×

Право, искусство, культура

11 февраля в Екатеринбурге состоялись основные дискуссии XIII ежегодной международной научно-практической конференции «Ковалевские чтения»
Материал выпуска № 4 (213) 16-29 февраля 2016 года.

ПРАВО, ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА

11 февраля в Екатеринбурге состоялись основные дискуссии XIII ежегодной международной научно-практической конференции «Ковалевские чтения»

Тема конференции – «Уголовные законоположения в изобразительном, ораторском искусстве, драматургии, классической литературе и кино». Организаторы – кафедра уголовного права Уральского государственного юридического университета, Федеральная палата адвокатов РФ, Адвокатская палата Ханты-Мансийского автономного округа, Министерство культуры Свердловской области, стратегический партнер – Адвокатское бюро «Пучков и Партнеры».

Конференция посвящена памяти выдающегося ученого – основателя уральской уголовно-правовой школы, заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора юридических наук, профессора Митрофана Ивановича Ковалева.

Уникальная тема дискуссий – уголовное право и искусство – объединила ученых-правоведов и юристов-практиков, адвокатов, представителей профильных государственных ведомств, высшей школы, творческой интеллигенции. Участники и гости XIII Ковалевских чтений приехали на конференцию из разных регионов России и многих зарубежных государств, чтобы обсудить очень важные, но пока мало изученные вопросы о влиянии на человека уголовно-правовых явлений, отраженных в произведениях искусства.

Перед началом пленарного заседания с приветствиями выступили сопредседатели оргкомитета конференции – заведующий кафедрой уголовного права УрГЮУ Иван Козаченко и президент ФПА РФ Юрий Пилипенко.

«Если первые конференции больше напоминали дружеские, уютные встречи учеников М.И. Ковалева, то начиная с 2015 г. формат конференции уверенно и заслуженно вышел далеко за пределы нашего Отечества. Наш научный форум заметили, признали и полюбили многие. Сегодняшнее собрание самых активных и самых преданных поборников науки и правоприменительной сферы – не исключение. В конференции участвуют более 200 человек, – сказал Иван Козаченко, – среди них представители Китая, Англии, Франции, Германии, Сербии, Белоруссии, США, Бразилии».

Юрий Пилипенко отметил, что адвокаты Урала, подключившись к проведению конференции, наполнили это мероприятие новой энергией, новыми темами: «Адвокаты интересуются не только гонорарами или победами в делах. Среди них много людей творческих, которые выходят далеко за пределы сугубо профессиональной сферы и добиваются ярких результатов не только в юридической практике, но и в создании художественных образов, в развитии культурных традиций».

С приветственными словами к участникам и гостям конференции также обратились: министр культуры Свердловской области Павел Креков; руководитель Следственного управления Следственного комитета по Свердловской области Валерий Задорин, передавший приветствие председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина; доктор юридических наук, профессор, ректор Уральского государственного юридического университета Владимир Бублик; доктор филологических наук, профессор Уральского федерального университета Маргарита Ковалева; Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова; писатель, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права ЮФУ (Ростов-на-Дону), заслуженный юрист РФ Данил Корецкий; доктор права, профессор Пекинского университета (Пекин, КНР) Ван Шичжоу.

Уголовное право и искусство
Конференция открылась пленарным заседанием «Уголовные законоположения в изобразительном, ораторском искусстве, драматургии, классической литературе и кино». Отмечалось, что цели влияния, которое оказывает на людей искусство, меняются в зависимости от исторического периода. Темы уголовного права в произведениях искусства могут быть воплощены разными средствами, среди которых – использование преступного поведения в качестве материала для яркого сюжета, способного привлечь читателя или зрителя.

Участники дискуссии выясняли, какие социальные риски влечет тиражирование преступного поведения в произведениях, рассчитанных на самую широкую аудиторию, и как можно нивелировать эти риски. Уголовные законоположения они рассматривали как основу нравственности в искусстве.

Например, Ван Шичжоу – доктор права, профессор Пекинского университета (Пекин, КНР), – проанализировав юридическую природу преступлений, описываемых в классической китайской литературе, назвал три критерия, по которым определяется допустимость описания тех или иных преступных действий в современной литературе Китая: должны быть исключены порнография, а также моменты, угрожающие национальной безопасности или негативно влияющие на подрастающее поколение. Таким образом, он признал существование цензуры, которая проявляет заботу об общественной нравственности, исходя из уголовно-правовой квалификации действий литературных персонажей.

Владимир Захаров – президент Адвокатской палаты Ленинградской области – говорил о нравственности в поведении юриста, напомнив о нашумевшем в свое время деле барона Кроненберга (1877 г.), которое вызвало большой общественный резонанс, в том числе отклик в статьях Ф.М. Достоевского и М.Е. Салтыкова-Щедрина. Великие писатели сочли, что защищавший Кроненберга В.Д. Спасович при допросе потерпевшей перешел грань допустимого с нравственной точки зрения. Этот эпизод дал Достоевскому повод называть адвокатов «нанятая совесть». «Люди вообще, а в публичной сфере особенно, должны быть корректны друг с другом, и я полагаю, что в связи с неустранимой двойственностью отношения общества к юристам вообще, и к адвокатам в особенности, мы, адвокаты, должны быть виртуозами, гроссмейстерами корректности», – такой вывод сделал Владимир Захаров.

