами, предоставленными защитникам, и несли дисциплинарную ответственность наравне с членами коллегии защитников.

Цели и назначение стажировки
Институт стажера адвоката впервые получил нормативное закрепление в постановлении Совета народных комиссаров СССР от 16 августа 1939 г. № 1219 «Об утверждении Положения об адвокатуре СССР», а организационные аспекты деятельности стажера адвоката были прописаны в Инструкции Народного комиссариата юстиции СССР от 23 апреля 1940 г. № 47 «О порядке прохождения стажерами практики в юридических консультациях коллегий адвокатов».

В последующем была сохранена двухуровневая система регулирования правового положения стажеров адвокатов посредством положений об адвокатуре, принимаемых республиками, входившими в состав СССР, и инструкций Министерства юстиции СССР.

Целью прохождения стажировки определялась подготовка к самостоятельной адвокатской работе (Инструкция 1940 г.). В Инструкции 1950 г. определена аналогичная по смыслу цель, но речь уже велась не об адвокатской работе, а о самостоятельной адвокатской деятельности. Эта формулировка по своему смысловому содержанию в большей степени соответствовала особенностям предназначения адвокатуры. В Инструкции 1973 г. цель стажировки определялась аналогично. В Инструкции 1986 г. цели стажировки были определены более развернуто: приобретение теоретических и практических навыков для выполнения обязанностей адвоката, углубленное изучение специфики работы адвоката, ее научной организации, разносторонней деятельности президиумов коллегий, выявление качеств специалиста в целях его наиболее целесообразного и эффективного использования в коллегии адвокатов.

Срок стажировки первоначально устанавливался длительностью до 1 года с возможностью его сокращения в случае успешного прохождения стажировки (Инструкция 1940 г.), а затем получил более детальную правовую регламентацию в зависимости от уровня образования стажера: 6 месяцев (высшее юридическое образование) или 1 год (среднее юридическое образование). Затем срок стажировки был установлен не столь конкретно: не менее 6 месяцев (Положение об адвокатуре 1962 г.), но к завершению настоящего периода он стал относительно определенным: от 6 месяцев до 1 года (Положение об адвокатуре 1980 г., Инструкция 1986 г.), при этом для достижения целей стажировки было введено правило, согласно которому в срок стажировки не засчитывалось длительное отсутствие стажера по причинам болезни, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы и иным обстоятельствам (Инструкция 1986 г.).

Единая типовая программа стажировки была введена лишь с принятием Инструкции 1986 г., в которой предусматривалось, что она должна была дополняться индивидуальными планами, разработанными непосредственно руководителями стажировки и утверждаемыми Президиумом коллегии адвокатов. До этого определение программы стажировки нормативно не регламентировалось, а ее составление производилось индивидуально для каждого стажера.

Индира РАГУЛИНА,
адвокат АП г. Москвы, научный сотрудник Евразийского НИИ проблем права

Источник публикации: Евразийский юридический журнал. 2015. № 10 (89) (http://www.eurasialegal.info/).

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 12 за 2016 г.

Яндекс.Метрика