×

Налоговая служба онлайн

ФНС вводит в эксплуатацию интернет-сервис, признанный законным способом общения между налогоплательщиками и налоговыми органами
Материал выпуска № 3 (188) 1-15 февраля 2015 года.

НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ОНЛАЙН

ФНС вводит в эксплуатацию интернет-сервис, признанный законным способом общения между налогоплательщиками и налоговыми органами

Недавно был принят Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 347-ФЗ (далее – Федеральный закон № 347-ФЗ), нормы которого ввели в понятийный аппарат Налогового кодекса РФ понятие «личный кабинет налогоплательщика». В соответствии с новой ст. 112 НК РФ личный кабинет налогоплательщика – это информационный ресурс ФНС в сети Интернет, который может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и исполнения своих обязанностей в случаях, установленных НК РФ.

Другими словами, это новый электронный сервис, разработанный ФНС не только в целях доведения до налогоплательщика информации касательно его налоговых обязательств, но и позволяющий наладить «бесконтактное» документарное общение налогоплательщика и налогового органа.

Надо отметить, что этот механизм начал отрабатываться ФНС России в «тестовом» режиме уже несколько лет назад и за это время личный кабинет открыли более 10 миллионов физических лиц, что явилось подтверждением востребованности у налогоплательщиков такого удобного способа общения с налоговым органом в электронной форме. Однако все это время ресурс мог использоваться только в качестве информационного ресурса типа «Узнай свою задолженность», поскольку документооборот, связанный с исполнением обязанности по уплате налога, в соответствии с Налоговым кодексом РФ предполагает личное присутствие налогоплательщика (его представителя) в налоговом органе либо использование услуг почтовой связи, либо наличие телекоммуникационного канала связи с налоговым органом, в том числе через оператора электронного документооборота с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, полученной в установленном законом порядке.

Признав эксперимент удачным, было принято решение «узаконить» такой способ связи между налоговым органом и налогоплательщиком, тем самым значительно увеличив его функциональные возможности в налоговых правоотношениях.

В отношении документов, исходящих от налогового органа, новый сервис предполагается в качестве замены бумажного документооборота. Поэтому для получения документов от налогового органа в электронной форме (налоговых уведомлений, требований об уплате налога, о представлении документов и т.п.) либо для возврата к бумажному документообороту впоследствии налогоплательщик должен уведомить налоговый орган об использовании личного кабинета или об отказе в использовании личного кабинета соответственно. В этом случае во время использования личного кабинета документы, исходящие от налоговых органов в рамках реализации ими своих полномочий, в бумажной форме налогоплательщику не направляются. Это особенно удобно в случае несовпадения места проживания и места регистрации налогоплательщика.

Что касается документов налогоплательщика, то ничто не мешает ему при наличии личного кабинета налогоплательщика принести документы в инспекцию лично или отправить их по почте.

Кроме документооборота, связанного с исполнением обязанности по уплате налогов, пеней и штрафов, личный кабинет налогоплательщика предлагает много полезных опций для налогоплательщика без личного визита в налоговую инспекцию, в том числе:

– получать и проверять информацию о своих объектах налогообложения, учитываемых налоговыми органами, уточнять сведения об имеющихся объектах налогообложения (следовательно, и свои налоговые обязательства), не дожидаясь, когда будет налажено нормальное взаимодействие между налоговыми органами и органами, обязанными предоставлять соответствующую информацию;
– контролировать состояние расчетов с бюджетной системой, получать информацию о наличии переплаты и (или) задолженности по налогам, пеням и штрафам;
– распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей;
– при наличии соответствующего соглашения между банком налогоплательщика и ФНС оплачивать налоговые платежи в режиме онлайн;
– заполнять декларацию по форме № 3-НДФЛ в режиме онлайн и направлять ее в налоговый орган в электронном виде без необходимости получения электронной цифровой подписи в установленном порядке, а также отслеживать ход и результат камеральной проверки на основе такой налоговой декларации;
– получать информацию о доходах и удержанных суммах налога, предоставляемую налоговым агентом в налоговый орган (справки 2-НДФЛ) за последние три налоговых периода;
– направлять обращения, заявления, жалобы по месту постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах.

Ольга АНУФРИЕВА,
адвокат АП г. Москвы, старший партнер АБ «Андрей Макаров и Александр Тобак»

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 3 за 2015 г.