Людмила Иногамова-Хегай – профессор кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета – остановилась, в частности, на аспектах, связанных с исчезновением людей. В узком смысле исчезновение людей в России связано с тремя преступлениями: похищение, торговля людьми, использование рабского труда. Во многих зарубежных странах есть и четвертый состав – насильственное исчезновение людей. Людмила Иногамова-Хегай привела примеры описания таких преступлений в русской и зарубежной классической и современной литературе, заметив, что есть романы и фильмы, которые воспитывают людей не в том направлении, в котором должна развиваться человеческая цивилизация.

Уголовный закон – это тоже искусство, считает Иногамова-Хегай и говорит, что в российском Уголовном кодексе не все нормы изложены корректно. Так, согласно ст. 127.2 УК РФ использование рабского труда не является преступным, если человек выразил добровольное согласие находиться в рабстве. Эта норма нарушает все права и свободы человека как с точки зрения принципов и норм уголовного права, так и с точки зрения нравственности. Она должна быть исключена из Уголовного кодекса, тем более что российский уголовный закон является образцом, получающим отражение в уголовных кодексах других стран, прежде всего государств СНГ.

Уголовный закон, наряду с другими произведениями искусства, обладает очень большой силой воздействия на общественное сознание, говорит она. Задача в том, чтобы создавать такие произведения, которые воспитывали бы человека с большой буквы, прививали ему доброту и любовь к ближнему.

Людмилу Иногамову-Хегай поддержал Юрий Пилипенко – он привел в пример фильм «Двенадцать», пропагандирующий столь необходимый обществу суд присяжных, и призвал писателей задуматься о создании положительного образа адвоката.

По окончании пленарного заседания дискуссии были продолжены на четырех основных сессиях конференции, где обсуждались следующие темы: взаимосвязь и взаимообусловленность права и культуры, ораторское искусство и его роль в развитии уголовно-правовой культуры, криминальные образы в произведениях классической литературы (проблемы нравственности); искусство и пропаганда криминального поведения.

Право и культура
Сессию, посвященную взаимообусловленности права и культуры, провел президент ФПА РФ, доктор юридических наук, профессор кафедры адвокатуры и нотариата Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) Юрий Пилипенко.

Лейтмотивом дискуссии была непосредственная связь культуры и права. Право – важнейшая составляющая культуры; все, что происходит с правом, находит отражение в культуре, и наоборот. Культура, нередко именуемая «второй природой», определяет существенные черты человеческой деятельности, оказывает влияние на политику в самых разных сферах человеческой жизни, в том числе в правовой. Необходимо понимать все, что происходит в той и другой сфере, как часть мирового общекультурного процесса.



Значительная часть людей, избравших своей профессией юриспруденцию, не мыслят себя без приобщения к тем культурным ценностям, которые выработало и продолжает создавать человечество, применяя их, в том числе, в судебном процессе. При этом представители культуры выполняют особо важную роль в становлении юридически грамотного общества, переводя высокие истины права с языка юридического на язык, доступный обычному человеку.

Культура дает представления о справедливости, равенстве, гуманизме, укрепляет в общественном сознании образ справедливого суда, формирует позитивный образ юриста.

Участники дискуссии анализировали влияние культуры на развитие права, рассматривая юриста не только как субъекта применения права, но и представителя социокультурного сообщества. Они стремились проследить обратную взаимосвязь права и культуры, включая юридическую культуру.

Так, Анна Репецкая – доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой уголовно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского института экономики и права, заслуженный юрист РФ – напомнила, что снижение уровня правовой культуры в целом, и в частности правовой культуры юристов, произошедшее после распада СССР, было обусловлено не только сложностями переходного периода, но и традиционными для Российской империи отождествлением права с законом и отрицанием его роли как регулятора общественных отношений. В последние 10–15 лет падение уровня правовой культуры, по мнению Анны Репецкой, объясняется, во-первых, методологической ошибкой (не была своевременно проведена правовая реформа, которой должна была сопровождаться смена общественного строя), а во-вторых, катастрофическим снижением качества юридического образования.

Владимир Хомич – заслуженный юрист Республики Беларусь, доктор юридических наук, профессор, директор ГУ «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь», анализируя взаимоотношения культуры права с реальным правом, заметил, что, как показывает действительность, ожидать позитивных изменений пока не приходится. Одна из причин – идеологизация культуры и права вопреки их реальному предназначению. Ситуацию в странах, входивших ранее в состав СССР, он охарактеризовал как терпимость к бесправию и способность выживать, самовосстанавливаясь.

