Верховный Суд РФ опубликовал Кассационное определение СК по административным делам от 16 апреля 2025 г. № 30-КАД25-1-К5 по спору о бездействии мэрии, не направившей в Минтруда Карачаево-Черкесской Республики сведения об административном истце как инвалиде, более 50 лет состоящем на учете нуждающихся в жилье. Я выступала представителем административного истца.
В данном определении Судебная коллегия по административным делам ВС заняла принципиальную позицию, с которой, полагаю, следует согласиться.
Отменив решения нижестоящих судов и направив дело на новое рассмотрение, ВС сделал акцент на социальной политике государства, предполагающей создание специальных правовых механизмов, имеющих целью предоставление инвалидам дополнительных преимуществ.
Лейла Гоншокова, 1940 г.р., относится к нескольким категориям льготников: инвалид с детства, дети войны. Решением исполкома Черкесского городского Совета депутатов трудящихся от 8 октября 1970 г. она была поставлена на общегородской учет для предоставления жилого помещения в целях улучшения жилищных условий с учетом третьей группы инвалидности, но на протяжении 53 лет не была обеспечена жильем.
В рассматриваемом деле суды нижестоящих инстанций пришли к заключению, что орган местного самоуправления не допустил незаконное бездействие, так как информация о наличии инвалидности у административного истца ему поступила в 2017 г. При этом суды исходили из того, что в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, у Лейлы Гоншоковой как инвалида III группы не было права на первоочередное или внеочередное предоставление жилья – она обратилась в мэрию с заявлением о включении ее в льготную очередь как инвалида после 1 января 2005 г. (в 2017 г.).
Указав, что заявленные к Минтруда КЧР требования производны от исполнения органом местного самоуправления обязанности направить ему указанную информацию, суд также отказал в удовлетворении требования о включении административного истца в список получателей субсидии в 2024 г. и возложении обязанности на министерство предоставить субсидию на приобретение жилого помещения. В качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении административного иска суд назвал пропуск трехмесячного срока исковой давности без уважительных причин.
Верховный Суд, рассмотрев кассационную жалобу Лейлы Гоншоковой, отменил решения нижестоящих инстанций, указав на ряд ключевых ошибок в их подходе.
В материалах дела имеются письменные доказательства того, что на момент признания Л. Гоншоковой в 1970 г. нуждающейся в улучшении жилищных условий она имела статус инвалида. В числе указанных доказательств имеются вступившее в законную силу решение Черкесского городского суда от 3 ноября 2022 г., принятое по гражданскому делу по ее иску об обязании предоставить жилое помещение вне очереди, а также справки врачебно-трудовой экспертной комиссии за период с 15 марта 1961 г. по 21 февраля 1967 г., когда Л. Гоншоковой была установлена III группа инвалидности бессрочно. Разрешая требование о признании бездействия мэрии незаконным, суд указал, что орган местного самоуправления уполномочен на подачу в Минтруда КЧР списков граждан (инвалидов, состоящих в льготной очереди), вставших на учет до 1 января 2005 г., для предоставления субсидии на покупку жилья.
Нормативными правовыми актами, регулирующими правовое положение инвалидов, являются ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закон КЧР от 1 августа 2006 г. № 62-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», а также Постановление Правительства КЧР от 24 февраля 2010 г. № 33 «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» и утвержденный им Порядок предоставления субсидий на приобретение жилого помещения в собственность некоторым категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. (далее – Порядок).
Порядок определяет правила предоставления субсидий поименованным категориям граждан (далее – получатели) (п. 1 Порядка). Субсидия, в частности, предоставляется получателям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и включенным в список получателей субсидии в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет (абз. 1 и 5 п. 2 Порядка). Список формируется Минтруда КЧР на основании сведений, предоставленных уполномоченными органами местного самоуправления, исходя из даты постановки на учет по месту жительства в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и утверждается правовым актом министерства по состоянию на начало очередного года (абз. 2 п. 2 Порядка).
