×

Защита с «неизвестным»

О некоторых аспектах защиты в суде при использовании стороной обвинения «свидетелей под псевдонимом»
Материал выпуска № 5 (238) 1-15 марта 2017 года.

ЗАЩИТА С «НЕИЗВЕСТНЫМ»

О некоторых аспектах защиты в суде при использовании стороной обвинения «свидетелей под псевдонимом»

Согласно ч. 9 ст. 166 УПК РФ при необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвует свидетель, не приводить данные о его личности, иными словами, «засекретить» свидетеля. На примере личной практики автор дает рекомендации адвокатам при злоупотреблении этим правом правоохранительными органами.

В соответствии с законом в таком случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, где излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием.

Незнание подлинных сведений о личности свидетеля, безусловно, сужает круг возможностей стороны защиты, включая и возможность подвергнуть полной проверке и оценке показания данного свидетеля на предмет их достоверности. Для обеспечения интересов стороны защиты законодатель предусмотрел встречный механизм, который может быть введен в действие на стадии судебного разбирательства уголовного дела: согласно ч. 6 ст. 278 УПК РФ в случае заявления сторонами обоснованного ходатайства о раскрытии подлинных сведений о лице, дающем показания, в связи с необходимостью осуществления защиты подсудимого либо установления каких-либо существенных для рассмотрения уголовного дела обстоятельств суд вправе предоставить сторонам возможность ознакомления с указанными сведениями.

Александр РЯЗАНЦЕВ,
адвокат АП Челябинской области, старший партнер АБ «Ковалев, Рязанцев и партнеры»

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 5 за 2017 г.

МИСТЕР «Х» В УГОЛОВНОМ СУДЕ

Публикация уважаемого коллеги адвоката А.А. Рязанцева, посвященная актуальной теме защиты в суде при использовании стороной обвинения так называемых секретных свидетелей, имеет большое прикладное значение для адвокатов, поскольку не только раскрывает основные трудности, с которыми можно столкнуться в сходных ситуациях, но и одновременно предлагает пути их решения.

Следует напомнить, что институт защиты свидетелей и потерпевших разработан и давно действует в развитых зарубежных странах.

Так, согласно закону ФРГ «О борьбе с преступностью» допрос потерпевшего может быть произведен в специально охраняемом помещении, если это необходимо для обеспечения его безопасности.

В Италии с 1992 г. действует Декрет «Антимафия» № 306, который позволяет транслировать допрос свидетеля с помощью видеокамеры. При этом местонахождение свидетеля является строгой тайной, а его изображение видит только судья.

В соответствии с законом Англии о судопроизводстве 1981 г. в случае угрозы жизни и здоровью свидетеля или потерпевшего в связи с расследованием уголовного дела предусмотрены возможности «засекречивать» данные об этих участниках уголовного процесса и их семьях, проводить опознание в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознаваемым опознающего, давать соответствующие указания об их личной охране и т.д.

Нвер ГАСПАРЯН,
советник ФПА РФ

Полный текст комментария читайте в печатной версии «АГ» № 5 за 2017 г.



Яндекс.Метрика