НЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ, А СОТРУДНИЧЕСТВО
27 февраля в Федеральной палате адвокатов Объединение корпоративных юристов (ОКЮР) и юридическая фирма «ЮСТ» провели круглый стол на тему: «Сделки слияния и поглощения (M&A) в Российской Федерации: согласование с ФАС России, ФСФР России, ЦБ России. Практические проблемы и предложения по совершенствованию законодательства». В работе круглого стола участвовали представители органов власти и юридических служб крупных компаний.
Принято считать, что в основе современного мироустройства лежит противодействие государства и бизнеса. Однако, как показывает практика, эта точка зрения не всегда оправданна и на первый план может выйти не противодействие, а взаимодействие сторон. Во всяком случае, в сфере законотворчества и правоприменения намечается тенденция к тому, чтобы совместно обсуждать проблемы, с которыми сталкиваются представители государственных органов и частных компаний, и вырабатывать общие подходы к их решению.
От констатации того факта, что в законодательстве и судебной практике еще много «белых пятен», нужно переходить к активным действиям – претворять в жизнь идеи, сформулированные юристами, которые специализируются в сфере сопровождения бизнеса. Для этого необходимо наладить диалог с представителями органов государственной власти и согласовать позиции по основным вопросам. Так сформулировал одну из основных задач, которые в настоящее время ставит перед собой ОКЮР, Руслан Ибрагимов – член правления ОКЮР, вице-президент ОАО «МТС».
Первым шагов в этом направлении стал проведенный ОКЮР совместно с юридической фирмой «ЮСТ» круглый стол, на который были приглашены начальник Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по контролю и надзору в промышленности Алексей Ульянов, руководитель регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам РФ в Центральном федеральном округе Юрий Сизов и заместитель начальника Московского главного территориального управления Центрального банка РФ Дмитрий Ян.
Фирма «ЮСТ», одна из крупнейших в России, работает на рынке юридических услуг более 15 лет, и ее специалисты накопили солидный практический опыт, обобщение которого позволило им сформулировать конкретные предложения по совершенствованию законодательства. Выступления сотрудников фирмы – руководителя группы по правовому обеспечению интеллектуальной собственности Дмитрия Серёгина и юриста Виктории Назаровой – вызвали большой интерес.
Поскольку тема круглого стола – сделки M&A, т.е. сделки слияния и поглощения (от англ. merger – слияние и acquisition – поглощение), – непосредственно связана с антимонопольным законодательством, обсуждался в первую очередь основной закон в этой сфере – Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции). По мнению представителей бизнеса, многие положения Закона вызывают вопросы, поэтому следует внести в него изменения и дополнения. Как показывает практика, проблемы при получении согласия ФАС России на совершение сделок слияния и поглощения возникают в основном из-за несовершенства антимонопольного законодательства. В целом позиция ФАС вызывает глубокое уважение: отстаивая государственные интересы, это ведомство в то же время учитывает интересы бизнеса.
Среди основных причин отказов ФАС России дать согласие на совершение сделок M&A Алексей Ульянов назвал нежелание заявителей представлять информацию о реальном собственнике, а также недостоверность представляемой информации, в частности сведений о группе лиц, заключающей сделку.
Однако, по мнению участников круглого стола, проблему достоверности (или недостоверности) информации о группе лиц можно решить только при условии, что будет законодательно закреплено четкое определение понятия «группа лиц». Определение, содержащееся в Законе о конкуренции, Руслан Султанов назвал «бесконечным», заметив при этом, что в корпоративном праве нет более сложной проблемы.
Вызывает вопросы также распределение полномочий между ФАС и ее территориальными органами: сделки согласовываются с федеральной службой, но дела о нарушениях антимонопольного законодательства возбуждают территориальные органы, вряд ли учитывающие все субъективные факторы, которыми руководствуется ФАС, когда принимает решение по каждой конкретной сделке. Ведь Закон о конкуренции предоставляет ФАС России достаточно широкие возможности по собственному усмотрению определять, займет ли тот или иной хозяйствующий субъект доминирующее положение на рынке.
Мария ПЕТЕЛИНА,
заместитель главного редактора «АГ»
Полный текст читайте в "АГ" № 6, 2008