×

Профилактика или полицейская мера?

Предлагаемые законопроектом меры по сути являются принудительными
Материал выпуска № 10 (147) 16-31 мая 2013 года.

ПРОФИЛАКТИКА ИЛИ ПОЛИЦЕЙСКАЯ МЕРА?

Предлагаемые законопроектом меры по сути являются принудительными

ХаликовВ настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается законопроект № 174296-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ», внесенный Правительством РФ. Меры, предложенные в законопроекте, превращают школы в некие полицейские учреждения, которые будут заниматься отловом лиц, совершающих правонарушения.

Разделяя озабоченность правительства проблемами незаконного потребления наркотических средств и наркомании, в том числе распространением наркотиков в школах и иных образовательных учреждениях, и осознавая необходимость профилактики потребления наркотических и психотропных препаратов, вместе с тем не могу не высказать своего отношения к представленному законопроекту.
В законопроекте есть ряд моментов, которые могут быть не очевидны с первого взгляда, но тем не менее, способны создать существенные угрозы безопасности детей.

Низкая эффективность наркологической помощи
Законопроект вводит понятие «раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ», под которым понимается: социально-психологическое тестирование, профилактические медицинские осмотры, а также направление обучающихся (по результатам тестирования и осмотра) в специализированную медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь по профилю «наркология».

То есть конечная цель предложенных в законопроекте мероприятий – направление школьников и студентов в наркодиспансеры, с тем чтобы они получили там «наркологическую помощь». Таким образом, необходимость и целесообразность внедрения в деятельность образовательных учреждений мероприятий по раннему выявлению незаконного употребления учащимися наркотиков должны оцениваться с учетом эффективности и результативности лечения в наркологических диспансерах как такового. Поскольку, если последнее не дает своих результатов, то все предшествующие лечению действия, сколь бы эффективны они ни были сами по себе, теряют свой смысл.

В пояснительной записке авторы законопроекта не приводят никаких статистических данных о том, каким образом лечат лиц, принимающих наркотики, в наркодиспансерах: какие методы и виды лечения к ним применяются, какие лекарственные препараты им даются, каким образом планируется осуществлять лечение школьников и студентов в случае выявления потребления ими наркотиков на, так называемых, ранних стадиях. Не приводится никаких статистических показателей – процента излечения в наркодиспансерах, уровня рецидива, жизненной успешности и эффективности лиц, ранее прошедших лечение в наркодиспансерах.

Официальные же источники информации свидетельствуют о чрезвычайно низкой результативности лечения в наркодиспансерах.

Так, в пункте 3 комментария к статье 54 «Наркологическая помощь больным наркоманией» Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» приводятся следующие данные: «В настоящее время не разработаны достаточно эффективные средства и методы лечения наркомании. Наркологические диспансеры, оснащенные оборудованием для интенсивной терапии и необходимыми современными лекарствами, располагающие квалифицированными специалистами, обеспечивают излечение 10–20 % пациентов. Это означает, что из каждых 100 больных, прошедших полный курс лечения, 80–90 человек вновь начинают употреблять наркотики». (Кузьмин В.А., Китрова Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». 2-е изд. – СПС ГАРАНТ).

В этой связи возникает вопрос: в чем смысл вводимых законопроектом наркотестирования, медосмотров и направления обучающихся в наркодиспансеры?

Фанис ХАЛИКОВ,
юрист Гражданской комиссии по правам человека

Полный текст статьи читайте в "АГ" № 10 за 2013 г.