Ольга Опарина – директор Свердловской областной библиотеки им. В.Н. Белинского – говорила о том, что культура сегодня все больше перемещается в цифровое пространство, и право, как ее неотъемлемая часть, должно активно включаться в эту сферу. Ведь современная технологическая цивилизация вызывает много проблем (в частности, неравенство в доступе к информации, нарушения авторских прав на публикуемые в сети «Интернет» произведения, несанкционированное копирование баз данных), для решения которых недостаточно имеющихся правовых средств.

В заключение Юрий Пилипенко отметил, что обсуждение взаимосвязи и взаимодействия права и культуры с представителями юридического сообщества, с участием иностранных коллег, позволило обобщить позитивный опыт формирования современной правовой культуры и выявить проблемы в этой сфере. На поставленные в ходе дискуссии вопросы нет и не может быть однозначных ответов, но анализ существующих проблем позволяет выявить новые возможности и направления развития права и общества в целом.

Риторика и уголовно-правовая культура
Сессию «Ораторское искусство и его роль в развитии уголовно-правовой культуры: прошлое, настоящее, будущее» провела Светлана Володина – вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, кандидат юридических наук, директор Института адвокатуры Российской академии адвокатуры, заместитель заведующего кафедрой адвокатуры и нотариата Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный юрист г. Москвы.

Великая Судебная реформа 1864 г. подарила России имена многих известных адвокатов, которые отличались высоким ораторским искусством – их великолепные речи поражали слушателей и убеждали присяжных в невиновности подсудимых. В этом искусстве русские присяжные поверенные за очень короткий срок превзошли своих европейских коллег. Когда исторический вектор, развернувший страну в направлении коммунизма и социализма, изменил роль адвоката в процессе, необходимость яркого выступления отпала. В настоящее время адвокатское сообщество возвращается к истокам профессии, развивая традиции ораторского искусства применительно к новым условиям.



Участники дискуссии обсудили исторические аспекты риторики, судебное ораторство как искусство, роль культуры в судебном процессе, развитие ораторского искусства в адвокатской среде, этические стандарты в судебной речи адвоката.

Люсия Мария Арголлу Масиэль – магистр медицины (школа медицины Университета Сан-Пауло), магистр психиатрии (школа медицины Университета Сан-Пауло), доктор психологии (Институт психологии Университета Сан-Пауло), лектор семейной терапии (институт Sedes Sapientae, Сан-Пауло) (Бразилия) – начала свое выступление с тезиса о том, что не каждый юрист рождается хорошим оратором. Многие из тех, кто проявляет способности в вопросах права, имеют психологические проблемы, мешающие выступать публично.

По данным проведенного в США опроса, такие трудности испытывают 42% студентов, обучающихся на юридических факультетах. Однако существуют специальные программы, позволяющие преодолеть эти проблемы и овладеть навыками ораторского мастерства. Судебное ораторское мастерство адвоката должно помогать профессиональным судьям и присяжным объективно оценить дело. Избегая чрезмерного проявления эмоций, обращаясь при необходимости к профессиональной психологической помощи, постоянно совершенствуясь в практике, адвокат может добиться очень хороших результатов. На первом месте для него должны быть интересы клиента, но нельзя забывать об интересах истины и права. Если придерживаться таких идей, то можно достичь высокого уровня ораторского мастерства.

Максим Семеняко – кандидат юридических наук, адвокат, соучредитель адвокатского бюро «Юсланд», директор Института правовых исследований, адвокатуры и медиации при Адвокатской палате Санкт-Петербурга, член Совета Адвокатской палаты Санкт-Петербурга – считает, что устное выступление адвоката должно в обозримом будущем стать основным инструментом адвокатской профессии не только в уголовном, но и в арбитражном процессе. Этому будут способствовать введение обязательной аудиозаписи судебного заседания, а также изменения в ГК РФ, расширяющие пределы усмотрения судьи по многим вопросам. Он пожелал коллегам чаще обмениваться опытом, больше знакомиться с практикой адвокатов других стран.

Кафиабади Соруш – юрист Lloyds Banking Group, LLM, судья и тренер национальных раундов в Великобритании, Бразилии, Болгарии и России международного конкурса ораторского искусства Jessup Moot Court Competition (Лондон, Великобритания)  рассказал об обучении судебному ораторскому искусству в рамках международного конкурса Jessup. Конкурс им. Филиппа Джессопа – крупнейший конкурс по международному праву, модель международного суда ООН. Подобные конкурсы учат практическому применению права: участник получает дело, анализирует факты, выбирает применимое право, формулирует свою позицию сначала письменно, а затем в выступлении перед судом. Один из ключевых навыков, которые прививаются студентам, – лаконичность речи. Очень важны, кроме того, построение речи, ее стиль, умение правильно одеться для выступления в суде.

Светлана Володина подвела итог дискуссии: не сможет стать хорошим юристом человек, не обладающий хорошей речью, но нельзя научиться хорошему языку, не обладая высоким уровнем культуры.

Мария ПЕТЕЛИНА,
зам. главного редактора «АГ»

С более подробной информацией о конференции
можно ознакомиться на сайте fparf.ru в рубрике «Новости».