×

Адвокатура как дублер нотариата

Необходимо уполномочить независимых профессионалов с юридическим образованием, в первую очередь адвокатов, на осуществление простейших нотариальных действий
Материал выпуска № 11 (100) 1-15 июня 2011 года.

АДВОКАТУРА КАК ДУБЛЕР НОТАРИАТА

Необходимо уполномочить независимых профессионалов с юридическим образованием, в первую очередь адвокатов, на осуществление простейших нотариальных действий

НикифоровНаиболее значимым с практической точки зрения нововведением, которое предлагается включить в ГК, является нотариальное удостоверение решений органов хозяйственного управления общества. При всем уважении к институту нотариата, следует признать, что введение данного правила в гражданское законодательство может привести к катастрофе, если не будет расширен круг лиц, которые вправе совершать простейшие нотариальные действия*.

Сколько человек – столько сделок
Недавно мне пришлось столкнуться с интересным казусом. Мы проводили сделку приобретения у нескольких продавцов ООО. Покупателем также являлись несколько лиц, которые действовали вскладчину. Предметом сделки являлся единый объект – стопроцентный пакет участия в ООО. С 2009 г. акты распоряжения долями в обществе с ограниченной ответственностью требуют нотариального заверения. Обратившись к нотариусу, мы узнали, что согласно разъяснениям Федеральной нотариальной палаты РФ (см.: Рекомендации по применению отдельных положений Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Нотариальный Вестник. 2009. № 12) в этом случае следует оформлять несколько перекрестных сделок, т.е. каждого продавца с одним или несколькими покупателями. Если у каждого продавца покупают в частях его долю несколько лиц, то опять же на каждое «плечо» сделки предлагают оформить отдельный договор.

Очевидно, получив полномочия по удостоверению таких сделок, нотариальное сообщество активно включилось в развитие и совершенствование норм ГК РФ. Очевидно, что частные лица не могут выступать создателями норм права, но так уж повелось – поскольку размер нотариального сбора по сделке ограничен предельной суммой, каждому нотариусу выгоднее оформить несколько сделок и заработать на каждой из них, чем скрепя сердце поставить подпись и печать на едином документе.

Имущественные интересы коллег, конечно, следует уважать. Собственно, адвокатам есть чему поучиться. Взять, например, исковое заявление, в котором соединены несколько смежных требований: взыскание искового долга, процентов, неустойки. Почему бы не заявлять три отдельных иска (особенно, если Федеральная палата адвокатов даст соответствующие разъяснения)? Глядишь, и расчет гонорара будет трехкратный: за составление искового заявления и объяснений не в одном экземпляре, а в трех: участие в трех делах, трех предварительных заседаниях, трех слушаниях по существу. Доходы возрастут прогрессивно!

Однако в случае с нотариусом сложившая ситуация не устраивала наших доверителей – покупателей, которые договорились о приобретении бизнеса «на троих» по принципиальным соображениям. В случае, если сделка окажется проблемной, потребуют ее расторгнуть или отказаться от нее, моим доверителям придется иметь дело не с единым договором, в котором продавцы действуют солидарно, а с множеством мелких, отдельных сделок: предъявлять несколько уведомлений о расторжении контракта, несколько исков и т.д. Риски здесь несоизмеримо выше, чем расходы на нотариальное оформление. Между тем, предмет один – работающий бизнес. И вряд ли этим бизнесменам можно ставить в вину то, что они решили купить его целиком, да еще и вскладчину. Оформление единой сделки несколькими инструментами противоречит сути гражданских правоотношений, усложняет структурирование, но самое главное – не позволяет надлежащим образом защитить интересы сторон, которые должны были бы структурировать обязательство как солидарное. В конкретной ситуации мы нашли оригинальный выход. Поскольку одним из наших клиентов был иностранец, сделка была заверена в консульском отделе посольства его государства, которое взяло за подпись и печать всего-то сорок долларов. Таким образом, плата за удостоверение сделки пополнила не кассу нотариата, а бюджет иностранного государства.

* В статье изложены собственное мнение и выводы автора, которые могут не совпадать с позицией адвокатского бюро "Егоров, Путинский, Афанасьев и партнеры" в целом.

Илья НИКИФОРОВ
управляющий партнер
«Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Полный текст статьи читайте в печатной версии "АГ" (№ 11, 2011 г.)

Яндекс.Метрика