Из анализа приведенных норм федерального и регионального законодательства в их системном единстве следует, что по запросу министерства органом местного самоуправления направляются сведения об инвалидах, если они поставлены на учет в органе местного самоуправления по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 1 июля 2014 г. № 20-П отметил, что при осуществлении правового регулирования общественных отношений с участием инвалидов государству необходимо учитывать их интересы и потребности как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите и особых условиях, что предполагает создание в том числе специальных правовых механизмов, имеющих целью предоставление инвалидам дополнительных преимуществ.
В кассационном определении ВС отметил, в частности, что вывод нижестоящих судов об отсутствии незаконного бездействия органа местного самоуправления после 3 августа 2017 г. (дата принятия административного истца в льготную очередь), не направившего в министерство сведений о Лейле Гоншоковой как об инвалиде, вставшем на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., нельзя признать обоснованным.
Кроме того, Верховный Суд обратил внимание на показания главного специалиста отдела по учету, распределению и приватизации жилья мэрии, которая с 2012 г. отвечала за ведение общей и льготной очереди и списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Главный специалист пояснила, что сведения о Л. Гоншоковой в министерство не направлялись, поскольку она поставлена на учет в льготную очередь после предоставления необходимых документов только в 2017 г. Приняв эти показания в качестве доказательства необоснованности административного иска, суд не проверил соблюдения административным ответчиком требования регионального законодательства – не истребовал учетное дело административного истца, сформированное в год принятия ее на учет (1970 г.).
В соответствии с положениями ст. 4 Закона КЧР № 62-РЗ лица включаются в книгу учета граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее – Книга учета), которую ведут как документ строгой отчетности (ч. 7). На каждого гражданина, принятого на учет как нуждающегося в жилье, формируется учетное дело, в котором содержатся все необходимые документы. Учет таких граждан ведется по единому общему списку, из которого формируются отдельные списки граждан по каждой из категорий, установленных ст. 3 Закона КЧР № 62-РЗ, в том числе в отношении граждан, полномочия на обеспечение жилыми помещениями которых за счет средств федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством переданы Карачаево-Черкесской Республике (ч. 1 и 2 ст. 7 и п. 2 ст. 3 регионального закона). Отдельные списки формируются в той хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилье, с учетом даты принятия уполномоченным органом заявления гражданина о внесении его в указанные списки (ч. 10 ст. 7 Закона КЧР № 62-РЗ). Учет граждан в качестве нуждающихся в жилье, подавших заявления о принятии на учет в соответствии с региональным законом, ведется в продолжение учета граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до вступления в силу данного закона (ст. 12 Закона КЧР № 62-РЗ).
Приведенные правовые предписания свидетельствуют об ошибочности вывода судов о правомерности ненаправления после августа 2017 г. в министерство сведений о состоявшей на учете с 1970 г. Лейле Гоншоковой, которой установлена инвалидность до указанного года.
Также Верховный Суд не согласился с позицией нижестоящих инстанций о пропуске срока обращения в суд за защитой нарушенного права инвалида, состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении более 50 лет, обратив внимание, что согласно материалам дела административному истцу о нарушении его права состоять в списке на получение жилищной субсидии стало известно при рассмотрении апелляционной жалобы по гражданскому делу в судебном заседании ВС КЧР 16 февраля 2023 г.
Таким образом, Верховный Суд, возвращая дело на новое рассмотрение, указал на необходимость учета допущенных судами ошибок и разрешения заявленных требований в соответствии с нормами закона и установленными по делу обстоятельствами.
Представляется, что данное кассационное определение будет значимым для практики рассмотрения аналогичных споров, поскольку подобные прецеденты важны не только для защиты конкретного представителя социально незащищенной категории граждан – инвалидов, но и для формирования практики по социальным спорам, при которой активная роль суда, выражающаяся в его праве истребовать доказательства по собственной инициативе, а также в возможности выходить за пределы заявленных требований, воспринимается как полноценный инструмент, позволяющий адвокату собирать доказательства.