×

Взрастить адвоката

Качество юридической помощи идет рука об руку с повышением квалификации адвокатов
Материал выпуска № 6 (215) 16-31 марта 2016 года.

ВЗРАСТИТЬ АДВОКАТА

Качество юридической помощи идет рука об руку с повышением квалификации адвокатов

Сейчас, когда вопрос стоит о передаче судебного представительства адвокатуре и неизбежном увеличении числа адвокатов, повысится степень ответственности адвокатского сообщества за качество оказываемой юридической помощи.

Повышение квалификации в АП ХМАО
Организация системы повышения квалификации адвокатов – очень сложный процесс, и мы сразу пошли, может, и не по совсем корректному, но действенному пути: возбуждали дисциплинарные производства в отношении тех, кто не соблюдал Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в части постоянного совершенствования своих знаний. Информация о таких жестких мерах реагирования быстро распространилась в адвокатской среде, и в палату стали поступать свидетельства и дипломы о прохождении учебы.

Однако жесткость регулирования мы компенсировали организацией эффективной системы повышения квалификации. На базе трех вузов (Сургутского и Югорского госуниверситетов, филиала Тюменского госуниверситета) в рамках институтов дополнительного образования были созданы курсы для адвокатов.

Мы проводим обучение один раз в два года: поскольку мы не можем отвлечь от работы сразу всех адвокатов, мы организуем курсы сначала для одной половины членов палаты, а затем для другой. Так мы укладываемся в пять лет, предусмотренных законодательством для регулярного повышения адвокатом своей квалификации.

Кроме того, два раза в год мы проводим курсы совместно с Нотариальной палатой ХМАО – Югры, с которой делим расходы на организацию обучения. Слушатели в данном случае не несут личных расходов, при этом курсы, как правило, специализированные, и мы стараемся приглашать адвокатов, стажеров и помощников, заинтересованных в получении знаний в обозначенных лекторами направлениях.

Если по каким-то причинам адвокат не предоставил документов о пройденных курсах повышения квалификации, а до даты истечения пятилетнего срока остается полгода, то кадровая служба Адвокатской палаты уведомляет его об этом персонально. Когда таких адвокатов собирается много, мы пытаемся провести курсы централизованно специально для них. Часто они сами обращаются к нам с такой просьбой, поскольку им удобнее и выгоднее пройти обучение у себя в регионе. Последние два раза мы обращались с этим вопросом к вице-президенту ФПА РФ Светлане Володиной и очень благодарны ей за то, что она ни разу не отклонила нашу просьбу, приезжала к нам сама и привозила в качестве лекторов Ларису Масленникову, Ларису Скабелину, Николая Кипниса и др.

Дистанционное обучение

Основная сложность при проведении курсов повышения квалификации в нашем регионе заключается в том, чтобы собрать адвокатов и лекторов в одном месте в одно время. Это общая проблема северных территорий, где на состояние и развитие дорожно-транспортной инфраструктуры сильно влияют природные условия. Как обеспечить присутствие всех адвокатов на прослушивании 72 часов лекций (это как минимум неделя) в условиях, когда следственные и судебные органы продолжают свою деятельность? Это означает парализовать работу всей судебной системы!

В этой связи мы решились на очно-заочное обучение. Три дня мы проводим очные занятия, затем все преподаватели готовят задания и тесты и раздают их слушателям. Последние изучают дома полученный материал и на его основании решают разработанные нами тесты, после чего отправляют их в палату. Мы проверяем их сами и только после этого даем разрешение институту дополнительного образования на выдачу документа о пройденных курсах. Получив аттестаты, мы делаем с них копии, вкладываем в личные дела, а оригиналы передаем адвокатам. Такая система позволяет снизить стоимость повышения квалификации для слушателей (например, в этом году она составила 4,5 тыс. руб.).

Сначала у нас была предусмотрена заочная форма обучения для адвокатов Березовского, Кондинского и других труднодоступных районов. Однако мы не смогли обойти сложности с получением подтверждающего документа. Существующие дистанционные курсы не всегда учитывают юридическую обязательность для адвокатов заключить соответствующий договор и получить в итоге документ, подтверждающий прохождение учебы. Иными словами, несмотря на заявленную дистанционность, они требуют личного присутствия слушателя.

Мы считаем, что эту проблему можно решить делегированием адвокатами полномочий по заключению договоров о повышении квалификации Совету Адвокатской палаты. Это не только позволит преодолеть главную трудность на пути удаленного обучения, но и снизит стоимость курсов, так как палата, выступая посредником между образовательным учреждением и адвокатами, сможет сама рассылать слушателям все необходимые материалы. Кроме того, такая система поможет нам более эффективно контролировать своевременное повышение квалификации адвокатами: мы будем видеть, кто действительно прошел подготовку, а кто – нет. В конце концов, мы решим проблему купленных свидетельств.

Это единственное, что еще нужно сделать, потому что в остальном мы полностью готовы к запуску дистанционного обучения: у нас уже есть разработанные учебные планы, тесты и другие задания, нет никаких технических проблем – в соответствии с указанием губернатора региона интернет был проведен практически во все поселения, даже труднодоступные и малонаселенные.

Сейчас, когда вопрос стоит о передаче судебного представительства адвокатуре, увеличении соответственно числа адвокатов, повысится и степень ответственности адвокатского сообщества. Нельзя рассматривать проблему последипломного обучения отдельно от происходящих событий. Качество оказываемой юридической помощи идет рука об руку с повышением квалификации адвокатов.

О помощниках адвокатов и стажерах
Что касается помощников адвокатов и стажеров, то на данный момент, к сожалению, мы не имеем точных данных об их численности. Раньше мы вели учет, так как Адвокатская палата выдавала им удостоверения, однако сегодня адвокатские образования сами выполняют эту функцию.

