ВОЗМОЖНЫЙ ЭФФЕКТ
Чего ждать от изменений в законодательство о субсидиарной ответственности
Изменения, которые вступили в силу 28 июня 2017 г., Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 488-ФЗ) внес сразу в три федеральных закона, а именно: в Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»1, Закон «О государственной регистрации юридических лиц»2, Закон «О несостоятельности (банкротстве)»3. Они значительно корректируют характер отношений между бизнесом и государством, между должниками и кредиторами. Рассмотрим, какие же существенные новеллы появились в российском законодательстве и как это скажется на практике.В целом поправки ориентированы на обеспечение большей защиты интересов кредиторов компаний как в рамках процедуры банкротства, так и вне ее, а также на максимальное ужесточение ответственности лиц, контролирующих фирму-должника (директоров, участников, акционеров).
В этом смысле они развивают ранее принятые нормы Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и изменения в Закон «О несостоятельности (банкротстве)», утвержденные законами от 29 декабря 2015 г. № 409-ФЗ, от 23 июня 2016 г. № 222-ФЗ.
Кроме того, нововведения затронули ряд моментов, связанных с порядком проведения процедур ликвидации и банкротства компаний.
Однако я хотел бы остановиться именно на вопросах субсидиарной ответственности.
Теперь не только при банкротстве
Одним из существенных изменений законодательства стала возможность привлечения контролирующих компанию лиц по ее долгам не только в процедуре банкротства.
Так, в ст. 3 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» вносится положение о том, что: «Исключение общества из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа основного должника от исполнения обязательства. В данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в пунктах 1–3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества».
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность привлечения контролирующих предприятие лиц к субсидиарной ответственности при исключении основного должника из ЕГРЮЛ в случае, если подающий заявление в суд кредитор докажет, что указанные лица действовали недобросовестно или неразумно.
Анатолий ЮШИН,
управляющий партнер адвокатского бюро «Юшин и партнеры»
управляющий партнер адвокатского бюро «Юшин и партнеры»
Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» №13 за 2017 г.
1 Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
2 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».
3 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».