×

А у нас в палате цап…

В этом году исполняется 7 лет со дня официального открытия Центра адвокатской помощи (ЦАП) при Адвокатской палате Курганской области
Материал выпуска № 6 (215) 16-31 марта 2016 года.

А У НАС В ПАЛАТЕ ЦАП…

В этом году исполняется 7 лет со дня официального открытия Центра адвокатской помощи (ЦАП) при Адвокатской палате Курганской области

17 марта 2016 г. президент Адвокатской палаты Курганской области Александр Умнов отмечает свое 60-летие. Накануне юбилея специально для «АГ» он ответил на вопросы, касающиеся организации бесплатной юридической помощи в регионе.

– Александр Викторович, Центр адвокатской помощи в Курганской области был организован 7 лет назад – задолго до принятия Закона о бесплатной юридической помощи. Чем была вызвана такая необходимость?
– Оглядываясь назад, невольно вспоминаю, как в смутные годы хорошее и большое помещение, арендуемое Адвокатской палатой и коллегией адвокатов, пытались выставить на торги, а адвокатов переселить неизвестно куда. Любой кризис стимулирует работу мозга и ускоряет принятие решений. Получаемые нами два года подряд официальные требования освободить помещения, которые мы арендуем с незапамятных времен в удобной части города, заставили задуматься о причинах столь неуважительного отношения к адвокатуре в регионе. Взглянули на себя со стороны и увидели, что призывы к органам власти уважать законодательно закрепленный институт гражданского общества необходимо чем-то подтверждать.

В итоге появился Центр, который сегодня работает на имидж палаты, выгоден адвокатам и удобен гражданам. В его составе действуют: Центр бесплатной юридической помощи; Центр по координации участия адвокатов по назначению органов следствия и суда; Центр развития примирительных процедур (медиации).

– Как возникла идея создания Центра адвокатской помощи?
– Эта идея появилась, конечно, не только и не столько из-за кризиса в отношениях с властью. Первоначально, вскоре после образования адвокатских палат, мы попытались исправить наметившуюся тенденцию уменьшения числа граждан, которые обращаются на прием к дежурным адвокатам. Один из возможных путей решения этой проблемы был очевиден. По сохранившейся с советских, а может, и с еще более древних времен традиции, наш человек со своими правовыми затруднениями первоначально идет не в суд и не к адвокату, а начинает нарезать круги по приемным начальников, депутатов и иных всем известных организаций. Мы стали заключать с этими организациями, начиная с областной думы в 2005 г., соглашения о сотрудничестве, которыми, в частности, предусматривалась выдача обращающимся по правовым вопросам гражданам письменных направлений на первичный бесплатный консультативный прием к адвокату.

Такое сотрудничество заинтересовало депутатов различных уровней, общественные приемные, органы социального обеспечения и Пенсионного фонда, аппарат федерального инспектора и иные подобные структуры, которые с удовольствием перестали тратить время на рассмотрение чисто юридических вопросов. Причем если первоначально инициатива заключения таких соглашений исходила от адвокатского сообщества, то впоследствии уже нам стали предлагать сотрудничество.

Понравилось это и гражданам, которые психологически с письменным направлением в руках увереннее преодолевают предубеждение о недоступности адвокатской помощи. Через непродолжительное время поток обращающихся таким способом стал заметен, а у дежурного адвоката не только скапливалась стопка направлений, но и появились заключенные соглашения. Ведение бесплатного приема становилось выгодным адвокатам: в день дежурства в ЦАП адвокат стал обеспечивать себя и коллег оплачиваемой работой. Вести прием в Центре стало привлекательнее, чем дежурить в адвокатском образовании, ожидая редких случайных посетителей.

