×

Дефиниция порнографии

Группа депутатов Госдумы, в числе которых председатели трех ее комитетов (по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, по безопасности и по конституционному законодательству), внесли на рассмотрение нижней палаты парламента законопроекты, предусматривающие ужесточение наказания за преступления, связанные с половой неприкосновенностью несовершеннолетних и изготовлением детской порнографии.
Материал выпуска № 1 (42) 1-15 января 2009 года.

ДЕФИНИЦИЯ ПОРНОГРАФИИ

Группа депутатов Госдумы, в числе которых председатели трех ее комитетов (по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, по безопасности и по конституционному законодательству), внесли на рассмотрение нижней палаты парламента законопроекты, предусматривающие ужесточение наказания за преступления, связанные с половой неприкосновенностью несовершеннолетних и изготовлением детской порнографии.

Народные избранники предлагают усилить меры юридического воздействия на лиц, которые растлевают молодое поколение, причем не только своими действиями, но и специфической продукцией. Оба законопроекта подготовлены в рамках «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности».

Необходимость принятия федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних» обусловливается, по мнению авторов документа, «несовершенством уголовного законодательства Российской Федерации, отсутствием в нем норм, регламентирующих ответственность за сексуальное совращение, нравственное растление и сексуальную эксплуатацию несовершеннолетних».

Действительно, уголовная статистика свидетельствует о крайне неблагоприятных тенденциях в этой сфере. В 2007 г. в отношении детей и подростков было совершено 8805 преступлений, сопряженных с насильственными действиями сексуального характера. С 2003 г. более чем в семь раз (до 5405 человек в 2007 г.), возросло число детей, потерпевших от ненасильственных половых преступлений. В стране распространяется гомосексуальная педофилия. В период с 2003 по 2007 гг. число мальчиков, пострадавших от ненасильственного мужеложства возросло в 23 раза (со 129 до 3692 человек).

Павел Крашенинников, Владимир Васильев, Владимир Плигин и другие авторы законопроекта выражают уверенность в том, что действующие нормы главы 18 УК РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности» не отвечают в полной мере требованиям международного права о приоритетной охране прав и законных интересов детей.

Установленный в ст. 134 УК РФ уголовно-правовой запрет на любые сексуальные контакты с несовершеннолетними до достижения ими 16-летнего возраста, не содержит должной дифференциации уголовной ответственности за посягательства на половую неприкосновенность ребенка в зависимости от степени их общественной опасности, характера и тяжести причиненного потерпевшему вреда. Действующая редакция этой нормы не учитывает повышенной опасности группового характера такого преступного посягательства.

В ст. 134, 135 УК РФ не предусмотрены повышенные меры уголовной ответственности за коммерческие и публичные (с использованием СМИ, зрелищных публичных мероприятий, сети Интернет, мобильной телефонной связи) формы растления несовершеннолетних, в том числе совершенные из корыстных побуждений.

За совершение преступных посягательств на половую неприкосновенность детей в ст. 134, 135 УК РФ установлены неоправданно низкие санкции – до четырех лет лишения свободы и ниже, они отнесены к преступлениям небольшой и средней тяжести. В связи с этим на них распространяется большинство актов амнистии, в следственно-судебной практике нередко допускается необоснованное прекращения уголовных дел.

Авторы поправок в УК РФ считают, что «российская уголовная политика в рассматриваемой сфере вступает в противоречие с современными тенденциями развития международного публичного права, ориентирующего государства на усиление уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности и нравственности детей».

Законопроектом предусматривается:

1) приведение норм УК РФ в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, предусматривающими защиту детей от сексуального совращения и сексуальных злоупотреблений со стороны взрослых лиц;

2) реализация в нормах уголовного законодательства положений российского законодательства, направленных на обеспечение нормального физического, психического, психосексуального, нравственного и социального развития несовершеннолетних;

3) профилактика рецидива преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних;

4) расширение правовых гарантий обеспечения половой неприкосновенности несовершеннолетних, их защиты от сексуального совращения и сексуальной эксплуатации;

5) усиление уголовной ответственности за наиболее опасные разновидности преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в том числе связанные с инцестными, коммерческими, организованными и транснациональными видами таких криминальных посягательств на детей, публичными формами их растления.