Как председатель коллегии, в которой 5–6 стажеров и около 10 помощников, могу сказать, что основную нагрузку по их обучению мы возлагаем на их кураторов, которые занимаются ими персонально. И именно они несут ответственность за качество образования подопечных: если стажер не сдает в последующем квалификационный экзамен, то это влечет очень серьезное замечание в адрес куратора. Вместе с тем качественная подготовка стажера наряду с другой общественной деятельностью – участием в системе оказания бесплатной юридической помощи, защитой коренных малочисленных народов Севера и т.д. – может служить основанием для поощрения адвоката, например представления к награде.

Хочу отдельно отметить, что во время проведения курсов повышения квалификации для адвокатов мы приглашаем также их помощников и стажеров, которые могут присутствовать на лекциях в качестве вольных слушателей – без получения свидетельства, но и без оплаты.

Я убежден, что самый лучший вариант вхождения в адвокатуру – это институт стажерства. Однако адвокаты, к сожалению, не всегда заинтересованы в стажерах, потому что, во-первых, оплата труда последних производится из гонорара адвоката, а во-вторых, не каждый готов к наставничеству с педагогической точки зрения.

Конечно, мы не можем обязывать адвокатов брать стажеров, но на всех собраниях мы повторяем, что необходимо более качественно и принципиально подходить к институту стажерства и добиваться, чтобы в адвокатуру входили именно через эти «двери». То же касается и профессионалов, отработавших в народном хозяйстве 5–10 лет. Несмотря на опыт, их нельзя назвать готовыми адвокатами, так как они не знают специфики адвокатской деятельности, у которой много особенностей: это и умение выстраивать отношения с доверителем, и знание правил поведения на следственных действиях, и навыки выступления в суде и т.д. Профессия адвоката предполагает более широкий спектр умений. Я считаю, что быть грамотным профессиональным адвокатом сложнее, чем судьей.

Естественным следствием развития и более широкого применения института стажерства является уменьшение дисциплинарных дел. Стажер, проработавший два года возле действующего адвоката, имеет больше навыков решения сложных ситуаций, чем практик со стороны. Конечно, юристы с опытом при вступлении в адвокатуру изучают Кодекс профессиональной этики адвоката, но нельзя вложить все жизненные ситуации в этот документ.

Кроме того, во время стажировки меняется психология практиков, перешедших в адвокатуру из других юридических профессий. Мне лично после работы в правоохранительных органах было достаточно сложно психологически перестроиться: как это, я в свое время занимался тем, чтобы привлечь к ответственности преступников, а сейчас я должен их защищать? С такими проблемами сталкиваются все адвокаты, пришедшие в профессию из подобных структур. У некоторых бывших правоохранителей прорывается: «Ну какая ему защита, ведь это же он совершил!» Стажировка позволяет уяснить фундаментальную мысль: важно только одно – доказана вина или нет, остальное – прерогатива суда.

В этом году мы подготовили изменения в Положение о стажере адвоката и порядке прохождения стажировки в АП ХМАО, которые детальнее конкретизируют обязанности адвокатов-наставников и их ответственность за качество стажировки, закрепляют более широкие требования к оформляемым при этом документам. Новая редакция была утверждена на заседании Совета АП ХМАО 20 января. К тому же у нас в планах – создание механизма информирования Совета о наличии стажеров в адвокатских образованиях. Это позволит нам проводить их обучение, в первую очередь по вопросам гражданского права, так как, скажем честно, стажеры ведут гражданские дела.


Валерий АНИСИМОВ,
президент АП Ханты-Мансийского автономного округа

NB

НЕОБХОДИМОСТЬ В АДАПТАЦИИ

Вице-президент АП ХМАО Александр Кисельман, занимавшийся разработкой новой редакции Положения о стажере адвоката и порядке прохождения стажировки в АП ХМАО, рассказал «АГ» об изменениях, которые внесены в документ.

Прежде всего, хочу отметить, что документы, принимаемые органами адвокатских палат, обладают, кроме прочего, двумя очень важными свойствами. Во-первых, они формулируют оптимальные, основанные на требованиях законодательства алгоритмы действий, исполнение которых адвокатами позволяет обеспечить оказание квалифицированной юридической помощи доверителю. Во-вторых, существующая законодательная обязанность адвоката исполнять решения органов адвокатской палаты дисциплинирует и является в определенной степени обеспечительной мерой их обязательного выполнения.

Положение о стажере адвоката впервые было принято Советом АП округа семь лет назад – в январе 2009 г. Внесение изменений и дополнений в документ обусловлено анализом его применения в течение этого времени: возникла необходимость его адаптации к трансформациям действующего законодательства, адвокатской практики (включая дисциплинарную).

Совет палаты решил, что грядущие изменения в правовом регулировании деятельности адвокатуры в рамках реализации программы «Юстиция», предполагающие повышение требований к профессиональному уровню адвокатов, ставят перед нами задачу более тщательного подхода к подготовке кандидатов на адвокатский статус.

Новая редакция Положения детально конкретизирует обязанности адвоката-наставника, закрепляет его ответственность за качество стажировки, устанавливает более широкие требования к перечню, порядку ведения и содержанию документов, оформляемых как стажером, так и его наставником. Кроме того, вводится норма, согласно которой стажер вправе без предоставления решающего голоса принимать участие в работе органов адвокатского образования и Конференции АП.

К Положению в качестве основы прилагается Типовая программа стажировки, определяющая обязательный минимум требований к объему учебного материала и практических навыков, которые стажер должен освоить.


Яндекс.Метрика