×

Отрегулировать бесплатную помощь

Адвокаты могут принять участие в совершенствовании законодательства о БЮП
Материал выпуска № 22 (207) 16-30 ноября 2015 года.

ОТРЕГУЛИРОВАТЬ БЕСПЛАТНУЮ ПОМОЩЬ

Адвокаты могут принять участие в совершенствовании законодательства о БЮП

Мониторинг Минюста показал недостаточно высокий уровень эффективности реализации Федерального закона № 324-ФЗ о БЮП на всей территории страны. На практике сложилась ситуация, когда жители регионов наделены разными правами в сфере БЮП: как по отнесению к «льготным» категориям, так и по объему оказываемой бесплатно помощи – ее видам и случаям. Различен и состав субъектов систем БЮП: в одних регионах к оказанию этой помощи на субсидируемой бюджетом основе привлечены исключительно госюрбюро, в других – адвокаты, в третьих – и те и другие. Совместный проект Совета Европы и Минюста России в сфере оказания БЮП социально незащищенным категориям граждан направлен на совершенствование региональных систем БЮП.

Предпосылки реализации проекта
Доступ к правосудию как один из основополагающих элементов демократии и верховенства закона предполагает способность каждого защищать свои права в соответствии со стандартами прав человека и связан с правом на справедливое судебное разбирательство, закрепленным в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека.

Действие этой статьи должно распространяться на всех граждан, вне зависимости от их финансового положения или социального статуса, что в числе прочих мер обеспечивается соответствующей системой бесплатной юридической помощи (далее – БЮП), которая не только предоставляет доступ к квалифицированной юридической помощи, но и способствует развитию правовой грамотности, лучшей осведомленности о своих правах и более эффективной их защите.

Гарантии получения квалифицированной юридической помощи, в том числе на бесплатной основе (в предусмотренных законом случаях), закреплены и в Конституции РФ (ст. 48), однако до принятия 21 ноября 2011 г. Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» нормы, предусматривающие право отдельных категорий граждан на получение БЮП, были «разбросаны» по разным законам и подзаконным актам как федерального, так и регионального уровня.

Вступивший в силу 15 января 2012 г. специальный Федеральный закон стал одним из ключевых элементов реформы, целью которой является совершенствование доступа к правосудию для социально незащищенных категорий граждан России (внедрение системы бесплатной правовой помощи было начато еще в 2006 г. путем проведения Минюстом России специального эксперимента по созданию госюрбюро в десяти регионах страны).

В свою очередь, этот Федеральный закон устанавливает основные гарантии права граждан на БЮП и создает основу для развития региональных систем целевой юридической помощи, деятельность которых регулируется уже местным законодательством, поскольку финансирование этой сферы осуществляется за счет регионального, а не федерального бюджета.

Именно субъекты РФ с учетом региональных особенностей определяют, кто из предусмотренных Федеральным законом участников системы будет оказывать гражданам БЮП (госюрбюро и/или адвокаты), каким будет объем и механизм финансирования этой помощи, какие дополнительные региональные категории граждан и в каких случаях будут иметь право на БЮП, каким пакетом документов это право должно подтверждаться, кем и каким образом будет осуществляться контроль за целевым использованием бюджетных средств, и другие вопросы организации и деятельности региональной системы БЮП.

В итоге на практике сложилась ситуация, когда жители различных регионов России наделены разными правами в сфере БЮП (как по отнесению к «льготным» категориям, так и по объему оказываемой бесплатно помощи – ее видам и случаям). Различен и состав субъектов систем БЮП: в одних регионах к оказанию этой помощи на субсидируемой бюджетом основе привлечены исключительно госюрбюро, в других – адвокаты, в третьих – и те и другие.

Проводимый Минюстом России на основе статистических данных мониторинг показывает недостаточно высокий уровень эффективности реализации Федерального закона № 324-ФЗ на всей территории страны (что напрямую зависит от структуры и деятельности региональных систем БЮП) и необходимость его совершенствования и в качественных, и в количественных показателях.

Цели и задачи проекта
Главной целью совместного проекта Совета Европы и Министерства юстиции РФ «Оказание бесплатной юридической помощи социально незащищенным группам граждан» является разработка инструментов и методов, которые позволят региональным органам власти определить для себя оптимальную модель системы оказания юридической помощи, отвечающую потребностям целевых групп населения в регионе.

