×

Знай наших

Материал выпуска № 24 (137) 16-31 декабря 2012 года.

ПОЭЗИЯ КАК ОБРАЗ МЫСЛИ

ЕникеевСреди 1307 адвокатов Татарстана есть один настоящий поэт

Настоящих поэтов мало, даже среди тех, кто носит значок Союза писателей или работает в литературном журнале. Еще меньше их среди людей других профессий. Адвокат Фуат Еникеев – настоящий поэт. И отнюдь не потому, что был благословлен самим Андреем Вознесенским (чем очень гордится), а потому, что пишет настоящие стихи.

О себе Фуат Габдуллович говорит скромно: «Я не литератор. У меня иная профессия. Но некоторые личные реакции на факты бытия, впечатления от разных ракурсов, фокусов и укусов повседневной жизни приняли форму стихов». Добавлю от себя, что эта форма почти безупречна. А если учесть, что ни одна из рифм в тысячах строчек написанных им стихов не повторяется, станет ясно, с каким уникальным феноменом мы имеем дело.

В стихах я (для издателя)
Банален, назидателен,
Занудлив, дидактичен,
Испорчен, нетактичен…
В стихах я (для читателя)
Приятен, обаятелен,
Лиричен, ироничен,
И мелодраматичен…

Чистокровный татарин Еникеев, безупречно знающий язык своих предков, неплохо изъясняющийся на украинском, белорусском и французском языках, все же считает русский язык самым живым и красивым. Он убежден, что только в русском языке неисчерпаемы значения, смыслы и оттенки слов, нюансы, подтексты и звуковая красота речи. И потому его поэзия во многом – бесконечные импровизации со словом, увлеченный поиск оттенков смысла. Его стихи как пружины, от контакта с которыми ощущаешь упругость и силу слов, как струны, прикоснувшись к которым слышишь музыку созвучий. Это своего рода литературный джаз –

Пусть у всех в квартирах газ…
А у нас на кухне джаз.

В 2005 г. в Татарском книжном издательстве вышел сборник его стихов «Знаки внимания». В настоящее время готовится к выпуску новая книжка «Знаки продолжения».

НЕ ЗАВИДУЙ

Не потрясай сумой.
Не умножай обиду.
Не исходи слюной.
И не завидуй.

Хороший урожай
Не упускай из виду.
Богатство уважай.
И не завидуй.

Красивому лицу
И локонам завитым
Возрадуйся, плясун,
И не завидуй.

Добравшись до вершин,
Не похваляйся свитой.
Храни. Даруй. Верши.
И не завидуй.

Ржавея и скрипя,
Как гвоздь забитый,
Не прячься от себя.
И не завидуй.

От редакции
«АГ» и дальше будет знакомить читателей с творчеством Фуата Еникеева.


ЛИЧНАЯ ГВАРДИЯ АДВОКАТА ТУРУШЕВА

ТурушевВ потоке многочасовых дел адвокат всегда находит час для потехи

Хозяин адвокатского кабинета Игорь Сергеевич Турушев практикует в отдельном помещении, выкупленном на собственные деньги. В отличие от тех кабинетчиков, которые составляют соглашения с клиентами «на коленке», он предпочитает строить адвокатскую работу как полноценное адвокатское образование.

Для этого в кабинете есть все условия, начиная от броской вывески и заканчивая оборудованным офисом. Однако среди коллег Игорь Турушев известен не только своими успехами на ниве судебной защиты, но и редким увлечением: он – художник-любитель, который пишет картины и занимается росписью военно-исторической миниатюры –главным образом фигурок воинов разных эпох и народов.

Предается этому делу он с не меньшей страстью, чем адвокатской работе.

«Делу время посвящай, а потехе час отдай!» – говорит Игорь Сергеевич, делая ударение на вторую часть прибаутки.

Для росписи солдатиков у него выделен отдельный уголок со всеми необходимыми инструментами, материалами и принадлежностями.

Никакой материальной прибыли от этого занятия Турушев не получает, скорее, наоборот: приходится тратиться на краски, приобретение заготовок, оплату посылок, которые ему приходят от скульпторов из разных уголков России и из-за рубежа.

«Зачем тогда это нужно?» – задаем мы риторический вопрос. Ответ понятен: «Для души, для релакса, для того, чтобы на время переключиться с одной сферы на другую. При этом я подчас забываю, что для меня главнее», – признается Игорь Сергеевич.

Но «час потехи» проходит, и он снова углубляется в многотрудные гражданские и уголовные дела. Впрочем, и в этом случае с ним незримо присутствует его многочисленная гвардия с мечами и саблями, знаменами и барабанами, поддерживая своего адвоката в схватках за справедливость, помогая ему побеждать.


ИЗВЕСТЕН ПОД ИМЕНЕМ ШЕЛЬДИ

ШарафеевАдвокат создал уникальный каталог булгаро-татарских монет XIII–XV вв.

С именем адвоката Наиля Шарафеева связана почти детективная история. Он собрал редкую коллекцию древних монет, имевших хождение в булгарских и татарских ханствах, составил и под псевдонимом Шельди издал уникальный каталог – практическое руководство для нумизматов-ориенталистов. Однако в 2006 г. коллекция была похищена.

На титульном листе каталога надпись: «Жизнь коротка. Используй ее на дела, угодные Всевышнему (Аллаху). Народная мудрость». Н. Шарафеев так и поступал. В застойные брежневские годы, когда профессия адвоката стала не престижной и он едва сводил концы с концами, стал собирать монеты и учить языки (чтобы читать надписи на этих монетах). Персидский, арабский, фарси, дари, пушту… Ему покорился затейливый афганский алфавит.

А началось все с того, что однажды показал нумизматам, собиравшимся по воскресеньям в казанском Ленинском саду, серебряную монетку с арабской вязью. Ему пояснили, что это монета Золотой Орды, отчеканенная почти 700 лет назад. Наиль был поражен и погрузился в изучение вопроса, что называется, с головой. Положив перед собой арабско-русский словарь, смог перевести надпись: «Хан справедливый. Да правит он долгие годы!» Захотелось идти дальше.

Он спрашивал нумизматов: а что есть еще из тех древних времен? Они пожимали плечами. Спросом в основном пользовались русские монеты. Так появилась цель: восстановить картину монетного обращения в Золотой Орде.

Наиль стал собирать монеты, учить языки и читать специальную литературу. Единственным более или менее полным источником по теме оказался каталог, составленный директором Азиатского музея академиком Х.М. Френом «Монеты ханов Улуса Джучиева или Золотой Орды с монетами разных мухамеданских династий в прибавлении» (СПб., 1832). Свое «прибавление» к данной работе и решил сделать адвокат Шарафеев. Он рисовал изображение каждой неизвестной доселе монеты и заносил его в каталог. В 2002 г. книга увидела свет. Она вышла совсем небольшим тиражом в 300 экз. Наиль надеялся, что его труд простимулирует нумизматов к развитию нового направления. Но этого пока не случилось.

Когда коллекцию украли, Шарафеев дал себе зарок больше не собирать монеты. Но страсть к нумизматике осталась. Кто знает, может быть, коллекция отыщется, и Наиль Магсумович продолжит свое благородное дело…


Яндекс.Метрика