×

Безосновательный вызов на допрос

Разъяснения АП подтвердили невозможность допроса без санкции суда по обстоятельствам дела бывшего доверителя
Арутюнян Овагим
Арутюнян Овагим
Адвокат, член АП Ставропольского края

Пятница, 14 августа, началась как обычно – с судебного заседания по одному из уголовных дел. Судебный процесс длился около часа, судья объявил перерыв, и все удалились из зала, а потом и из здания суда. Выйдя на улицу, я вскоре услышал телефонный звонок. Звонил следователь, сообщивший, что ему необходимо допросить меня в качестве свидетеля по уголовному делу, возбужденному в отношении С., защитником которого я ранее являлся по другому уголовному делу.

Со слов следователя, мой допрос в качестве свидетеля касался обстоятельств уголовного дела (во время проведения одного из следственных действий), в котором я оказывал С. юридическую помощь. Я ответил, что в настоящий момент занят и к обсуждению данного вопроса готов вернуться только на следующей неделе.

Перспектива моего допроса в качестве свидетеля в отношении бывшего доверителя по обстоятельствам его уголовного дела в мои планы категорически не входила, в связи с чем я обратился в АП Ставропольского края, сообщив президенту палаты Ольге Руденко о данном факте. Она рекомендовала направить в палату по электронной почте соответствующее заявление о даче мне разъяснений в сложной этической ситуации, а также о необходимости сообщить следователю, что вызов меня на допрос в качестве свидетеля должен осуществляться письменно (повесткой), копию которой я позже мог бы направить в палату (вызов был на 20 августа).

В заявлении я сообщил о факте вызова на допрос, мотивировав свою позицию ссылками на законодательство. В частности, я указал, что согласно п. 2 ч. 3 ст. 56 УПК РФ, п. 2 ст. 8 Закона об адвокатуре и п. 6 ст. 6 КПЭА в их взаимосвязи допрос адвоката об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием, – запрещается. Кроме того, на основании п. 1 ст. 8 Закона об адвокатуре и п. 5 ст. 6 КПЭА адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи доверителю.

В п. 4 ст. 4 КПЭА предусмотрено, что в сложной этической ситуации адвокат имеет право обратиться в Совет палаты за разъяснением, в котором ему не может быть отказано. Кроме того, согласно п. 3 ст. 18 КПЭА адвокат, действовавший в соответствии с разъяснениями Совета относительно применения положений Кодекса, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

На основании изложенного я просил Совет палаты разъяснить возможность (невозможность) моего допроса в качестве свидетеля в рамках п. 4 ст. 4 КПЭА.

Читайте также
КС: Любое следственное действие в отношении адвоката возможно лишь на основании решения суда
Конституционный Суд вновь отказался рассматривать жалобу адвоката Олега Крупочкина на нормы УПК, регламентирующие порядок допроса защитника в качестве свидетеля
28 июня 2019 Новости

18 августа мне поступил ответ с указанием на то, что допрос адвоката возможен только в исключительных случаях по судебному решению, которым разрешено проведение соответствующего следственного действия (определения Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2019 г. № 863-О и от 6 июня 2019 г. № 1507-О – основная и дополнительная жалобы Владимира Зубкова и Олега Крупочкина на нарушение их конституционных прав положениями ст. 38, 88, 113, 125 и ч. 1 ст. 152 УПК РФ), либо после получения письменного согласия С. в присутствии адвоката.

Поскольку ни судебного решения, которым был бы разрешен мой допрос, ни письменного согласия С. следователем представлено не было (и, соответственно, не было направлено мной в палату), Совет АП Ставропольского края предписал следующее (цитата): «С учетом изложенного и во избежание нарушения профессиональных обязанностей, связанных с необходимостью сохранения адвокатской тайны, – Вам следует направить инициатору допроса заявление о невозможности дачи свидетельских показаний в связи с наличием профессиональной обязанности неразглашения обстоятельств, связанных с оказанием юридической помощи (либо сделать таковое при попытке проведения данного процессуального действия)».

Соответствующее письменное заявление с приложением ответа палаты я вручил следователю 18 августа.

Через день я явился в следственный отдел и продублировал указанные доводы о невозможности дачи показаний по обстоятельствам дела в отношении своего бывшего доверителя, внеся соответствующее устное заявление в протокол, приобщив к нему также ответ адвокатской палаты.

Справедливости ради отмечу, что следователь не пытался злоупотребить своими процессуальными полномочиями и согласился с доводами, что при отсутствии судебного решения либо согласия С. мой допрос по обстоятельствам дела невозможен и незаконен, поскольку и согласие доверителя, и санкция суда устанавливают пределы возможного допроса адвоката с целью сохранения конфиденциальной информации.

В завершение приведу выдержку из Определения КС РФ № 863-О: «Допрос адвоката в качестве свидетеля, тем более сопряженный с его принудительным приводом, проведенный в нарушение указанных правил без предварительного судебного решения, создает реальную угрозу для адвокатской тайны. Последующий судебный контроль зачастую не способен восстановить нарушенное право доверителя на юридическую помощь: ни признание протокола допроса недопустимым доказательством, ни возвращение отведенному адвокату статуса защитника, ни привлечение следователя к ответственности не могут восполнить урон, нанесенный данному конституционному праву, притом что разглашенная адвокатская тайна уже могла быть использована стороной обвинения в тактических целях».

Трудно не согласиться в этой части с позицией Суда, справедливо указавшего, что последующий судебный контроль незаконного допроса адвоката зачастую не способен восстановить нарушенное право доверителя на юридическую помощь.

Рассказать:
Другие мнения
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Почетный адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» (г. Москва), член Общественного Совета при Министерстве культуры РФ
Хранитель правового наследия и центр объединения адвокатов и юристов
Адвокатура, государство, общество
О необходимости создания «Государственного музея российской юриспруденции»
19 июня 2025
Роженцов Никита
Роженцов Никита
Адвокат, член АП Свердловской области, советник уголовно-правовой и общей практики Alliance Legal CG
Риски правоотношений, вытекающих из оказания юридической помощи
Защита прав адвокатов
Что важно предусмотреть в соглашении с компанией с государственным участием
06 июня 2025
Золотухин Борис
Золотухин Борис
Советник ФПА РФ, член Совета АП Белгородской области
Адвокат не может быть инициатором уголовного преследования
Правовые вопросы статуса адвоката
Если только он или его близкие не пострадали от преступления
05 июня 2025
Колосовский Сергей
Колосовский Сергей
Адвокат, член АП Свердловской области, Адвокатская группа Lawguard
Защитник всегда рискует
Правовые вопросы статуса адвоката
Стоит ли адвокату подавать заявление о преступлении в интересах доверителя
03 июня 2025
Зубицкий Павел
Зубицкий Павел
Адвокат, член АП города Москвы, Московского филиала Ростовской областной коллегии адвокатов «Советник»
Не просто техническое действие
Уголовное право и процесс
Подача адвокатом заявления о возбуждении уголовного дела в интересах доверителя как эффективный элемент юрпомощи
28 мая 2025
Селезнев Станислав
Селезнев Станислав
Юрист, специалист в области IT-безопасности
Телефон в ячейке: риск, который нужно осознавать и минимизировать
Защита прав адвокатов
Процедура сдачи смартфона на режимных объектах требует пересмотра
21 мая 2025
Яндекс.Метрика