×

Более 50 лет без улучшения жилищных условий

Позиция ВС укрепляет принцип правовой определенности в спорах о нарушении жилищных прав инвалидов
Байрамукова Светлана
Байрамукова Светлана
Адвокат, член АП Карачаево-Черкесской Республики, адвокатский кабинет «Твое право 09»

Верховный Суд РФ опубликовал Кассационное определение СК по административным делам от 16 апреля 2025 г. № 30-КАД25-1-К5 по спору о бездействии мэрии, не направившей в Минтруда Карачаево-Черкесской Республики сведения об административном истце как инвалиде, более 50 лет состоящем на учете нуждающихся в жилье. Я выступала представителем административного истца.

Читайте также
Адвокат добилась в ВС признания нарушения прав инвалида, с 1970 г. ожидающей улучшения жилищных условий
Суд признал неправомерным вывод об отсутствии незаконного бездействия мэрии, не направившей после принятия административного истца в льготную очередь в 2017 г. сведения о ней как об инвалиде, вставшем на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., в региональное министерство труда и социального развития
05 мая 2025 Новости

В данном определении Судебная коллегия по административным делам ВС заняла принципиальную позицию, с которой, полагаю, следует согласиться.

Отменив решения нижестоящих судов и направив дело на новое рассмотрение, ВС сделал акцент на социальной политике государства, предполагающей создание специальных правовых механизмов, имеющих целью предоставление инвалидам дополнительных преимуществ.

Лейла Гоншокова, 1940 г.р., относится к нескольким категориям льготников: инвалид с детства, дети войны. Решением исполкома Черкесского городского Совета депутатов трудящихся от 8 октября 1970 г. она была поставлена на общегородской учет для предоставления жилого помещения в целях улучшения жилищных условий с учетом третьей группы инвалидности, но на протяжении 53 лет не была обеспечена жильем.

В рассматриваемом деле суды нижестоящих инстанций пришли к заключению, что орган местного самоуправления не допустил незаконное бездействие, так как информация о наличии инвалидности у административного истца ему поступила в 2017 г. При этом суды исходили из того, что в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, у Лейлы Гоншоковой как инвалида III группы не было права на первоочередное или внеочередное предоставление жилья – она обратилась в мэрию с заявлением о включении ее в льготную очередь как инвалида после 1 января 2005 г. (в 2017 г.).

Указав, что заявленные к Минтруда КЧР требования производны от исполнения органом местного самоуправления обязанности направить ему указанную информацию, суд также отказал в удовлетворении требования о включении административного истца в список получателей субсидии в 2024 г. и возложении обязанности на министерство предоставить субсидию на приобретение жилого помещения. В качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении административного иска суд назвал пропуск трехмесячного срока исковой давности без уважительных причин.

Верховный Суд, рассмотрев кассационную жалобу Лейлы Гоншоковой, отменил решения нижестоящих инстанций, указав на ряд ключевых ошибок в их подходе.

В материалах дела имеются письменные доказательства того, что на момент признания Л. Гоншоковой в 1970 г. нуждающейся в улучшении жилищных условий она имела статус инвалида. В числе указанных доказательств имеются вступившее в законную силу решение Черкесского городского суда от 3 ноября 2022 г., принятое по гражданскому делу по ее иску об обязании предоставить жилое помещение вне очереди, а также справки врачебно-трудовой экспертной комиссии за период с 15 марта 1961 г. по 21 февраля 1967 г., когда Л. Гоншоковой была установлена III группа инвалидности бессрочно. Разрешая требование о признании бездействия мэрии незаконным, суд указал, что орган местного самоуправления уполномочен на подачу в Минтруда КЧР списков граждан (инвалидов, состоящих в льготной очереди), вставших на учет до 1 января 2005 г., для предоставления субсидии на покупку жилья.

Нормативными правовыми актами, регулирующими правовое положение инвалидов, являются ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закон КЧР от 1 августа 2006 г. № 62-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», а также Постановление Правительства КЧР от 24 февраля 2010 г. № 33 «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» и утвержденный им Порядок предоставления субсидий на приобретение жилого помещения в собственность некоторым категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. (далее – Порядок).

Порядок определяет правила предоставления субсидий поименованным категориям граждан (далее – получатели) (п. 1 Порядка). Субсидия, в частности, предоставляется получателям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и включенным в список получателей субсидии в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет (абз. 1 и 5 п. 2 Порядка). Список формируется Минтруда КЧР на основании сведений, предоставленных уполномоченными органами местного самоуправления, исходя из даты постановки на учет по месту жительства в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и утверждается правовым актом министерства по состоянию на начало очередного года (абз. 2 п. 2 Порядка).

Из анализа приведенных норм федерального и регионального законодательства в их системном единстве следует, что по запросу министерства органом местного самоуправления направляются сведения об инвалидах, если они поставлены на учет в органе местного самоуправления по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 1 июля 2014 г. № 20-П отметил, что при осуществлении правового регулирования общественных отношений с участием инвалидов государству необходимо учитывать их интересы и потребности как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите и особых условиях, что предполагает создание в том числе специальных правовых механизмов, имеющих целью предоставление инвалидам дополнительных преимуществ.

