×

Автономность и секвестр

Министр юстиции РФ Александр Коновалов в ходе состоявшейся 15 мая пресс-конференции ответил на вопрос «АГ» о возможных путях объединения юридической профессии
Материал выпуска № 10 (147) 16-31 мая 2013 года.

АВТОНОМНОСТЬ И СЕКВЕСТР

Министр юстиции РФ Александр Коновалов в ходе состоявшейся 15 мая пресс-конференции ответил на вопрос «АГ» о возможных путях объединения юридической профессии

КоновалосВ начале апреля Правительство РФ утвердило Государственную программу «Юстиция», которая предусматривает в перспективе объединение адвокатов и юридических консультантов в рамках одной корпорации. В качестве первого шага к этому предполагается установление адвокатской монополии на судебное представительство. Каковы возможные механизмы исполнения такого решения? Какими могут быть следующие шаги?

Охарактеризовав этот вопрос как очень важный и масштабный, Александр Коновалов сказал: «Я хотел бы обозначить ключевую вещь, которая для нас исключительно значима в подходах к адвокатской реформе. В отличие от реформы нотариальной, она должна реализовываться в первую очередь самим адвокатским сообществом.

Мы, как Министерство юстиции, можем только содействовать адвокатской корпорации в подготовке нормативных условий для дальнейшего развития профессии и корпорации и определить направления, по которым корпорация будет развиваться дальше».

Касаясь возможности введения адвокатской монополии на судебное представительство, министр юстиции отметил, что бизнес-консалтинг - это в основном очень квалифицированные юристы, средний профессиональный и образовательный уровень которых, возможно, даже выше, чем у адвокатов. Отсутствие у них адвокатского статуса не означает, что они не способны участвовать в судебном процессе и квалифицированно представлять интересы клиентов.

Вместе с тем, по словам министра, сильные опасения вызывает то обстоятельство, что в последние годы выросло и стало довольно активным «некое сообщество квази-юристов». У таких «как бы юристов» подчас даже есть юридический диплом, но нет достаточной профессиональной подготовки, статуса адвоката. Они оказывают совершенно неквалифицированные или даже противозаконные услуги своим клиентам, которых ищут везде – на улице, в кафе и т.д. Тем не менее их услуги пользуются спросом, так как недороги.

В связи с этим Александр Коновалов затронул и тему правовой культуры. Он отметил, что появление у людей запроса на юридическую помощь в целом является хорошим признаком. В то же время их готовность потреблять за низкую плату услуги весьма сомнительного качества свидетельствует об отсутствии культуры запроса на квалифицированную юридическую помощь. Появление такой культуры требует времени, в течение которого люди должны привыкнуть к тому, что за юридической помощью нужно обращаться не к шарлатанам, а к адвокатам, способным предоставить гарантии своих профессионального статуса и компетентности.

«Конечно, мы не должны ждать, пока это произойдет само собой, - сказал Александр Коновалов, - и считаем, что адвокатское сообщество должно помочь разработать стандарты оказания юридических услуг и в целом юридической помощи. Нам нужно отсечь, по возможности, неквалифицированные юридические услуги, неквалифицированную, а подчас и противозаконную юридическую деятельность и сделать адвокатуру по-настоящему доступной для всех, в том числе для людей с невысокими доходами, являющихся сегодня основной аудиторией «квази-юристов»».

«Что касается бизнес-консалтинга, - продолжил министр, - то мы считаем, что эту группу юридических консультантов ни в коем случае нельзя терять, но и ни в коем случае нельзя растворять в какой-то общей массе. Им нужно создать комфортные условия для перехода к адвокатскому статусу.
Условия для перехода бизнес-консультантов в статус адвокатов относительно недавно создали коллеги из Беларуси. Примерно такие подходы мы тоже планируем предложить. Речь идет о возможности мягкого перехода в адвокатский статус с сохранением юридической фирмы. Смысл в том, чтобы у бизнес-консультантов была определенная автономность и они могли осуществлять свою деятельность, по сути, в прежнем формате, при этом плавно переходя в формат адвокатской профессии».

Но это, подчеркнул министр в заключение, представляет проблему в меньшей степени, чем наличие неквалифицированного юридического бизнеса, который «нужно либо секвестировать, либо как-то облагораживать».

Корр. "АГ"

Яндекс.Метрика