×

Помощь vs услуги

О концептуальном разделении понятий «юридическая помощь» и «юридические услуги» в целях развития института профессионального представительства
Материал выпуска № 5 (214) 1-15 марта 2016 года.

ПОМОЩЬ vs УСЛУГИ

О концептуальном разделении понятий «юридическая помощь» и «юридические услуги» в целях развития института профессионального представительства

В связи с общественной дискуссией вокруг возможного появления в законодательстве России института профессионального представительства хочется обратить внимание участников дискуссии на существенные признаки, выделяющие профессиональное представительство из иных форм юридической деятельности, предопределяющие естественную природу осуществления судебного представительства именно адвокатами, как лицами, оказывающими юридическую помощь на профессиональной основе. Ниже вниманию участников дискуссии предлагаются тезисы, обосновывающие возможность и пользу концептуального разделения юридической деятельности на помощь и услуги в контексте осуществления профессионального представительства адвокатами.

Развитие правового государства и его судебной системы естественным образом приводит к обособлению профессионального представительства как неотъемлемого института правосудия, государственного и общественного устройства. В развитии всестороннего профессионального обеспечения судебной или иной правовой публичной коммуникации заинтересованы все – государство, общество, граждане и весь гражданский оборот в широком смысле. Увеличивающаяся сложность связей в различных слоях и средах общественных отношений влечет за собой необходимость адекватного по сложности правового регулирования – как материально-правового, так и процессуального, и требует для этого специальной функции – представителя, советника. Наличие в обществе такой обособленной функции позволяет его членам удовлетворять потребности, совершая юридически значимые действия, не тратя при этом своего времени на непосредственное разрешение конфликтов, совершение сложных бюрократических процедур.

Защита своего основанного на законе, обычае или договоре интереса как упорядоченная деятельность, признаваемая и стимулируемая государством, требует не просто общего понимания права и справедливости, а исполнения интеллектуального алгоритма, связанного с формулированием своего интереса, избранием надлежащего способа защиты, установлением надлежащего ответственного лица и т.д. Все это сопровождается исполнением процедуры, т.е. особенным коммуникативным поведением и владением специальными средствами и навыками юридической коммуникации.

Представляется своевременным обосновать естественность профессионального представительства как одного из видов юридической помощи путем сущностного разделения юридической деятельности на юридическую помощь и юридические услуги. При этом в целях рассуждения адвокатской деятельностью будет считаться только независимое квалифицированное оказание юридической помощи и квалифицированное правовое консультирование на профессиональной основе. Необходимая предпосылка предлагаемого подхода состоит в том, что из концептуального разграничения юридической помощи и юридических услуг естественным образом вытекает профессиональное представительство как составная часть именно квалифицированной юридической помощи, гарантированной Конституцией РФ. Иное представительство в силу уполномочия, не связанного с квалификацией или профессией, например, по закону (законный представитель, опекун, попечитель и т.п.), специальному договору (доверенность, поручение) или в виде исполнения штатной должности (трудовой договор), будет, соответственно, законным или частным. Частные виды представительства имеют целью обеспечивать реализацию прав, а равно возможность каждому действовать своей волей и в своем интересе, не прибегая к конституционным гарантиям тогда, когда именно в помощи нет нужды.

Дмитрий ГАЙДУКОВ,
адвокат АБ «Резник, Гагарин и партнеры»

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 5 за 2016 г.

Яндекс.Метрика