ПРИСЯЖНЫЕ – СОВЕСТЬ ОБЩЕСТВА
9 февраля в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ состоялась конференция «Перспективы реформирования суда присяжных»
В Послании Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. Президент РФ отметил необходимость укрепления роли института присяжных заседателей. Вынесенная в заголовок цитата из американского фильма созвучна лейтмотиву состоявшейся на конференции дискуссии, хотя компетенция суда присяжных в нашей стране и Соединенных Штатах различается ощутимо: в России – дела по 20 составам преступления, в США – по всем преступлениям, за исключением тех, которые возбуждаются в порядке импичмента (раздел 2 статьи III Конституции США).Организаторы конференции – Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Федеральная палата адвокатов РФ, Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. В ее работе участвовали советник Президента РФ Вениамин Яковлев, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, советник Президента РФ по правам человека Михаил Федотов, президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко, заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Андрей Габов, заместитель председателя Верховного Суда РФ Владимир Давыдов, вице-президенты ФПА РФ Генри Резник, Светлана Володина, Николай Рогачёв, советники ФПА РФ и члены Научно-консультативного совета ФПА РФ, президенты и вице-президенты региональных адвокатских палат, адвокаты, члены СПЧ, представители Генеральной прокуратуры, Института законодательства и сравнительного правоведении, Института государства и права РАН, Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА).
Из истории вопроса
Как многократно подчеркивал Конституционный Суд РФ (вопросам, связанным с судом присяжных, посвящены три постановления и девять определений КС РФ), процедура рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей позволяет реализовать не только право на судебную защиту (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ), но и право граждан на участие в отправлении правосудия, которое, в свою очередь, представляет собой разновидность права на участие в управлении делами государства (ч. 1 и 5 ст. 32 Конституции РФ).
Эти важнейшие сущностные свойства суда присяжных как правового института отмечали практически все выступавшие, анализируя его достоинства и недостатки и высказывая предложения о том, как обеспечить более совершенное законодательное воплощение и более полную практическую реализацию конституционных положений.
Полемика вокруг этого института и путей его развития в нашей стране продолжается в течение многих лет, напомнил заместитель директора ИЗиСП Андрей Габов. Законодатель 18 раз менял нормы Уголовно-процессуального кодекса о суде присяжных, пять раз вносил изменения в Закон о присяжных заседателях. Первоначально к сфере действия суда с участием присяжных заседателей был отнесен 51 состав преступления, но к настоящему времени его компетенция ограничена 20 составами.
Напомним, что Федеральная палата адвокатов РФ уже не раз обращала внимание государства на необходимость повышения роли суда с участием присяжных заседателей, расширения его компетенции, совершенствования процедуры судебного разбирательства с участием присяжных. Конкретные предложения были сформулированы, в частности, в докладах «Об обеспечении прав и интересов граждан при осуществлении уголовно-правовой политики в Российской Федерации» (2011 г.) и «О проблемах правосудия и уголовной юстиции в Российской Федерации в связи с обеспечением прав и свобод граждан» (2012 г.) (см.: сайт ФПА РФ, рубрика «Документы», раздел «Доклады ФПА РФ»).
Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека также неоднократно обращался к этой проблеме. По словам председателя СПЧ Михаила Федотова, поворотным пунктом стала встреча Президента РФ с членами СПЧ 5 декабря 2014 г., когда Людмила Алексеева поставила вопрос о необходимости расширения компетенции суда присяжных.
В поручении Президента РФ от 8 декабря 2015 г. № 2508 перед Администрацией Президента РФ и Верховным Судом РФ была поставлена задача внести предложения по проекту закона о реформировании суда присяжных. Определены и конкретные ориентиры: расширение его компетенции, сокращение числа присяжных заседателей, сохранение полной автономии присяжных при принятии решений.
ФПА РФ и СПЧ направили в Верховный Суд РФ свои предложения по совершенствованию этого института, и многие из них, как стало известно на конференции, учтены.
Некоторые предложения
Так, по словам заместителя председателя ВС РФ Владимира Давыдова, приоритетом реформы 2016 г. должно быть сохранение полной автономии присяжных (что означает отказ от предложенной ранее ВС РФ идеи о создании смешанных коллегий из профессиональных судей и присяжных заседателей, против которой высказался, в частности, СПЧ), в отношении двух других тезисов возможны варианты.
По мнению Владимира Давыдова, целесообразно ввести коллегии присяжных в районных судах и передать на этот уровень ряд составов преступлений, дела по которым сейчас в первой инстанции рассматриваются судами субъектов РФ. Создание такой инфраструктуры с одновременным сокращением числа присяжных (6 – в районном суде, 8 – в региональном) позволит с течением времени расширить перечень составов преступлений, дела по которым подсудны присяжным (например, добавить к нему некоторые «экономические» статьи).
Сокращение числа присяжных заседателей Владимир Давыдов назвал потребностью жизни и практики, отметив, что расширение компетенции суда присяжных будет стоить недешево (например, введение коллегий в районных судах обойдется в 12 млрд руб. единовременно и 300 млн руб. ежегодно). Но сейчас, когда с участием присяжных дела могут рассматриваться только на уровне субъектов РФ, невозможно решить проблемы, связанные с расширением сферы действия этого института, считает он.
Напомним, что в 2013 г. были приняты поправки в УПК РФ, передавшие на уровень районного суда значительное число категорий уголовных дел. В результате, например, женщины, мужчины старше 65 лет, а также несовершеннолетние подсудимые практически лишились возможности попасть под суд присяжных.
Президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко, касаясь вопроса об экономических затратах, необходимых для развития суда присяжных, привел доводы, во-первых, о возможности сократить число присяжных, а во-вторых, о том, что эти затраты будут снижаться в связи с совершенствованием технологий и высвобождением человеческих ресурсов.
Среди предложений ФПА РФ он выделил следующие: сокращение числа присяжных заседателей в региональном суде до восьми, с условием принятия вердикта квалифицированным большинством голосов; расширение компетенции суда присяжных (в том числе за счет включения в нее так называемых «предпринимательских» статей УК (прежде всего о мошенничестве), а также некоторых статей ГК (например, об усыновлении)); совершенствование процедуры судебного разбирательства с участием присяжных, с тем чтобы устранить существующие в судебной практике «обыкновения», которые парализуют защиту.
Выступившие в дискуссии советник ФПА РФ, доцент кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Сергей Насонов, заведующий кафедрой прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и участия прокурора в уголовном судопроизводстве Академии Генеральной прокуратуры РФ Александр Халиулин, доцент кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), адвокат АП Москвы, Анна Паничева, старший преподаватель кафедры уголовно-процессуального права МГЮА имени О.Е. Кутафина Артём Осипов проанализировали процедуры судебного разбирательства с участием присяжных и отбора кандидатов в коллегию присяжных, обосновав необходимость внести в законодательство поправки, которые устранят недостатки, препятствующие объективному и беспристрастному рассмотрению дел.
Юрий Пилипенко сообщил, что Федеральная палата адвокатов РФ передаст сформулированные по итогам конференции предложения о развитии суда присяжных, в Верховный Суд РФ, Администрацию Президента РФ, Государственную Думу ФС РФ.
Пресс-служба ФПА РФ