×

Прокурор, отдайте мои деньги

12 августа 2010 г. Районный суд г. Георгиевска Ставропольского края. Рассматривается уголовное дело в отношении Ю.А. Кеворкяна по ч. 1 ст. 222 УК Рф
Материал выпуска № 11 (100) 1-15 июня 2011 года.

ПРОКУРОР, ОТДАЙТЕ МОИ ДЕНЬГИ

12 августа 2010 г. Районный суд г. Георгиевска Ставропольского края. Рассматривается уголовное дело в отношении Ю.А. Кеворкяна по ч. 1 ст. 222 УК РФ. Защитником оглашается аргументированное ходатайство об исключении доказательств, полученных с нарушением закона, изложенное на 15 листах, а в конце делается заявление такого содержания: «Ваша честь, в соответствии с требованиями закона прошу государственного обвинителя дать мотивированный ответ на каждое из доводов ходатайства!».

Галима АхметзяноваПредседательствующая: Прокурор, Вам нужно время для подготовки?
Прокурор: Нет, Ваша честь, я готова.
Председательствующая: Пожалуйста, Вам слово.
Прокурор: Ваша честь, прошу отказать в удовлетворении ходатайства, ходатайство не обоснованно.
Защитник: А в чем не обоснованно, хотелось бы знать?
Прокурор: Я все сказала.
Подсудимый Ю.А. Кеворкян: Вас же защитник просил дать полный ответ, а Вы всего одно предложение…
Прокурор: А Вам слово не давали, я не обязана для Вас и для адвоката что-то еще говорить.
Подсудимый Ю.А. Кеворкян: Вы не мне, Вы судье скажите!
Председательствующая: Подсудимый, я без Вас разберусь с ходатайством, соблюдайте порядок!
Подсудимый Ю.А. Кеворкян: Ах так, тогда (обращаясь к прокурору и повышая голос) верните мои деньги!
Председательствующая (в полной растерянности): Какие деньги! О чем Вы говорите?
Прокурор (еще в большей растерянности): Я не брала Ваши деньги.
Подсудимый Ю.А. Кеворкян: Деньги давай, быстро!
Председательствующая (обращаясь к прокурору): Прокурор, о каких деньгах идет речь?
Прокурор: Ваша честь, я не виновна, это какая-то провокация!
Председательствующая: Адвокат, объясните, что здесь происходит?
Защитник: Ваша честь, подсудимый имеет в виду те деньги, которые подсудимый Ю.А. Кеворкян заплатил в виде налогов и которые были выплачены в виде заработной платы прокурору.
Подсудимый Ю.А. Кеворкян: Отдавай деньги, если не хочешь работать по закону!

Прокурор не захотела возвращать деньги, а подсудимому попросила 4 года лишения свободы, потому что санкция статьи именно до 4-х лет.

Оригинально мыслящий осужденный отправился отбывать наказание сроком 1 год 4 месяца, однако проблема осталась неразрешенной.

Описанная реальная история вскрывает хроническую болезнь нынешнего правосудия и гипертрофированной роли прокуроров в нем. Не люблю обобщений, допуская, что какая-то часть государственных обвинителей ведет себя в описанной ситуации в соответствии с требованиями закона: возражая, дает ответы на все доводы ходатайства защитника, соглашается с обоснованными ходатайствами, по своей инициативе заявляет ходатайства об исключении доказательств, отказывается от поддержания обвинения или изменяет обвинение при наличии оснований. Однако нам доподлинно известно, что большая часть наших оппонентов ведет себя именно так, как описано выше.

Неписаный «прокурорский кодекс»
Консолидируя судебную практику, мы разработали универсальные требования, которым должен удовлетворять современный государственный обвинитель. Их всего четыре.

Первое. Государственный обвинитель должен уметь читать, чтобы в прениях прочесть обвинительное заключение.

Второе. Государственный обвинитель должен иметь память, достаточную для того, чтобы запомнить указания прокурора по квалификации и наказанию, пока дойдет от здания прокуратуры до здания суда.

Третье. Государственный обвинитель должен на все ходатайства стороны защиты отвечать сухо и незамысловато: «возражаю, прошу отказать в удовлетворении ходатайства». Обосновывать свою позицию совсем не обязательно.

Четвертое. Государственный обвинитель должен внести представление на приговор, называемый оправдательным, а также на любой обвинительный приговор, по которому суд не разделил его позицию. При этом вполне достаточно самого представления вне зависимости от его содержания.

Как видно, в числе требований отсутствует обязанность знать действующее законодательство и принимать процессуальные решения на основе своего внутреннего убеждения и в соответствии со своей совестью, как того требует ст. 17 УПК РФ.

Парадоксально, что соблюдая неписаный «прокурорский кодекс», государственные обвинители в России почти во всех делах выходят победителями в так называемой состязательной борьбе с адвокатами.

Нвер ГАСПАРЯН,
член квалификационной комиссии
адвокатской палаты Ставропольского края

Полный текст статьи читайте в печатной версии "АГ" (№ 11, 2011 г.)

Яндекс.Метрика