×

Изъяны закона или дефекты правоприменения?

Сенаторы и адвокаты обсудили проблемы уголовной практики
Материал выпуска № 23 (160) 1-15 декабря 2013 года.

ИЗЪЯНЫ ЗАКОНА ИЛИ ДЕФЕКТЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ?

Сенаторы и адвокаты обсудили проблемы уголовной практики

Первая полоса

13 ноября в Санкт-Петербурге было проведено заседание круглого стола «Современные проблемы уголовной адвокатуры». Организаторами мероприятия выступили Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества и Федеральная палата адвокатов РФ.


В дискуссии приняли участие председатель Комитета СФ Андрей Клишас, его заместители Алексей Александров и Константин Добрынин, президент ФПА РФ Евгений Семеняко, вице-президенты ФПА Юрий Пилипенко и Генри Резник, заместитель министра юстиции РФ Елена Борисенко, представители Верховного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, адвокаты Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Государство готово взаимодействовать
В числе наиболее острых проблем уголовной практики Андрей Клишас назвал часто необоснованное содержание под стражей подозреваемых, проведение широкомасштабных PR-акций следственных действий, коррупциогенность уголовной сферы, неизжитую проблему «карманных адвокатов» и, как следствие, неисполнение в отношении граждан конституционных гарантий на получение квалифицированной юридической помощи.

Поддерживая коллегу, его первый заместитель Алексей Александров заметил, что адвокат в уголовном процессе защищает не только своего доверителя, но и российскую Конституцию. Борьба эта часто оказывается безрезультатной, и нужно понять, почему это происходит.

Замминистра юстиции Елена Борисенко была еще более категорична. Она заметила, что нет смысла говорить о проблемах, если при этом не найти способов их решения. Минюст имеет особые виды на адвокатуру, рассчитывая на поддержку сообщества в деле гуманизации уголовной сферы. «Голос ФПА слышен на всех уровнях власти, – отметила Елена Адольфовна. – Голос громкий, и к нему прислушиваются».

Говоря о взаимодействии с Федеральной палатой адвокатов, Борисенко подчеркнула, что ее специалисты активно участвуют в подготовке важных процессуальных документов. Сейчас, например, в Минюсте ждут предложений по готовящемуся к принятию Положению о порядке доступа к лицам, содержащимся под стражей.

Елена Адольфовна коснулась и волнующего ФПА вопроса о статусе адвокатского удостоверения (как известно, не во всех государственных учреждениях его признают как документ, удостоверяющий личность). Она заметила, что это технический, но немаловажный вопрос, который требует решения.

Корень проблем в законе или в практике?
Горячая дискуссия завязалась после выступления зампреда Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Константина Добрынина, заметившего, что уголовная адвокатура в настоящее время находится в «юридических окопах» и подвержена таким негативным явлениям, как «карманные адвокаты», безразличное отношение адвокатов к нарушениям прав подзащитных, отсутствие эффективного механизма контроля за качеством помощи, оказываемой адвокатами по назначению.

Член Совета Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга Юрий Новолоцкий позволил себе усомниться в том, что проблемы уголовной адвокатуры заключаются в ней самой, отметив: главная проблема современного уголовного процесса «в бесконечно разлившемся правовом нигилизме, который исходит от правоохранительных органов». Силовики, по мнению Юрия Михайловича, часто препятствуют реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь. Задержанные не имеют возможности связаться с адвокатом, им не разъясняют их права, а сами адвокаты с ордерами могут часами дожидаться свиданий со своими доверителями. Новолоцкий предложил дополнить УПК РФ положением, предусматривающим обязательную реализацию права задержанного пользоваться услугами адвоката с момента задержания.

Услышав это предложение, Константин Добрынин заметил, что такую же поправку предложили сами законодатели в проекте федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Выразив удовлетворение готовностью законодателей разрешить проблемы действующего УПК, президент ФПА РФ Евгений Семеняко отметил при этом, что совершенствовать законодательство можно бесконечно, но еще важнее добиваться исполнения действующих норм. Этой же позиции придерживается Генри Резник, который сформулировал ее еще более жестко: подменять детальной регламентацией правоприменителя – значит скатываться в идиотизм. Устранить правоприменителя из процесса не удастся.

«Беда наша в другом, – сказал Генри Маркович. – Правоохранители и судьи заряжены на репрессивное применение закона. Несмотря на то что закон велит применять такую меру, как содержание под стражей, только в случаях, когда применение других, более мягких, мер невозможно, применяется именно эта мера. А дальше следственным органам непременно нужно добиться передачи дела в суд. И с этого момента уже неважно, как пойдет судебное разбирательство. Ведь для того, чтобы добиться оправдания человека, попавшего на скамью подсудимых, защите мало вызвать у суда сомнения в его виновности – нужно полностью разрушить обвинение, а это происходит крайне редко. Оттого у нас столь низок процент оправдательных приговоров. Эффективным инструментом противодействия обвинительному уклону мог бы стать суд присяжных, но его компетенцию свели к ничтожному минимуму».

Генри Резник предложил законодателям подумать о возрождении института народных заседателей. Резюмируя свое выступление, он призвал участников круглого стола не выдавать дефекты правоприменения за дефекты действующего закона.

Способы решения
Согласившись с утверждениями Евгения Семеняко и Генри Резника, Елена Борисенко высказала мысль, что эффективным инструментом улучшения уголовно-процессуальной практики может стать мониторинг применения уголовного законодательства, который проводит Министерство юстиции. Тут же была достигнута договоренность, что ФПА и региональные адвокатские палаты примут участие в этом мониторинге, аккумулируя и предоставляя в Минюст собственную информацию по фактам нарушения УПК.

Кроме того, участники круглого стола приняли решение о том, что ФПА подготовит пакет предложений по совершенствованию УПК в Комитет СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества. Уже в ближайшее время это предложение будет вынесено на утверждение Советом ФПА.

Подводя итог встречи, Андрей Клишас отметил, что проблемы правоприменения сегодня часто оказываются важнее, чем проблемы законодательства. Между тем до сих пор не исполнено более 50 решений Конституционного Суда, посвященных проблемам неправильного толкования и применения уголовно-процессуального законодательства.

Решить все проблемы в этой сфере невозможно. Но вполне реально добиться немалого прогресса при условии тесного взаимодействия всех субъектов уголовного процесса, включая судейский корпус, следственные органы и прокуратуру. Законодатели и представители Министерства юстиции также намерены активно участвовать в решении этих задач.

От редакции. Пока материал готовился в печать, нам стало известно, что члены Совета Федерации В.А. Тюльпанов, А.А. Клишас и К.Э. Добрынин в качестве законодательной инициативы внесли на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Законопроектом предусматривается обязательность участия защитника в составлении протокола задержания и предоставляется возможность самому подозреваемому уведомить своих родственников и защитника о задержании по телефону или иным видом связи.

Александр КРОХМАЛЮК,
корр. «АГ»



Яндекс.Метрика