×

Нести ответственность

Президент АП Ставропольского края Ольга Руденко – о профессии, этике и авторитете адвоката
Материал выпуска № 5 (214) 1-15 марта 2016 года.

НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Президент АП Ставропольского края Ольга Руденко – о профессии, этике и авторитете адвоката

В рамках рубрики «Интервью с президентом» на вопросы корреспондента «АГ» о бесплатной юридической помощи, помощи pro bono, дисциплинарной практике, содействии адвокатам в повышении квалификации, защите их профессиональных прав и других проблемах адвокатов Ставрополья ответила президент Адвокатской палаты Ставропольского края – представитель Совета ФПА РФ в Северо-Кавказском регионе Ольга Борисовна Руденко.

– Ольга Борисовна, чем живет Адвокатская палата? Расскажите о Ваших достижениях и проблемах.
– Не сочтите за банальный каламбур, палата живет интересной, насыщенной адвокатской жизнью. Мы прилагаем максимум усилий для того, чтобы создать нашим коллегам условия для профессионального роста, дать возможность перенимать ценный опыт и развиваться творчески. Можно сказать, что определенная система повышения квалификации сложилась в палате еще с 2006 г., а благодаря созданной нами в прошлом году школе адвоката удалось поднять эту работу на качественно новый уровень.

Адвокат по определению – защитник, но при этом крайне важно, чтобы он и сам чувствовал себя защищенным. Столкнувшись с грубым попранием своих прав, давлением или другими незаконными действиями, адвокат должен знать, что не останется один на один с проблемой. При этом мы стараемся досконально разобраться в каждой возникшей ситуации и никогда никого не покрываем, если нарушен закон. Адвокат – это ведь всегда огромная ответственность. Перед законом, своими доверителями, коллегами и не меньше − перед самим собой.

На прошедшей недавно краевой конференции мы уделили большое внимание работе квалификационной комиссии и проблемам, связанным с жалобами на адвокатов. В 2015 г. количество поступивших жалоб, по сравнению с предыдущим годом, уменьшилось почти вдвое. Мы связываем это с работой Центра субсидируемой юридической помощи, благодаря которому удалось практически исключить возможные «договорные отношения» адвокатов и представителей правоохранительных органов в делах по назначению. По крайней мере, жалобы на то, что адвоката никто не видел во время следственных действий, а потом по документам оказывалось, что он везде «успевал», и даже в нескольких местах одновременно, стали большой редкостью.

Кстати, Центр обеспечивает участие адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи, а также в системе pro bono. Так что, если говорить про последние годы, пожалуй, именно эти направления − содействие адвокатам в повышении квалификации и защита их профессиональных прав, а также обеспечение доступности квалифицированной юридической помощи – стали основными в деятельности Адвокатской палаты Ставропольского края.

Проблемы? Тяжело иногда видеть равнодушие и пассивность. Мы можем предлагать и даже требовать в соответствии с законом, чтобы каждый адвокат повышал свою квалификацию. Но достучаться абсолютно до всех и тем более что-либо навязать в нравственном плане вряд ли возможно. В адвокате должен быть стержень; он должен быть последовательным и принципиальным, не сдаваться, бороться, идти до конца.

− Что дает школа адвоката и в чем ее отличие от традиционного формата обучения и повышения квалификации?
− Главная цель школы − обеспечение процесса совершенствования адвокатами профессиональных навыков, повышения квалификации и обмена опытом, содействие адвокатским образованиям в обучении стажеров и помощников, подготовке их к сдаче квалификационного экзамена.

Адвокат должен расти постоянно. И здесь всегда возникает закономерный вопрос: а окажутся ли рядом достойные наставники, учителя, коллеги, которые правильно подскажут, научат? Поэтому я рада, что у нас подобралась уникальная команда тренеров, заинтересованная в работе на результат.

Ни в коем случае не пренебрегая использованием классических методов обучения, мы внедрили интерактивные методики. Главная особенность – отработка у слушателей профессиональных навыков. Важно умение тренера так выстроить взаимоотношения со слушателями и организовать обучение, чтобы и опытные специалисты, и начинающие адвокаты чувствовали себя одинаково комфортно и гармонично.

Хочу отметить, что тренеры школы адвоката – это не специально приглашенные преподаватели, а наши коллеги, члены палаты. Разве что все они, в отличие от остальных, прошли специальные «тренинги для тренеров». Так вот, в одном из выпусков «Вестника» − корпоративного издания нашей палаты, мы опубликовали опрос тренеров – своего рода анкету, где они поделились впечатлениями о работе в школе. Ответы на вопросы были самые разные, но в одном тренеры сошлись: работа со слушателями – это дорога с двусторонним движением. Они учатся друг у друга, в этом особенность и ценность интерактивного метода, тренер и слушатель выступают как партнеры, а не как ученик и учитель.

Также для нас крайне важно подготовить адвокатов не только в сфере профессиональных знаний, но и в нравственном аспекте, с точки зрения этических требований. Мы стараемся формировать адвокатский дух, прививать ценности российской присяжной и современной адвокатуры. И опыт работы школы показывает, что те, кто прошли через эти занятия, практически не оказываются среди участников дисциплинарного производства.

– Вы назвали одним из важных принципов воспитания адвокатского духа нравственный аспект. Каким морально-этическим требованиям, на Ваш взгляд, должен удовлетворять каждый юрист?
– Очень давно в «Российском адвокате» было опубликовано интервью с Булатом Окуджавой, где он сказал, что если адвокат еще и порядочный человек, то цены ему нет. На мой взгляд, это очень точная формулировка – все в этой фразе. Можно изучить законодательство, стать профессиональным юристом, но при этом быть «адвокатом дьявола», может, не буквально как в известном фильме, но со всеми вытекающими из этого поступками.

Что касается нашей школы адвоката, это еще и возможность для претендентов понять, что такое адвокатура. Приходят в профессию по-разному. Кто-то из адвокатских династий, и у них есть достойный пример перед глазами, а кто-то далек от понятия адвокатуры и знает о ней только из фильмов. Нужно помочь этим молодым людям самим понять, а туда ли они пришли?

Я уже вспоминала очевидную истину, что адвокатура – это большая ответственность. Но для кого-то это не так уж и очевидно, кто-то рассчитывает, так сказать, прийти пожинать плоды. Не думая особо о том, что «плоды» нужно растить годами, в общем-то, как и в любой творческой профессии. Хотя могу отметить, что после наших стажировок все-таки мало кто уходит в другую сферу – большинство стажеров идет сдавать экзамен.

– Чем для Вас определяется авторитет адвоката в сообществе?
– Честностью. Уважение может заслужить только честный человек, не лицемер. Иногда очень сложно объяснить логически, опираясь на конкретные слова, что именно в человеке не так. Но даже на интуитивном уровне можно почувствовать, когда человек проповедует одну линию поведения, а делает все совершенно наоборот.

Порядочность, принципиальность – все эти качества необходимы для настоящего адвоката. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов профессионализм, настойчивость, опыт. Мудрость, в конце концов, которая даже к самому талантливому человеку приходит только с годами. Но я убеждена, что настоящий авторитет можно заработать только добросовестным отношением к своим коллегам, к своему делу. Конечно, разные люди приходят в профессию. Но те, кто приходит исключительно с корыстным настроем, надолго в адвокатуре не задерживаются. Потому что сама система их просто не вытерпит, ведь безразличием, недобросовестностью, корыстолюбием адвокат подрывает доверие к корпорации, в которой состоит. А наши коллеги этим доверием дорожат.

Беседовала Марина СИЛАНОВА,
корр. «АГ»


Яндекс.Метрика