ОПРЕДЕЛИТЬСЯ СО СЧЕТОМ
Отсутствует четкая регламентация порядка взыскания суммы штрафа с должностного лица
На протяжении последних лет складывается ситуация, при которой сотни должностных лиц бюджетных организаций и учреждений подпадают под уголовное преследование за то, что приняли решение произвести уплату штрафов, наложенных на них как на должностных лиц, со счетов возглавляемых ими организаций. Поскольку в законе нет точного указания на то, что подобные штрафы должны уплачиваться из личных средств этих лиц, а практика правоприменения разнится от региона к региону, это только подтверждает имеющуюся правовую неопределенность, нарушающую конституционное право лица на защиту.Указанная ситуация имеет место быть в связи с тем, что в положениях ст. 32.2 КоАП РФ обнаруживается правовая неопределенность (в связи с отсутствием в данной норме прямого указания на то, что штраф, наложенный на должностное лицо, должен быть уплачен им из личных денежных средств), позволяющая привлекать граждан, являющихся в силу места работы должностными лицами и осуществившими уплату штрафов со счетов организации, к уголовной ответственности.
Так, 22 июня 2015 г. приговором судьи Преображенского районного суда города Москвы А.Н. Лысенко мой подзащитный Ш. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ, а именно в том, что Ш., являясь директором ГБОУ Школа г. Москвы, то есть должностным лицом, будучи привлеченным к административной ответственности как должностное лицо, растратил, по мнению суда, вверенные ему Восточным окружным управлением образования Департамента образования г. Москвы денежные средства в размере 28 000 руб. путем дачи устного указания главному бухгалтеру школы на уплату указанных штрафов со счета бюджетного учреждения.
Из показаний юриста школы следовало, что она разъясняла Ш. законность уплаты штрафов со счетов бюджетной организации, так как положения ст. 32.2 КоАП РФ не содержат обязанности производить уплату наложенного на должностное лицо административного штрафа из личных денежных средств указанного должностного лица, а также – запрета производить данную уплату из денежных средств организации, которую указанное должностное лицо возглавляет.
Несмотря на существующую неопределенность, суд постановил обвинительный приговор, который апелляционной инстанцией Московского городского суда был оставлен без изменения.
Данное дело стало весьма резонансным и получило широкую огласку в СМИ в связи с тем, что государственный обвинитель, несмотря на уплаченную Ш. еще до возбуждения уголовного дела обратно в бюджет сумму штрафа и наличие положительных характеристик, попросил суд назначить Ш. наказание в виде трех лет реального лишения свободы, арестовав его в зале суда.
Между тем, изучая текст ст. 32.2 КоАП РФ, можно установить, что при наличии в данной норме указания на то, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, и на то, что сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в ней отсутствует указание, из чьих денежных средств должен быть оплачен штраф в том случае, если к ответственности привлекается не физическое или юридическое лицо, а именно должностное лицо.
В соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом законом (КоАП РФ) предусматривается повышенная ответственность для должностных лиц, по сравнению с физическими лицами (гражданами), и пониженная ответственность, по сравнению с юридическими лицами, за совершение одних и тех же административных правонарушений.
Учитывая, что сумма штрафа, накладываемая на должностных лиц, всегда выше, чем сумма штрафа за аналогичные административные правонарушения, накладываемая на физических лиц, в законе отсутствует регламентация уплаты указанных штрафов должностными лицами из личных средств (как физическими лицами).
Российское законодательство четко определяет правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц в части того, что они от своего имени приобретают права, несут обязанности и ответственность (в том числе и имущественную).
Однако до последнего момента в законодательстве не было указан механизм, в соответствии с которым финансовую ответственность несет именно должностное лицо.
Евгений КОРЧАГО,
председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры»
Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 22 за 2015 г.
председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры»
Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 22 за 2015 г.