×

«плач ярославны» о «бортовом» хулиганстве

Так ли трагично положение с противодействием хулиганству на борту воздушного судна и других транспортных средств, перевозящих пассажиров, как об этом пишут
Материал выпуска № 22 (207) 16-30 ноября 2015 года.

«ПЛАЧ ЯРОСЛАВНЫ» О «БОРТОВОМ» ХУЛИГАНСТВЕ

Так ли трагично положение с противодействием хулиганству на борту воздушного судна и других транспортных средств, перевозящих пассажиров, как об этом пишут

В репортажах СМИ и комментариях к ним нередко присутствуют сетования на недостаток законодательных методов борьбы с этим злом, сложность или даже невозможность привлечения таких правонарушителей к ответственности. Об этом же высказываются и лица, призванные решать вопросы противодействия хулиганству на борту воздушного судна и на других транспортных средствах, перевозящих пассажиров: законодатели и те, кто непосредственно должен обеспечивать недопущение подобных явлений и привлечение к ответственности данных правонарушителей. Попробуем развеять мифы.

СМИ и власть
Точка зрения указанных лиц в обобщенном виде представлена в статье помощника начальника (по правовой работе) Главного управления на транспорте МВД России Антона Михайловича Берёзкина (см. Берёзкин А.М. О некоторых мерах по обеспечению безопасности лиц, находящихся на борту воздушного судна во время полета // Транспортное право. 2013. № 4. С. 11–14), который пишет: «Необходимо будет решить вопросы, связанные с реализацией соответствующих мер административного воздействия, например административного задержания, в условиях фактического нахождения воздушного судна в полете. В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос о введении дополнительных, аналогичных по содержанию, принудительных мер, не связанных с административными правонарушениями, осуществляемых на основании положений ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации в целях обеспечения безопасности лиц, находящихся на борту воздушного судна».

Проще говоря, нужны новые законы – и тогда все будет хорошо.

При этом забывается, что строгость наших российских законов компенсируется их необязательностью, нередко избирательностью их применения. Это достаточно актуально как раз по случаям «бортового» хулиганства, которые, судя по сообщениям в СМИ, чаще всего совершают лица из властных структур или имеющие какое-то отношение к власти, что в современных реалиях нередко является иммунитетом от какой-либо ответственности вообще.

А законы для противодействия хулиганству на борту воздушного судна и других транспортных средств, перевозящих пассажиров, были и есть. И необходимость в каких-то новых специальных законах вряд ли существует.

Есть необходимость в повсеместной исполнимости уже имеющихся законов по противодействию правонарушениям независимо от того, кем и где они совершаются.

Законы по противодействию «бортовому» хулиганству
Данные правила содержит так называемое правоохранительное законодательство, регулирующее, прежде всего, деятельность правоохранительных органов (полиция и др.), наделенных правом на применение так называемых мер принуждения: задержание, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

При этом правоохранительные отрасли законодательства содержат также нормы, которыми могут руководствоваться не только сотрудники правоохранительных органов, но и любые иные лица при защите здоровья, жизни, имущества и других охраняемых законом интересов не только своих, но и других лиц, общества и государства.

В частности, такими универсальными правоохранительными нормами (правовыми институтами) являются необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, которые закреплены в общей части Уголовного кодекса РФ соответственно в ст. 37, 38, 39.

Суть действий в данных состояниях: необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость заключается в том, что при защите здоровья, жизни, имущества и других охраняемых законом интересов можно причинять вред посягающему лицу, лицу, совершившему преступление, охраняемым уголовным законом интересам.

По существу, это те же так называемые меры принуждения, на применение которых прямо уполномочены вышеуказанными нормами, детализированными положениями специальных «правоохранительных» законов, вышеупомянутые лица (полицейские и др.).

Но указанными нормами (ст. 37–39 УК РФ) в вышеназванных состояниях могут руководствоваться и любые другие лица. В ч. 3 ст. 37 УК РФ прямо говорится: «Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на всех лиц независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти».

Игорь ЕФРЕМОВ,
адвокат АП г. Москвы,
адвокатский кабинет «Право – Экспертиза – Защита», эксперт-криминалист, к.ю.н., доцент

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 22 за 2015 г.

Яндекс.Метрика