Стратегическое руководство проектом осуществляет Консультативная группа, куда вошли представители Минюста России, Совета Европы, международные и российские эксперты в вопросах юридической помощи и доступа к правосудию, что позволит учитывать и передовой опыт других стран в сфере развития БЮП, и региональные особенности нашей страны.

Проект будет реализован в три этапа:

1. Создание аналитической модели для оценки спроса и предложения БЮП в регионе, позволяющей выявлять не только потенциальные проблемы и недостатки системы БЮП, но и возможности по их устранению и предотвращению.

2. Тестирование модели в трех пилотных регионах – Волгоградской, Тамбовской и Ульяновской областях – и последующий анализ, по итогам которого будут предложены конкретные меры по оптимизации региональных схем предоставления бесплатной юридической помощи (в их число могут войти: способы правового информирования населения, поиск ресурсов для оказания БЮП, совершенствование практического доступа к юридической помощи, развитие взаимодействия между целевыми группами и профессиональным юридическим сообществом, а также между субъектами региональной системы БЮП и уполномоченными государственными органами и другие практические меры).

3. Содействие в принятии решений по развертыванию системы на всей территории страны с целью повышения эффективности реализации Федерального закона № 324-ФЗ путем развития положительной динамики обращений граждан за помощью в защите своих прав и законных интересов, что, в свою очередь, будет способствовать повышению показателей правовой системы и укреплению принципов верховенства права.

В чем интерес адвокатуры
Масштаб участия адвокатуры в реализации субсидированной бесплатной юридической помощи в субъектах РФ составляет от 0% (в регионах, где эта сфера полностью «покрывается» госюрбюро) до 100% (там, где в ней участвуют исключительно адвокаты).

Кроме того, во многих регионах фактическое участие адвокатов в системе БЮП значительно отличается от предусмотренного законодательством по причинам как организационно-правового, так и финансового характера.

К первым можно отнести проблемы взаимодействия между адвокатурой и госорганами субъекта РФ по вопросам:
– «уравновешивания» необходимости государственного контроля за целевым расходованием бюджетных средств, с одной стороны, и соблюдения режима адвокатской тайны – с другой;
– объема документооборота (перечень и виды документов, подтверждающих выполненную адвокатами работу);
– толкования закона (в частности, по поводу отнесения той или иной правовой ситуации к указанным в Федеральном законе № 324-ФЗ «случаям»); и другое.

К причинам финансового характера относятся как установление объема финансирования БЮП для адвокатов (в первую очередь – размер ставок оплаты труда за каждый из предусмотренных законом видов БЮП), так и сам механизм оплаты труда адвокатов (через региональную адвокатскую палату, непосредственно в адвокатские образования и т.п.).

Между тем в условиях продолжающегося финансового кризиса и снижения общей платежеспособности населения страны, а также повсеместного снижения объема работы по уголовным делам по назначению правоохранительных органов и судов в порядке ст. 50 УПК РФ при низком уровне оплаты труда по таким делам из федерального бюджета участие адвокатов в субсидированной регионами БЮП по гражданским делам в настоящее время может стать основным источником их дохода – конечно, в случае разумных с точки зрения адвокатуры ставок оплаты труда.

Например, действующим Законом Ульяновской области предусмотрены следующие ставки оплаты труда адвокатов в госсистеме БЮП: устное/письменное консультирование – 500/800 руб. соответственно; 1000 руб. – составление правовых документов; 2000 руб. – за день представительства в госорганах; 2000/4000 руб. – за один день представительства в суде (в зависимости от источника оплаты БЮП – госюрбюро или правительство), что отвечает как уровню оказываемой квалифицированной юридической помощи, так и рекомендованным Адвокатской палатой ставкам оплаты труда при работе по соглашениям.

Кроме того, именно адвокаты-практики владеют информацией о наиболее часто встречающихся правовых проблемах социально незащищенных категорий граждан, и их участие в данном проекте является прекрасной возможностью донести до государства (в лице Минюста) свою точку зрения о категориях граждан, нуждающихся в БЮП, и их правовых «случаях» – то есть принять участие в совершенствовании Федерального закона № 324-ФЗ.

Юлия КОРУХОВА,
управляющая делами АП Ульяновской области,
эксперт совместного проекта Совета Европы и Минюста России
в сфере оказания БЮП социально незащищенным категориям граждан