Судебный департамент при Верховном Суде РФ опубликовал сводные статистические сведения о деятельности федеральных арбитражных судов за 2023 г. Этот отчет содержит важную информацию о работе арбитражных судов и позволяет оценить их эффективность и загруженность.
Суды первой инстанции
Так, по данным Судебного департамента, в 2023 г. на рассмотрение арбитражных судов поступили более 2 млн заявлений, из них были рассмотрены и завершены 1,7 млн споров. Если сравнивать с предыдущим периодом, то в 2023 г. исковых заявлений поступило в арбитражные суды почти на 4% больше, чем в 2022 г., а количество рассмотренных дел изменилось незначительно (с 1,7 млн в 2022 г. до 1,77 млн в 2023 г.). Отмечу, что тенденция роста количества дел является устойчивой и не изменяется с 2021 г.
Количество неоконченных споров в отчетном году ощутимо увеличилось: если в 2023 г. итогового судебного акта не дождались по 840 773 делам, то ранее это значение было существенно меньше – 735 757 споров в 2022 г. и 640 513 споров в 2021 г. Полагаю, это может быть связано с возрастающей нагрузкой на суды.
При этом доля удовлетворенных исков остается довольно высокой, а именно: в 2023 г. положительно для истца завершились 1 395 905 дел, или 78,5% от общего количества рассмотренных дел. Однако следует отметить, что почти 50% этих дел были рассмотрены в порядке приказного или упрощенного производства. Такие дела, как правило, характеризуются фактическим отсутствием спора, невысокой сложностью или незначительной суммой иска. Иными словами, высокая доля удовлетворенных исков обусловлена характером рассмотренных дел. С этим связан и высокий показатель дел (45%), рассмотренных в пределах трехмесячного срока: фактическое отсутствие спора и усеченная процессуальная форма рассмотрения подобных дел позволяют быстрее выносить решение по существу спора.
Наиболее распространенными категориями споров, рассмотренных арбитражными судами, остаются договорные споры (всего рассмотрены 891 234 дела). Среди них превалируют споры из договоров купли-продажи (404 244), из которых большую часть занимают споры из договоров энергоснабжения (более половины от общего количества). Далее среди самых распространенных – споры из договоров о возмездном оказании услуг (181 795) и из договоров подряда (97 803). Следует отметить, что указанное соотношение рассмотренных дел остается неизменным с 2022 г. В наибольшей степени это связано со сферой компетенции арбитражных судов, рассматривающих многочисленные требования предпринимателей, связанные с неисполнением их контрагентами принятых на себя обязательств.
По итогам 2023 г. также наблюдается рост рассмотренных заявлений об обеспечении иска: с 35 616 в 2022 г. до 36 794 в 2023 г. Однако в отчетном году из 35 616 заявлений удовлетворены лишь 11 346. При этом общая доля случаев, когда обеспечительные меры были наложены, остается неизменной в 2023 г. по сравнению с 2022 г. – 30%. Это свидетельствует о том, что суды взвешенно подходят к вопросу о необходимости обеспечительных мер – ходатайство о наложении ограничений не гарантирует его успешного рассмотрения: заявителю требуется доказать затруднительность или невозможность исполнения судебного акта.
По результатам анализа статистики за 2021–2023 гг. можно констатировать рост заинтересованности участников арбитражного процесса в участии в судебных заседаниях онлайн – количество поданных ходатайств об участии в судебном заседании по ВКС продолжает расти: с 88 834 в 2021 г. до 93 104 в 2023 г. При этом процент удовлетворенных ходатайств остается невысоким и составляет порядка 14%.
Суды апелляционной инстанции
В арбитражные апелляционные суды в минувшем году поступили 389 411 жалоб. Из них рассмотрены 338 154 по 337 068 делам. Это незначительно (примерно на 10 тыс. жалоб) меньше, чем в предыдущем году (в 2022 г. рассмотрено 347 975 дел). С учетом того что количество дел в суде первой инстанции неуклонно растет, данный показатель свидетельствует о том, что в 2023 г. участники судебного разбирательства реже обжаловали судебные решения, чем в 2022 г.
Большая часть дел (84 331) были рассмотрены Девятым арбитражным апелляционным судом, что составляет 25% от общего количества дел, рассмотренных судами данной инстанции. Это связано с тем, что высокая доля деловой активности российских предпринимателей сконцентрирована в Москве, на которую распространяется территориальная подсудность Девятого ААС. Наименее «загруженным» по сравнению с другими судами, как и в предыдущие годы, оказался Третий арбитражный апелляционный суд, который рассмотрел лишь 5819 дел по спорам, рассмотренным в республиках Тыва, Хакасия и в Красноярском крае.
Из всех дел, рассмотренных Девятым ААС, 48 426 судебных актов (57%) оставлены без изменения. Судебные акты были отменены только по 4931 делу. Таким образом, доля отмены решений судов первой инстанции остается весьма невысокой. Это свидетельствует либо о высоком качестве работы судов первой инстанции, либо о формальном подходе судов апелляционной инстанции. На мой взгляд, это говорит скорее о нежелании судов апелляционной инстанции полноценно проверять доводы апелляционных жалоб.
Суды кассационной инстанции
В суды кассационной инстанции в отчетном году поступили 167 152 жалобы, из них приняты к рассмотрению 156 280 (93% заявлений), удовлетворены – 17 185 (11% от общего количества). Данное значение сопоставимо с показателями арбитражных судов округа в 2022 и 2021 гг.
Хотя процент отмены судебных актов в кассации остается невысоким, стоит отметить, что данный показатель у арбитражных судов округа выше, чем у арбитражных судов апелляционной инстанции. Это свидетельствует о том, что суды округа более внимательно подходят к рассмотрению дел, добиться удовлетворения жалобы в суде кассационной инстанции более вероятно, чем в апелляции (хотя оснований для отмены судебного решения в апелляции больше, чем в кассации). Кроме того, более высокая доля удовлетворенных жалоб может быть связана с наличием у кассации полномочий на возвращение дела на новое рассмотрение, и необходимости повторно рассматривать дело в этой инстанции не возникает. Так, в 2023 г. на новое рассмотрение были направлены 12 623 дела, что составляет более 73% от общего количества удовлетворенных жалоб.