×

Помещения по конкурсу

Почему адвокатам отказывают в пролонгации договоров аренды
Материал выпуска № 1 (42) 1-15 января 2009 года.

ПОМЕЩЕНИЯ ПО КОНКУРСУ

С 2 июля 2008 г. вступила в силу правовая норма, закрепленная в статье 17.1 Федерального закона от 26  июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Этот же порядок, по мнению территориальных органов по управлению государственным и муниципальным имуществом, распространяется на случаи пролонгации договоров аренды служебных помещений.

Первый сигнал о проблеме пролонгации договоров аренды, заключенных ранее адвокатскими образованиями, поступил из Адвокатской палаты Ульяновской области. Территориальный Комитет по управлению городским имуществом отказал адвокатуре в пролонгации ранее заключенных договоров аренды нежилых помещений без проведения конкурсов или аукционов.

Федеральная палата адвокатов сразу же направила в адрес Департамента правового регулирования и контроля в сфере правовой помощи Минюста России письмо с просьбой вмешаться в ситуацию и принять необходимые меры, так как под угрозой оказалась деятельность очень многих коллегий адвокатов, арендующих государственные и муниципальные помещения. Более того, в ряде субъектов РФ, в частности в Кемеровской области, по этой причине несколько коллегий адвокатов в 2008 г. были вынужденно ликвидированы, а адвокаты разошлись по адвокатским кабинетам.

Поскольку 75% российских адвокатов осуществляют профессиональную деятельность в коллегиях, массовая ликвидация этих адвокатских образований в случае, если адвокатам будут отказывать в пролонгации ранее заключенных договоров аренды без проведения конкурсов, серьезно затруднит обеспечение населения квалифицированной юридической помощью, а также отправление уголовного судопроизводства с участием адвокатов в качестве защитников, в первую очередь, по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда.

Таким образом, адвокатская проблема грозит перерасти в проблему для граждан и для правосудия. Это дает основания надеяться, что органы государственной власти вынуждены будут откликнуться на призыв ФПА и выработать механизм реализации требований п. 3 ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» о выделении адвокатским образованиям служебных помещений, в том числе об упрощенном порядке их аренды.

Жаль только, что некоторые государственные чиновники, принимая решения, например, об участии адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению «путем проведения торгов в форме конкурса с последующим заключением государственного контракта на оказание услуг адвокатов» или об аренде служебных помещений адвокатскими образованиями на конкурсной основе забывали советоваться с адвокатами о возможных последствиях принятия таких решений. Жаль также, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере адвокатуры, по каким-то причинам не препятствовал осуществлению подобного нормативно-правового регулирования правоотношений в этой сфере, несмотря на то, что на него возложены функции по контролю и надзору за исполнением законодательства об адвокатуре всеми государственными органами и должностными лицами.

Результаты недавней встречи представителей адвокатуры с новым руководством Минюста России вселяют в нас уверенность, что ситуация должна кардинально измениться и на смену формальным отношениям между адвокатурой и властью придут отношения эффективного сотрудничества и взаимодействия в целях решения задачи по оказанию квалифицированной юридической помощи гражданам.

Тем не менее, не следует ожидать, когда проблема, связанная с арендой служебных помещений адвокатскими образованиями, будет оперативно решена нормативно-правовым способом, – необходимо самим искать пути выхода из сложной ситуации и вырабатывать правоприменительную практику.

С этой точки зрения положительное значение имеет опыт Адвокатской палаты Республики Алтай.
Президент Адвокатской палаты А.П. Ганжа, письменно уведомив начальника Управления по имуществу и земельным отношениям г. Горно-Алтайска (далее – Управление) о намерении НО «Коллегия адвокатов Республики Алтай» заключить новый договор аренды занимаемого помещения в связи с истечением срока предыдущего договора, высказал мнение о неправомерности применения к адвокатским образованиям нового порядка передачи помещения в аренду по результатам конкурса или аукциона.

Свое мнение он обосновал ссылкой на ст. 621 ГК РФ, предоставляющей добросовестному арендатору преимущественное перед другими лицами право заключения договора аренды на новый срок, и предупредил, что в случае заключения договора аренды помещения с иным победителем конкурса или аукциона на имущество, арендуемое коллегией адвокатов, у последней возникнет право оспаривания такого договора.

Кроме того, он обратил внимание начальника Управления на то обстоятельство, что в соответствии с п. 4 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) порядок проведения подобных конкурсов и аукционов и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса устанавливаются Правительством РФ. Однако на момент обращения в Управление какой-либо нормативный акт по этому вопросу Правительством РФ принят не был.

В связи с возникшей ситуацией, по обращению начальника Управления, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы со ссылкой на п. 3 ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» дал разъяснение о том, что на основании п. 3 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции возможно заключение с адвокатским образованием договора аренды нежилого помещения без проведения процедуры торга (текст разъяснения приводится ниже).
Как будет складываться правоприменительная практика по этому вопросу в других субъектах РФ, покажет время. Мы же будем изучать ситуацию и информировать о ее развитии.

 


Федеральная антимонопольная служба
Управление по Республике Алтай

07.11.2008     № 1298/06
На № 911 от 23.10.2008 Начальнику
МУ «Управление по имуществу
и земельным отношениям г. Горно-Алтайска Г.Ф. Червонову

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай, рассмотрев Ваше обращение, разъясняет положения ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции».

В соответствии с данной статьей начиная с 2 июля 2008 г. договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, вне зависимости от того, закреплено ли это имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями (при условии, что этим имуществом они могут распоряжаться только с согласия собственника) или не закреплено (далее – договоры передачи имущества), могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, если указанные права на это имущество предоставляются на основании:
1) актов Президента РФ, решений Правительства РФ;
2) решения суда, вступившего в законную силу;

3) федерального закона, устанавливающего иной порядок распоряжения этим имуществом.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 30 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения.

Следовательно, на основании п. 3 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» возможно заключение договора аренды нежилого помещения с ННО «Палата адвокатов Республики Алтай» и НО «Коллегия адвокатов Республики Алтай» без проведения процедуры торгов.

Руководитель управления  Н.А. Елабаева


Юрий САМКОВ,
руководитель Управления по адвокатуре
и адвокатской деятельности ФПА РФ

"АГ" № 1, 2009