То, что государство проявляет интерес к финансовой деятельности коллективного управления авторскими правами, можно только приветствовать. Сама идея создать институт, который бы отслеживал использование авторских прав и мог управлять финансовыми отчислениями в пользу авторов и иных правообладателей, является здравой. Поскольку речь идет о финансовых потоках, то, как показывала практика, отпускать созданный институт в свободное плавание небезопасно. Деньги за использование интеллектуальной собственности поступали в организации, отвечающие за коллективное управление авторскими правами, но не всегда доходили до их конечных получателей. И чем чаще предавались огласке подобные примеры, тем сильнее подрывался интерес со стороны правообладателей к подобного рода управлению.
Планировалось, что одним из ключевых моментов в создании организаций по управлению коллективными правами станет возможность передачи прав на договорной основе (п. 3 ст. 1242 ГК РФ). Массового заключения договоров со всеми авторами и иными правообладателями не произошло. Не смогу прокомментировать ситуацию о том, сколько правообладателей добровольно выразили желание и передали свои права на условиях коллективного управления, однако отмечу, что лично на практике приходится сталкиваться с ситуацией, когда правообладатель не знает о том, что в его интересах осуществляется некая защита и взимается с третьих лиц плата за использование авторских прав. Это стало возможным благодаря тому, что в самом законе подобная ситуация усмотрена законодателем со ссылкой на случай, когда осуществление прав в индивидуальном порядке затруднено или когда речь идет о средствах, уплачиваемых изготовителями и импортерами оборудования, и материальных носителях, используемых для фонограмм и аудиовизуальных произведений. Иными словами, деньги в пользу правообладателей собираются, но не все правообладатели свое вознаграждения получают.
В этом контексте понятен интерес государства к деятельности организаций, специализирующихся на коллективном управлении авторскими правами. При этом в СМИ пока речь идет только об аккредитованных государством организациях, но не меньший интерес могут вызвать не аккредитованные государством организаций. Нередко именно они являются «пионерами» в способах получения вознаграждения в пользу авторов и иных правообладателей. Предлагаемые ими способы взимания денег и «забывчивость» в части распределения в пользу авторов граничат со злоупотреблениями и поэтому, на мой взгляд, к их деятельности необходимо присматриваться с особым пиететом и вниманием.
В случае обязания всех организаций, занимающихся управлением на коллективной основе авторскими правами, публиковать отчетность о своей финансовой деятельности, в том числе о выплатах авторского вознаграждения, поможет вернуть доверие к указанным организациям.
Важно, чтоб во всех нововведениях законотворцы не забывали об интересах не только крупных медиагрупп, но и авторов-одиночек. Отследить использование нелегального контента с технической точки зрения становится более реальным, но не у каждого правообладателя есть юридическая возможность защищать свои права. Известны случаи в практике, когда правообладатель разрешал использовать то или иное произведение на условиях безвозмездности, в то время как организация, управляющая авторскими правами, предъявляла претензии к «нарушителю», втягивая в ненужный правовой спор, тем самым демонстрируя псевдозащиту авторских прав. Как вариант, избирается тактика создания искусственной подсудности спора, дабы организовать неудобные условия для «нарушителя» для защиты. Речь идет о предъявлении группы однотипных исков к одному нарушителю в разных городах, например: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск. В данной ситуации, на мой взгляд, будет полезным обязывать организации, занимающиеся на коллективной основе управлением авторскими правами, публиковать сведения о поданных ими исках в защиту правообладателя против лица, привлекаемого к ответу (ответчика по делу). Полагаю, что фактов злоупотребления процессуальными правами станет меньше. Любое оздоровление отношений будет способствовать оформлению цивилизованного рынка в сфере управления авторскими правами.
Планировалось, что одним из ключевых моментов в создании организаций по управлению коллективными правами станет возможность передачи прав на договорной основе (п. 3 ст. 1242 ГК РФ). Массового заключения договоров со всеми авторами и иными правообладателями не произошло. Не смогу прокомментировать ситуацию о том, сколько правообладателей добровольно выразили желание и передали свои права на условиях коллективного управления, однако отмечу, что лично на практике приходится сталкиваться с ситуацией, когда правообладатель не знает о том, что в его интересах осуществляется некая защита и взимается с третьих лиц плата за использование авторских прав. Это стало возможным благодаря тому, что в самом законе подобная ситуация усмотрена законодателем со ссылкой на случай, когда осуществление прав в индивидуальном порядке затруднено или когда речь идет о средствах, уплачиваемых изготовителями и импортерами оборудования, и материальных носителях, используемых для фонограмм и аудиовизуальных произведений. Иными словами, деньги в пользу правообладателей собираются, но не все правообладатели свое вознаграждения получают.
В этом контексте понятен интерес государства к деятельности организаций, специализирующихся на коллективном управлении авторскими правами. При этом в СМИ пока речь идет только об аккредитованных государством организациях, но не меньший интерес могут вызвать не аккредитованные государством организаций. Нередко именно они являются «пионерами» в способах получения вознаграждения в пользу авторов и иных правообладателей. Предлагаемые ими способы взимания денег и «забывчивость» в части распределения в пользу авторов граничат со злоупотреблениями и поэтому, на мой взгляд, к их деятельности необходимо присматриваться с особым пиететом и вниманием.
В случае обязания всех организаций, занимающихся управлением на коллективной основе авторскими правами, публиковать отчетность о своей финансовой деятельности, в том числе о выплатах авторского вознаграждения, поможет вернуть доверие к указанным организациям.
Важно, чтоб во всех нововведениях законотворцы не забывали об интересах не только крупных медиагрупп, но и авторов-одиночек. Отследить использование нелегального контента с технической точки зрения становится более реальным, но не у каждого правообладателя есть юридическая возможность защищать свои права. Известны случаи в практике, когда правообладатель разрешал использовать то или иное произведение на условиях безвозмездности, в то время как организация, управляющая авторскими правами, предъявляла претензии к «нарушителю», втягивая в ненужный правовой спор, тем самым демонстрируя псевдозащиту авторских прав. Как вариант, избирается тактика создания искусственной подсудности спора, дабы организовать неудобные условия для «нарушителя» для защиты. Речь идет о предъявлении группы однотипных исков к одному нарушителю в разных городах, например: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск. В данной ситуации, на мой взгляд, будет полезным обязывать организации, занимающиеся на коллективной основе управлением авторскими правами, публиковать сведения о поданных ими исках в защиту правообладателя против лица, привлекаемого к ответу (ответчика по делу). Полагаю, что фактов злоупотребления процессуальными правами станет меньше. Любое оздоровление отношений будет способствовать оформлению цивилизованного рынка в сфере управления авторскими правами.