×

Заявление писать не обязательно

Президент адвокатской палаты направил в Федеральную палату адвокатов РФ письмо с просьбой разъяснить, в каких случаях необходимо личное заявление адвоката о прекращении или о приостановлении его статуса, подаваемое в совет адвокатской палаты, и какое решение вправе принять совет, если адвокат, назначенный на государственную должность, не подал заявление о прекращении статуса адвоката.
Материал выпуска № 3 (44) 1-15 февраля 2009 года.

ЗАЯВЛЕНИЕ ПИСАТЬ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО

Президент адвокатской палаты направил в Федеральную палату адвокатов РФ письмо с просьбой разъяснить, в каких случаях необходимо личное заявление адвоката о прекращении или о приостановлении его статуса, подаваемое в совет адвокатской палаты, и какое решение вправе принять совет, если адвокат, назначенный на государственную должность, не подал заявление о прекращении статуса адвоката.

Решением парламента Республики адвокат С. был назначен на должность заместителя председателя Конституционного суда этого субъекта РФ.

Совет адвокатской палаты Республики в связи с назначением адвоката С. на государственную должность прекратил его статус адвоката и в установленном порядке представил необходимые документы в территориальную регистрационную службу для внесения соответствующих сведений в реестр.

Однако Управление Федеральной регистрационной службы по Республике отказалось вносить эти сведения в реестр, мотивировав свое решение тем, что согласно подп. 1 п. 1 ст. 17 Закона совет адвокатской палаты субъекта РФ не вправе принимать решение о прекращении статуса адвоката, если отсутствует соответствующая просьба адвоката, изложенная в его письменном заявлении в совет.
Совет адвокатской палаты этого же субъекта РФ в связи с избранием адвоката Ц. на государственную должность прекратил его статус адвоката на основании п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон), согласно которой адвокат не вправе занимать государственные должности субъектов РФ. Ц. обжаловал решение совета адвокатской палаты в суд, указав, что для прекращения статуса адвоката на основании подп. 1 п. 1 ст. 17 Закона необходимо личное заявление адвоката, а он такого заявления не подавал. Кроме того, по его мнению, Закон не предусматривает право совета адвокатской палаты лишать статуса адвоката, допустившего нарушение п. 1 ст. 2 Закона. Суд удовлетворил требование Ц., признав обжалованное решение незаконным и обязав совет принять другое решение.

Президент адвокатской палаты Республики направил в Федеральную палату адвокатов письмо с просьбой разъяснить, в каких случаях необходимо личное заявление адвоката о прекращении или о приостановлении его статуса, подаваемое в совет адвокатской палаты, и какое решение вправе принять совет, если адвокат, назначенный на государственную должность, не подал заявление о прекращении статуса адвоката.

Поскольку эти вопросы имеют большое значение для всех адвокатских палат, письмо было направлено в Экспертно-методическую комиссию Совета ФПА РФ. Председатель комиссии кандидат юридических наук Г.К. Шаров дал следующее разъяснение.

Статьи 9 и 10 Закона предусматривают право лиц, отвечающих установленным законом требованиям, приобрести статус адвоката. При этом приобретение статуса адвоката возможно только на основании свободного волеизъявления претендента. Обладание статусом адвоката также возможно только по доброй воле адвоката. Если же адвокат по каким бы то ни было причинам не желает больше быть таковым, он вправе подать письменное заявление в совет адвокатской палаты, членом которой является. Совет адвокатской палаты рассматривает это заявление и направляет необходимые документы для внесения соответствующих сведений в региональный реестр.

Для реализации права на свободное занятие адвокатской профессией подп. 1 п. 1 ст. 17 Закона устанавливает обязанность, а не право совета адвокатской палаты субъекта РФ прекратить статус адвоката в случае, если тот подает в совет заявление о прекращении статуса. При этом адвокат не обязан указывать причины, которые побудили его обратиться с заявлением.

Необходимо отметить, что адвокат имеет право обращаться в совет палаты с письменными заявлениями по любым вопросам, но среди оснований прекращения статуса адвоката лишь подп. 1 п. 1 ст. 17 Закона предусматривает обязательную подачу письменного заявления.

Закон запрещает адвокату занимать государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы и муниципальные должности, независимо от того, избран он на эти должности или назначен. Если адвокат нарушил этот запрет, то в соответствии с требованиями ст. 18 Кодекса профессиональной этики адвоката он подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности без получения от него каких-либо заявлений. Его статус может быть прекращен по решению совета адвокатской палаты на основании заключения квалификационной комиссии в связи с нарушением норм Кодекса профессиональной этики адвоката (подп. 2 п. 2 ст. 17 Закона).

Согласно ст. 16 Закона в случае избрания адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе его статус должен быть приостановлен, но не прекращен.

Согласно подп. 3.1 п. 3 ст. 16 Закона лицо, статус которого приостановлен, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов. Нарушение этих требований влечет за собой прекращение статуса адвоката. Таким образом, законодатель, признавая изложенное как существенное нарушение Закона, установил ответственность адвоката в виде прекращения статуса, не предусмотрев никакой альтернативы. Необходимо отметить, что в таких случаях Закон не обязывает совет адвокатской палаты испрашивать от адвоката какие-либо письменные заявления.

Что должен делать совет адвокатской палаты в случае назначения адвоката на должность в органы государственной власти или органы местного самоуправления, Закон не определяет. Если адвокат назначен на постоянной основе на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления и не определился со своим статусом адвоката, то совет адвокатской палаты вправе расценить это как нарушение норм Кодекса профессиональной этики адвоката или неисполнение (ненадлежащее исполнение) адвокатом решений органов адвокатской палаты, со всеми вытекающими отсюда последствиями. При этом совет адвокатской палаты не обязан ждать или требовать от адвоката письменных заявлений и вправе сам решить, какую меру дисциплинарной ответственности следует применить (исключение составляют лишь случаи, предусмотренные подп. 3.1 п. 3 ст. 16 Закона).

"АГ" № 3, 2009