ПОЛИЦИЯ ДОЛЖНА СЛУЖИТЬ ОБЩЕСТВУ
АЮР считает необходимым серьезно доработать проект закона «О полиции»

Виктор Блажеев, Александр Голиченков, Ян Пискунов, Владимир Плигин, Игорь Манылов
В заседании участвовали председатель АЮР Павел Крашенинников, сопредседатель АЮР Сергей Степашин, президент Федеральной палаты адвокатов РФ Евгений Семеняко, министр юстиции РФ Александр Коновалов, председатели комитетов Госдумы ФС РФ Владимир Плигин и Владимир Васильев.
Напомним, что на состоявшемся в январе 2010 г. заседании Президиума, посвященном вопросам работы МВД России, Ассоциация высказалась за реформу органов внутренних дел и внесла предложение переименовать милицию в полицию. АЮР подготовила рекомендации по проекту реформы, часть из которых была включена в законопроект «О полиции». Законопроект обсуждался региональными отделениями АЮР в 70 субъектах РФ.
Павел Крашенинников:
«Очень важно, чтобы в этом законе от первой статьи до последней прослеживалась мысль, что полиция служит обществу, а не общество полиции».
Председатель АЮР Павел Крашенинников подчеркнул, что законопроект должен предусматривать не только смену названия, но и подлинную реформу органов внутренних дел. «Мы поддерживаем концепцию законопроекта, но считаем, что еще до первого чтения в него нужно внести поправки», – сказал он. В связи с этим придется сдвинуть срок вступления закона в силу: указанный в проекте срок – 1 января 2011 г. – Павел Крашенинников назвал нереальным. 
- уточнения требует понятие «полиция» (полиция – это федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, охране собственности и обеспечению общественной безопасности);
– необходимо четко определить задачи полиции (при этом главными должны быть защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, защита собственности граждан и организаций, а также обеспечение общественной безопасности; все функции полиции должны быть направлены на выполнение этих задач);
– необходимо освободить полицию от выполнения ряда несвойственных ей функций, в частности таких, как лицензирование частной охранной деятельности, регистрация автотранспорта, проведение технического осмотра транспортных средств, конвоирование арестованных по решению суда, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществление экспертно-криминалистической деятельности);
– следует исключить для полиции возможность заниматься коммерческой деятельностью и вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий и организаций.
При доработке законопроекта следует учесть положения ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, предусмотрев процедуру согласования с органами власти субъектов РФ кандидатур региональных руководителей органов полиции.
Очень важной задачей является установление в законе материальной ответственности за ущерб, причиненный как неправомерными, так и правомерными действиями сотрудников полиции. Это будет способствовать повышению уровня их ответственности перед обществом.
В законе также следует четко обозначить критерии применения физической силы, специальных средств и оружия.
Перевод сотрудников милиции в полицию необходимо осуществлять по результатам квалификационного экзамена (а не на основании рапорта, как предусмотрено проектом), причем в состав квалификационных комиссий должны входить представители юридического сообщества. Организационные мероприятия по переходу из милиции в полицию нужно проводиться в течение года после вступления закона в силу. Также следует предусмотреть возможность участия граждан в назначении участковых инспекторов и назначение на должности, непосредственно связанные с работой с гражданами, только лиц, имеющих высшее образование и офицерское звание.
В законе нужно четко определить права общественности по осуществлению гражданского контроля за деятельностью полиции. Региональные общественные советы должны создаваться законодательными органами субъектов РФ, и в этих советах должны быть представители юридического сообщества – адвокаты, нотариусы, ученые.
Вопросы социального обеспечения и социальной защиты сотрудников полиции не являются предметом данного закона – социальные гарантии следует установить отдельным законом.
Юридическая техника закона должна быть на высоком уровне, с тем чтобы полностью исключалась возможность двойного толкования его положений.
Владимир Плигин:
«Проект не вносит радикальных изменений в законодательную модель функционирования полиции, задачи и направления деятельности остаются прежними».
Председатель Комитета ГД ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин отметил, что «законопроект не увязывается с действующим уголовно-процессуальным законодательством и плохо увязывается с законодательством об административной ответственности». В законопроекте должно быть определено соотношение функций и структуры полиции, а перечень полномочий полиции должен носить исчерпывающий характер. Сергей Степашин: «Предлагаю от имени Ассоциации внести предложение о создании Единого следственного комитета»
По мнению сопредседателя АЮР Сергея Степашина, полиция должна только проводить дознание, а все следственные функции нужно передать Единому следственному комитету. Единый следственный орган будет выполнять функции следственных комитетов при прокуратуре, МВД и ФСБ. Сергей Степашин сказал, что Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка поддерживает эту идею. Также он отметил, что проект закона о полиции должен быть внесен в одном пакете с законом, регулирующим вопросы социального обеспечения и социальных гарантий сотрудников полиции.Александр Коновалов:
«Любой закон, каким бы хорошим он ни был, должен правильно применяться. Все зависит от того, как закон будет работать на практике».

«Авторитет не может быть создан в один день лишь благодаря тому, что орган переименован и реформирован, – сказал Александр Коновалов. – Авторитет создается повседневной работой в течение многих лет. Все будет зависеть от качества работы полицейских, от того, в какой мере граждане и их объединения, юридические лица будут чувствовать себя защищенными. На первый взгляд, очень перспективной кажется идея выборов участковых – это элемент организации муниципальной жизни, муниципального самосознания. Целый ряд моментов, заложенных в законе, имеют очень хорошую перспективу, но все зависит от того, как они будут реализованы на практике».
Председатель АЮР Павел Крашенинников и Президиум Ассоциации одобрили ключевые рекомендации и предложения, поступившие из регионов. 17 сентября эти рекомендации и предложения были направлены Президенту РФ Д.А. Медведеву. С текстом документа можно ознакомиться на сайте АЮР.
Наш корр.
"АГ" № 19, 2010
"АГ" № 19, 2010