×

Компенсация от правительства

Установление оплаты, противоречащее Конституции РФ
Материал выпуска № 12 (125) 16-30 июня 2012 года.

КОМПЕНСАЦИЯ ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Установление оплаты, противоречащее Конституции РФ

Гульбарият Черкесова, адвокат АП Республики Дагестан, считает, что необходимо изменить размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда.

Унизительные расценки

В г. Южносухокумске Республики Дагестан количество избирателей не превышает пяти тысяч. Это город, где нет ни одного светофора, но есть суд, прокуратура, полиция и два адвоката. Таких городов в России множество.

Южносухокумск – город нефтяников, но из 16 скважин работает только одна. За неимением у граждан средств для оплаты услуг адвоката следственные органы и суд часто назначают адвоката для оказания правовой помощи гражданам.

По постановлению суда от 25 ноября 2011 г. за проведение уголовного дела по ст. 158 УК РФ, ч. 2, п. «б» и «в», постановлено выплатить из государственного бюджета 330 рублей в мою пользу. По постановлению от 15 декабря 2011 г. за проведение уголовного дела по ст. 158 УК РФ, ч. 2, п. «в», постановлено взыскать из средств бюджета РФ 660 руб.

Противоречие положениям Конституции

Установление мизерных вознаграждений за труд адвокатов по назначению стало возможным в связи с тем, что размеры оплаты их труда установлены не федеральным законом, а исполнительным органом – Правительством РФ в соответствии с п. 8 ст. 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Данная норма закона противоречит Конституции РФ, а именно:

1. Статье 7 Конституции РФ, в которой установлено, что государство создает условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека; гарантирует МРОТ для всех своих граждан, без всякой дискриминации – и для адвокатов, и для наемных работников.

2. Части 3 ст. 17 Конституции РФ – об осуществлении прав и свобод человека и гражданина без нарушения прав и свобод других граждан.

Государство гарантирует бесплатную квалифицированную правовую помощь гражданам федеральными законами, а вознаграждение тем гражданам, которые осуществляют эти гарантии, – адвокатам – устанавливается Правительством РФ – исполнительным органом, а не федеральным законом.

Получается, что адвокаты обеспечивают гарантии государства, но самим адвокатам  в случае исполнения ими государственных гарантий достойная оплата их труда федеральным законом не гарантируется. Можно ли вести речь о государственных гарантиях по обеспечению граждан квалифицированной юридической помощью, когда они установлены за счет части граждан?

3. Статье 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом.

Разве может адвокат, участвующий в деле по назначению, который получает 298 рублей за день участия в защите по уголовному делу любой сложности, считать себя равным перед законом и судом, когда государственный обвинитель, участвующий в деле, получает, независимо от его трудов, намного больше адвоката? А судьи получают плату, в сотни раз превышающую оплату труда адвокатов по назначению?

4. Части 3 ст. 37 Конституции РФ, гарантирующей гражданам оплату их труда без какой-либо дискриминации.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ МРОТ определяется федеральным законом. Компенсации работникам по найму, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей, устанавливаются федеральным законом – ст. 170 ТК РФ. А компенсации адвокатам, исполняющим свою работу по назначению от имени государства, устанавливаются только исполнительным органом – Правительством РФ.

Позиция КС РФ

Конституционный Суд РФ высказал свою правовую позицию по вопросу оплаты труда адвокатов по назначению. По заявлению адвокатов Конституционный Суд признал, что Постановление Правительства от 4 июля 2003 г. № 400 «О размере, оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда» не является предметом оспаривания в Конституционном Суде.

Однако Конституционный Суд не может признать, что Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» не является предметом оспаривания.

Конституционный Суд признал, что «выбор гражданином той или иной формы реализации права на свободное распоряжение своими способностями к труду (заключение трудового договора с работодателем, заключение контракта о прохождении службы, индивидуальная предпринимательская деятельность, приобретение статуса адвоката и пр.) влечет для него определенные правовые последствия», имея в виду в том числе и отрицательные последствия (постановление КС РФ от 9 февраля 2012 г. № 2-П).

Также Конституционный Суд указал, что адвокаты в отличие от наемных работников «самостоятельно организуют работу по выполнению взятых на себя обязательств и несут ответственность за их надлежащее исполнение, сами регламентируют продолжительность своего рабочего времени и степень нагрузки» (определение КС РФ от 29 сентября 2011 г. № 1278-О-О). Эти выводы сделаны исходя из характера адвокатской деятельности, когда адвокаты оказывают квалифицированную юридическую помощь за вознаграждение по соглашению сторон или по решениям адвокатской палаты о минимальных расценках стоимости услуг адвоката.

В определении КС РФ от 12 апреля 2011 г. № 550-О-О не разъясняется суть исполнения адвокатами по назначению именно государственных задач по обеспечению государственных гарантий перед гражданами. Выводы сделаны исходя из характера адвокатской деятельности, когда адвокаты оказывают квалифицированную юридическую помощь за вознаграждение по соглашению сторон или по решениям адвокатской палаты о минимальных расценках стоимости услуг адвоката.

Между тем адвокаты по назначению реализуют не только свое право на труд, но прежде всего обязанности государства перед своими гражданами. Об оказании бесплатной юридической помощи во всех случаях выносятся постановления, то есть фактический допуск адвоката к выполнению своих обязанностей начинается не с соглашения с поручителем, а с возложения на адвоката государством обязанностей о бесплатном оказании правовой помощи гражданину в целях исполнения гарантий, предусмотренных Конституцией РФ.

Конституционный Cуд не учел того, что адвокаты, зная, что по назначению они получат 298 рублей за ведение уголовного дела любой сложности, не имеют права отказаться от защиты по назначению ни по каким причинам, в том числе по причине недостойного вознаграждения их труда, тогда как по соглашению с поручителем адвокат имеет такое право. Получив постановление о назначении, адвокат приступает к своей работе от имени государства, осуществляя гарантии государства по оказанию бесплатной квалифицированной правовой помощи в соответствии со ст. 48 Конституции РФ.

Некоторые судьи КС РФ высказывали и другие мнения – о необходимости поставить оплату адвокату, выполняющему свои обязанности от имени государства, в зависимость от оплаты его труда по другим делам.

***

Считаю необходимым обратиться к Президенту РФ от имени всего адвокатского сообщества с тем, чтобы был рассмотрен вопрос об установлении нового размера и порядка оплаты труда адвоката, выполняющего свои обязанности от имени государства в порядке осуществления государственных гарантий, – не ниже средней заработной платы судьи и прокурора за день участия в суде либо не ниже средней заработной платы адвоката по России за день участия по соглашению.

Яндекс.Метрика