×

Для исправления ситуации потребуются время и активная работа властей

ЕСПЧ подтвердил, что в России до сих пор не создано правовой системы защиты от домашнего насилия
Материал выпуска № 2 (355) 16-31 января 2022 года.

Адвокат Адвокатской палаты города Москвы, руководитель Центра защиты пострадавших от домашнего насилия Мари Давтян в интервью «АГ» прокомментировала постановление ЕСПЧ, в котором констатируется, что Россия так и не предприняла никаких действий по созданию эффективной системы защиты от домашнего насилия и дискриминации.

– 14 декабря 2021 г. Европейский суд по правам человека опубликовал пилотное Постановление по делу Туникова и другие против Российской Федерации. Расскажите, пожалуйста, подробнее о сути этого дела.

– Четыре россиянки – Наталья Туникова, Маргарита Грачева, Ирина Петракова и Елена Гершман, – обратились в Европейский суд с жалобами на неисполнение государством своиx конвенционных обязательств в ситуацияx физического и психологического насилия в отношении заявительниц со стороны иx мужей и партнеров.

Рассмотрев дело, Суд признал, что Россия нарушила ст. 3 (право не подвергаться жестокому обращению) и 14 (запрет дискриминации по признаку пола в связи с жестоким обращением – во взаимодействии со ст. 3) Европейской конвенции по правам человека, отказавшись принимать активные меры по защите заявительниц от домашнего насилия в ситуации риска, расследованию случаев насилия и наказанию виновныx.

Три заявительницы из четырех получили от Европейского суда компенсацию за нарушенное право и судебные издержки по 25 000 евро. Маргарита Грачева, лишившаяся в результате домашнего насилия кистей рук, получила 45 000 евро в счет компенсации нарушенного права и судебных издержек, а также 330 000 евро в счет компенсации медицинских издержек на приобретение протезов в будущем и утрату трудоспособности.

Для Европейского суда по правам человека дела о домашнем насилии не являются новой темой, он имеет большую практику по этой категории дел начиная с 2007 г. Одно из самых значимых Постановлений – Опуз против Турции – было принято еще в июне 2009 г., уже тогда Суд высказался в том смысле, что на государства возлагаются обязательства по созданию системы защиты пострадавших от домашнего насилия, а также по расследованию актов насилия и наказанию виновныx. Пассивность властей в ситуацияx насилия в семье, которое затрагивает женщин в несоразмерно большей степени, чем мужчин, Суд рассматривает как дискриминацию в отношении женщин.

В то же время в практике Суда это первое пилотное постановление, т.е. постановление, которое признает системную проблему и возлагает на государство обязанность принять конкретные комплексные меры для изменения системы, по делу о домашнем насилии.

– А раньше из России поступали аналогичные жалобы в ЕСПЧ?

– В 2019 г. в первом российском деле о домашнем насилии Володина против России Европейский суд не только признал, что государство нарушило право заявительницы не подвергаться жестокому обращению и дискриминации в ситуации длительного преследования бывшим партнером, но и обратил особое внимание на то, что в России до сих пор не создано правовой системы защиты от домашнего насилия, отсутствуют охранные ордера, а власти отказываются признавать проблему.

Часть 1 ст. 46 Европейской конвенции налагает на государства обязательства исполнять ее нормы надлежащим образом. Руководствуясь своим Регламентом и правоприменительной практикой, Европейский суд, выявив в конкретном деле, что правонарушение носит в стране массовый характер вследствие структурной или системной дисфункции правовой системы, вправе наложить на государство обязательства принять меры общего характера для устранения нарушения.

Одной из причин, по которой Европейский суд принял в отношении России пилотное постановление, стало то, что с момента вынесения постановления по делу Володина против России прошло больше двух лет, но Россия так и не предприняла никаких действий для исполнения своих прямых обязательств, а именно: принимать активные системные меры для защиты права потерпевших не подвергаться домашнему насилию и дискриминации.

Суд особо подчеркнул, что отказ России признавать проблему домашнего насилия, которая затрагивает значительное количество женщин в стране, отсутствие системного законодательства и структурного подхода в этой области также составляют нарушение норм Европейской конвенции.

Несмотря на то что ранее Европейский суд уже указывал России на системные недостатки защиты от домашнего насилия в деле, Суд, придерживаясь своих принципов и стандартов, которые он развил в своей предыдущей практике, не просто признал, что Россия нарушила свои обязательства по защите женщин от насилия в семье, но и обязал государство принять общие комплексные меры по устранению структурной и дискриминационной проблемы – отсутствия защиты женщин от домашнего насилия, включая незамедлительное внесение поправок в законодательство для приведения его в соответствие с Конвенцией и международными стандартами по предотвращению и наказанию за насилие в семье.