– Каковы источники финансирования и материального обеспечения деятельности Центра адвокатской помощи?
– На ежегодной конференции палаты в 2008 г. Совету удалось убедить как всегда сомневающихся коллег в необходимости выделения средств на оборудование этого кабинета оргтехникой, средствами связи, правовыми программами. Кстати, в ходе дискуссии делегаты конференции и предложили, чтобы назывался он Центром именно адвокатской, а не правовой помощи, как предполагалось первоначально. Название нам показалось удачным.

– Каким образом дела распределяются среди адвокатов? Все ли адвокатские образования принимают участие в работе Центра?
– Совет принял Положение о Центре, согласно которому к работе с гражданами на добровольной основе привлекаются адвокаты различных адвокатских образований. Желающих дежурить достаточно для того, чтобы организовать ежедневный прием в рабочие дни. С прошлого года с согласия адвокатов ЦАП функционирует и по субботам. Курирует работу Центра вице-президент палаты.

К ведению приема стараемся привлекать адвокатов, которые умеют выслушать обратившегося, обладают достаточным опытом и способны с учетом пожеланий гражданина предложить помощь Центра в выборе представителя. Если адвокат, ведущий прием, по каким-либо причинам не готов заключить соглашение для дальнейшей работы по делу, оставленный обратившимся контактный телефон в кратчайшие сроки передается коллеге, имеющему такую возможность. Модный ныне принцип «одного окна» хорошо работает и в адвокатуре. В случае затруднения необходимую помощь в передаче дела оказывают руководители групповых адвокатских образований.

Возможность участвовать на добровольной основе в работе Центра открыта для всех адвокатских образований, в том числе для адвокатских кабинетов, которые менее активны в этой деятельности, что само по себе неудивительно.

– Как часто граждане Курганской области обращаются за помощью в Центр?

– В первый год работы обратились 1500 человек. В последнее время регистрируется от 3 до 5 тысяч обращений в год, что для города с населением 300 тысяч человек весьма неплохой показатель. Оценив опыт деятельности Центра в Кургане, коллеги в г. Шадринске, где практикуют 40 адвокатов, организовали работу по аналогичному принципу.

К моменту принятия в 2011 г. Закона о бесплатной юридической помощи созданная нами система в области уже действовала не первый год. Она показала свою жизнеспособность, поскольку выгодна всем. При этом организующая роль Адвокатской палаты, по нашему мнению, вполне соответствовала целям, ради которых палаты создавались.

– Расскажите о недавно запущенной «горячей линии» Центра адвокатской помощи и первых результатах ее функционирования.
– С февраля этого года в Центре заработал сотовый телефон «горячей линии», который в какой-то мере даже облегчает решение тех же задач. При этом не требуется личной явки гражданина в Центр, что позволяет прибегнуть к нашей помощи жителям отдаленных поселений. Адвокат, отвечающий за прием звонков, также не обязан физически находиться в Центре, что тоже удобно.

Попутно было достигнуто соглашение с Многофункциональным центром о переводе на данный телефон звонков, поступающих к многочисленным телефонисткам МФЦ, по правовым вопросам. Результаты работы телефона «горячей линии» озвучивать пока рано, но мы не сомневаемся, что понесенные небольшие затраты окупятся сполна.

Речь идет не только о чисто материальной выгоде в виде увеличения дохода адвокатов. Оказалось, что благодаря Центру бесплатная работа, которая всегда велась адвокатами, вдруг стала заметна для органов власти, и на развитие ЦАП правительство области впервые стало выделять гранты Адвокатской палате как социально ориентированной некоммерческой организации. Совместное участие представителей различных адвокатских образований в работе Центра способствует и укреплению корпоративного единства в палате.

Понимаем, что многообразие условий, в которых работают российские адвокаты, само по себе предполагает различные подходы, но, возможно, кого-то заинтересует и наш опыт. По крайней мере, с высоты «нашего окошка» свидетельствуем, что для укрепления авторитета адвокатуры центры разные нужны, центры всякие важны.

Беседовала Оксана НЕКРИТОВА,
корр. «АГ»