В частности, в соответствии с законопроектом в ст. 47 УК РФ увеличивается срок, на который лицо лишается права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного вида наказания (до десяти лет), а также в качестве дополнительного вида наказания (до трех лет – за совершение преступлений небольшой тяжести, от одного года до десяти лет – за совершение преступлений средней тяжести и от трех до двадцати лет – за совершение тяжких и особо тяжких преступлений).

В квалифицированных составах ст. 134, 135 УК РФ предлагается установить повышенную уголовную ответственность за массовые, публичные формы растления детей, в том числе с использованием СМИ, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. В тех же статьях УК РФ предлагается ввести в качестве квалифицирующего признака совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних «из корыстных побуждений».

Наконец, ст. 134 УК РФ дополняется частью третьей, предусматривающей лишение свободы на срок от четырех до десяти лет за совершение полового сношения или иных действий сексуального характера в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, если они совершены организованной группой или повлекли по неосторожности психическое расстройство, самоубийство потерпевшего (потерпевшей), заражение его (ее) ВИЧ-инфекцией либо иные тяжкие последствия.

Как бы в развитие отдельных положений описанного документа проект закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции» призван защитить детей от разлагающего влияния порнографии, ставшей доступной для них «благодаря» в том числе и современным компьютерным технологиям.

Спрос рождает предложение. По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), годовой оборот мирового рынка детской порнографии составляет от 2,2 до 3,3 млрд евро. Депутаты считают, что пока общество не поставит вне закона потребителя этой продукции, количество желающих извлечь из этого высокорентабельного вида бизнеса прибыль вряд ли сократится.

По данным Генпрокуратуры, в 2007 г. было зарегистрировано лишь 299 преступлений в сфере оборота детской порнографической продукции, 137 из них – с использованием сети Интернет. Помимо оборота «детской порнографии» широкий размах в России приобрел рынок порнографической продукции, который, как полагают в Генпрокуратуре РФ, стимулирует совершение половых преступлений в отношении малолетних детей.

Авторы законопроекта обращают внимание на то, что в российском законодательстве до сих пор отсутствуют законодательные определения понятий «порнографическая продукция», «порнографическая продукция с порнографическим изображением или описанием несовершеннолетнего» (детская порнография), что позволяет преступникам уходить от уголовной ответственности и наказания.

В законопроекте предлагается выделить изготовление и оборот порнографической продукции, в том числе с использованием изображений детей, в самостоятельную ст. 151.1 в главе преступлений против семьи и несовершеннолетних. Максимальное наказание за преступления данного вида – до 15 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от семи до двадцати лет или без такового. Для сравнения в настоящее время максимальный срок наказания за аналогичные преступления согласно ст. 242.1 УК РФ – 8 лет лишения свободы.

Кроме того, даются соответствующие международным стандартам определения понятий «детская порнография» и «порнографическая продукция». Так, под порнографической продукцией понимаются «не являющиеся объектами культурного наследия, не представляющие художественной ценности и не имеющие научного, медицинского или учебного назначения материалы и предметы, содержащие описание или фото- видео- или иное изображение либо половых органов человека, либо реально совершаемого человеком или имитируемого им полового акта».

Под «детской порнографией» предлагается понимать предусмотренную Примечанием 1 к ст. 242 УК РФ порнографическую продукцию, в которой содержится «изображение или описание сексуального характера либо несовершеннолетнего, в том числе реально совершающего или имитирующего половой акт или иные действия сексуального характера; либо половых органов несовершеннолетнего; либо имитирующего несовершеннолетнего или его половые органы совершеннолетнего лица, реально совершающего или имитирующего половой акт или иные действия сексуального характера».

Законопроектом устанавливается уголовная ответственность за распространение, публичную демонстрацию или рекламирование порнографической продукции среди несовершеннолетних, либо вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста. Кроме того, вводится уголовная ответственность за незаконные изготовление и оборот порнографической продукции, совершенные при наличии квалифицирующих обстоятельств, таких как совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, с извлечением дохода в особо крупном размере.

Константин КАТАНЯН,
директор Института политико-правового анализа

"АГ" № 1, 2009