В кассационном определении ВС отметил, в частности, что вывод нижестоящих судов об отсутствии незаконного бездействия органа местного самоуправления после 3 августа 2017 г. (дата принятия административного истца в льготную очередь), не направившего в министерство сведений о Лейле Гоншоковой как об инвалиде, вставшем на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., нельзя признать обоснованным.

Кроме того, Верховный Суд обратил внимание на показания главного специалиста отдела по учету, распределению и приватизации жилья мэрии, которая с 2012 г. отвечала за ведение общей и льготной очереди и списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Главный специалист пояснила, что сведения о Л. Гоншоковой в министерство не направлялись, поскольку она поставлена на учет в льготную очередь после предоставления необходимых документов только в 2017 г. Приняв эти показания в качестве доказательства необоснованности административного иска, суд не проверил соблюдения административным ответчиком требования регионального законодательства – не истребовал учетное дело административного истца, сформированное в год принятия ее на учет (1970 г.).

В соответствии с положениями ст. 4 Закона КЧР № 62-РЗ лица включаются в книгу учета граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее – Книга учета), которую ведут как документ строгой отчетности (ч. 7). На каждого гражданина, принятого на учет как нуждающегося в жилье, формируется учетное дело, в котором содержатся все необходимые документы. Учет таких граждан ведется по единому общему списку, из которого формируются отдельные списки граждан по каждой из категорий, установленных ст. 3 Закона КЧР № 62-РЗ, в том числе в отношении граждан, полномочия на обеспечение жилыми помещениями которых за счет средств федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством переданы Карачаево-Черкесской Республике (ч. 1 и 2 ст. 7 и п. 2 ст. 3 регионального закона). Отдельные списки формируются в той хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилье, с учетом даты принятия уполномоченным органом заявления гражданина о внесении его в указанные списки (ч. 10 ст. 7 Закона КЧР № 62-РЗ). Учет граждан в качестве нуждающихся в жилье, подавших заявления о принятии на учет в соответствии с региональным законом, ведется в продолжение учета граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до вступления в силу данного закона (ст. 12 Закона КЧР № 62-РЗ).

Приведенные правовые предписания свидетельствуют об ошибочности вывода судов о правомерности ненаправления после августа 2017 г. в министерство сведений о состоявшей на учете с 1970 г. Лейле Гоншоковой, которой установлена инвалидность до указанного года.

Также Верховный Суд не согласился с позицией нижестоящих инстанций о пропуске срока обращения в суд за защитой нарушенного права инвалида, состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении более 50 лет, обратив внимание, что согласно материалам дела административному истцу о нарушении его права состоять в списке на получение жилищной субсидии стало известно при рассмотрении апелляционной жалобы по гражданскому делу в судебном заседании ВС КЧР 16 февраля 2023 г.

Таким образом, Верховный Суд, возвращая дело на новое рассмотрение, указал на необходимость учета допущенных судами ошибок и разрешения заявленных требований в соответствии с нормами закона и установленными по делу обстоятельствами.

Представляется, что данное кассационное определение будет значимым для практики рассмотрения аналогичных споров, поскольку подобные прецеденты важны не только для защиты конкретного представителя социально незащищенной категории граждан – инвалидов, но и для формирования практики по социальным спорам, при которой активная роль суда, выражающаяся в его праве истребовать доказательства по собственной инициативе, а также в возможности выходить за пределы заявленных требований, воспринимается как полноценный инструмент, позволяющий адвокату собирать доказательства.

Рассказать:
Другие мнения
Минимулин Никита
Минимулин Никита
Член АП города Москвы, партнер юридической компании «Equal Legal Partners»
Неразумность не тождественна недобросовестности
Арбитражный процесс
ВС о границах добросовестности при потребительском кредитовании
15 июля 2025
Усманова Диана
Усманова Диана
Член АП Московской области, Филиал 66 МОКА
Можно ли передать имущество вместо того, чтобы платить алименты?
Семейное право
Последствия неправильного оформления договора
14 июля 2025
Жаров Евгений
Жаров Евгений
Адвокат по экологическим спорам, член АП г. Москвы, Адвокатское бюро ZHAROV GROUP, лауреат Ecoworld РАЕН, к.э.н.
Промежуточные успехи сахалинского эксперимента
Природоохранное право
Цель – достижение баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением
11 июля 2025
Плешанова Ольга
Руководитель аналитической службы Инфралекс
Наиболее важные решения
Корпоративное право
Обзор судебной практики по корпоративным спорам за II квартал 2025 года
10 июля 2025
Будылин Сергей
Будылин Сергей
Советник АБ «Бартолиус»
Самые интересные дела о банкротстве
Арбитражный процесс
Обзор судебной практики в области банкротства за II квартал 2025 г.
10 июля 2025
Ермоленко Сергей
Ермоленко Сергей
Партнер юридической фирмы Orlova\Ermolenko, к.ю.н.
Шесть актуальных позиций арбитражных судов
Арбитражный процесс
Обзор антимонопольной практики за II квартал 2025 года
10 июля 2025
Яндекс.Метрика