В Постановлении Суд четко и подробно указал на то, какие меры Россия обязана принять для исправления ситуации. В первую очередь меры правового характера, включая принятие закона против домашнего насилия, предусматривающего систему охранных ордеров для потерпевшиx, а также криминализацию актов домашнего насилия, в том числе побоев, публичный характер уголовного преследования по данной категории дел, создание для специалистов протоколов оценки и управления рисками в ситуации домашнего насилия, создание механизмов межведомственного взаимодействия, и другие меры.

– Может ли государство проигнорировать пилотное постановление ЕСПЧ?

– Так как Суд принял пилотное постановление, это означает, что Россия не сможет больше бездействовать и не принимать системных и структурных мер против домашнего насилия, а до тех пор, пока это не будет сделано, дела о домашнем насилии будут рассматриваться Судом по ускоренной и упрощенной процедуре. Очень хочется надеяться, что Россия наконец-то примет закон против домашнего насилия и проведет ряд структурных реформ для создания эффективной системы профилактики против насилия в семье.

– Два года назад в интервью «АГ» вы рассказали о том, что рабочая группа, которую возглавляли Оксана Пушкина (Госдума) и Галина Карелова (Совет Федерации), собиралась внести в Госдуму на рассмотрение проект закона о домашнем насилии. Какова судьба этого законопроекта?

– С 2019 г. разработкой проекта закона «О профилактике семейно-бытового насилия» полностью занялся Совет Федерации РФ, и рабочая группа функционирует при нем. К сожалению, с момента начала пандемии никакой активной работы не велось. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в одном из своих интервью в 2020 г. отметила, что к разработке закона следует вернуться после пандемии. А между тем в период пандемии весь мир зафиксировал увеличение случаев домашнего насилия. Российские организации, оказывающие помощь пострадавшим, также отметили резкий рост числа обращений за помощью в период пандемии, особенно во время локдаунов.

Мы рассчитываем, что к разработке проекта вернутся в ближайшее время.

– Как вы думаете, должно ли Правительство в лице Минюста, МВД и других ведомств подключиться к разработке законопроекта о предотвращении домашнего насилия? Или это остается прерогативой парламентариев?

– Законопроект затрагивает очень много полномочий различных федеральных и региональных органов власти. Одна из его важнейших задач – создание механизма межведомственного взаимодействия для решения проблем домашнего насилия. В этой связи участие профильных министерств и ведомств просто необходимо.

В рабочую группу при Совете Федерации РФ уже входят представители МВД России, Минюста и Минтруда России, Прокуратуры РФ и Верховного Суда РФ и ряд других ведомств. В то же время представление о концепции проекта закона у ведомств разное, и это нередко становилось камнем преткновения для разработки проекта. Возможно, после того, как Европейский суд задал необходимые требования к качеству закона, эта проблема решится.

– Какие еще, помимо принятия закона, комплексные меры должно принять государство для изменения сложившей в России ситуации с домашним насилием?

– Закон против домашнего насилия – это только первый шаг к выстраиванию системы профилактики и защиты. Для того чтобы закон работал, потребуется принятие межведомственных подзаконных актов для утверждения порядка взаимодействия государственных органов друг с другом как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Для создания системы все специалисты (медики, полицейские, соцработники и другие) должны действовать сообща, по единым правилам совместной работы. Это также потребует профессиональной подготовки сотрудников всех задействованных ведомств. Также одной из ключевых задач, которую должны решить МВД России и Минтрудсоцзащиты РФ, является разработка протоколов оценки и управления рисками в ситуации домашнего насилия. Это мировая практика работы по подобной категории дел. Подготовленные эксперты, имея специальные методики, после опроса потерпевших делают оценку риска повторения насилия и, уже исходя из этой оценки, составляют план выхода из ситуации таким образом, чтобы не подвергать потерпевших рискам повторно. Для того чтобы эти планы работали, нужна развитая система охранных ордеров, которую как раз и должен установить закон.

Минтрудсоцзащиты и ФСИН России необходимо создать реабилитационные программы для людей, применяющих насилие, чтобы эффективнее предотвращать рецидивы. Региональные органы власти должны создать доступную систему учреждений – кризисных центров и убежищ для пострадавших, сейчас лишь в немногих регионах есть достаточное количество мест в убежищах для пострадавших от домашнего насилия. Это только основные действия, которые потребуются после принятия закона, а еще отдельно следует вести мониторинг проблемы, статистику случаев, надзор за исполнением закона. Таким образом, для создания действительно эффективной системы, безусловно, потребуются время и активная работа властей. Закон в этой системе – фундамент, без которого выстроить ее невозможно.

Рассказать:
Яндекс.Метрика