×

Как мессенджеры будут взаимодействовать с госорганами?

Правительство продолжает установление тотального контроля за общением граждан
Ваюкин Василий
Ваюкин Василий
Адвокат АП г. Москвы, управляющий партнер Компании TAXMANAGER

Как ранее сообщала «АГ», 18 января 2018 г. Правительство РФ приняло Постановление № 21 «О внесении изменений в Правила взаимодействия организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации» (далее – Постановление).

Читайте также
Мессенджеры обязали предоставлять информацию в ФСБ
Правительство утвердило изменения в Правила взаимодействия организаторов распространения информации в интернете с уполномоченными государственными органами
23 Января 2018 Новости

Изменения, принятые данным Постановлением, направлены на дальнейшее ужесточение правил работы организаторов распространения информации (мессенджеров). Новые правила обязывают мессенджеры «при взаимодействии с уполномоченными органами обеспечить неразглашение любой информации о конкретных фактах и содержании такового взаимодействия третьим лицам» (п. 6 Постановления).

Установка, подключение и эксплуатация программно-технических средств организатора распространения информации теперь будут производиться только при наличии технических условий подключения таких средств к пункту управления уполномоченного подразделения органа федеральной службы безопасности. Иными словами, мессенджеры обязаны предоставить удаленный доступ к своей информационной системе подразделению ФСБ. Срок предоставления такого доступа определен в 3 месяца со дня получения соответствующего уведомления ФСБ (Правила дополняются п. 8).

Третье нововведение – прямой запрет на размещение за границей программно-технических средств, с помощью которых организаторы распространения информации контактируют с госорганами (Правила дополняются п. 7).

Такие изменения были вполне ожидаемы исходя из событий, происходивших в 2017 г. сначала с сетью LinkedIn, не соблюдавшей требований о локализации серверов с данными пользователей на территории страны, а затем и с Telegram, который пытался признать за собой право не исполнять требования ФСБ выдать ей ключи для расшифровки переписки.

Было бы нелогично думать, что после таких споров государство не примет никаких мер. Для решения проблем с доступом к данным мессенджеров и были приняты «понятные» для всех правила: обеспечить подключение, предоставлять информацию, ничего не размещать за границей и не распространять информацию о контактах с госорганами.

Насколько затратны будут предоставление технических условий подключения программно-технических средств к пункту управления ФСБ и их размещение на территории страны – станет известно в скором времени.

Кроме того, Постановление конкретизирует вид оперативно-розыскных мероприятий, в рамках которых органы ФСБ осуществляют взаимодействие с организаторами распространения информации. Теперь определено, что ОРМ должны быть связаны с использованием программно-технических средств.

Цель такого уточнения – обеспечить проведение ОРМ именно в рамках предоставления информации с помощью программно-технических средств и окончательно исключить возможности для непредоставления информации, связанные с неясностью и неоднозначностью нормы.

Принятое Постановление есть результат продолжающейся реализации государством мер, направленных уже не просто на регулирование интернета, а фактически на установление тотального контроля за общением граждан и иных лиц, находящихся на территории страны. На практике его положения должны предоставить права органам ФСБ обеспечить подключение через точки доступа ко всей информационной базе мессенджера после одноразового уведомления и возможность поиска необходимой информации уже без участия мессенджера.

Стоит отметить, что в начале года вступили в силу изменения в Закон о связи, внесенные Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. № 386-ФЗ, – опять же, по вопросу регулирования деятельности мессенджеров. Согласно изменениям, мессенджеры обязаны будут идентифицировать пользователей с помощью номера телефона на основании договора, который владелец приложения должен заключить с оператором. Изменения призваны способствовать исполнению обязанности ограничения доступа пользователя или блокировки канала с противоправной информацией.

Что будет дальше – уже определено: с 1 июля 2018 г. ОРИ обязаны будут в течение полугода хранить на территории Российской Федерации текстовые сообщения пользователей услуг связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услуг связи и предоставлять их ФСБ по требованию (подп. 2 п. 1 ст. 64 Закона о связи).

Изначально планировалось установить обязанность по хранению указанной выше информации в течение 3 лет, однако впоследствии срок был сокращен до 6 месяцев. Организаторы распространения информации и операторы связи обосновывали свою позицию тем, что деятельность операторов, если их заставят 3 года хранить указанную информацию, станет убыточной, а тарифы для пользователей услуг многократно возрастут. Однако, скорее всего, это временное послабление: сначала будет обеспечено хранение сообщений в течение полугода, а затем срок увеличат до необходимого государству.

Сейчас информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услуг связи операторы обязаны хранить на территории Российской Федерации в течение 3 лет с момента окончания осуществления таких действий (подп. 1 п. 1 ст. 64 Закона о связи). Соответственно, будет вполне закономерным последующее уравнение указанных сроков – естественно, в пользу увеличения первого.

Хотелось бы отметить, что соблюдение вышеуказанных обязанностей мессенджерами пока будет обеспечиваться привлечением к ответственности должностных и юридических лиц и назначением штрафов. В дальнейшем вполне вероятны и увеличение штрафов, и применение иных мер ответственности в зависимости от состава правонарушения.

Рассматривая вопрос соответствия вступивших в начале года изменений незыблемым правам граждан, следует обратить внимание на ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

В то же время нельзя забывать о ч. 3 ст. 55 основного закона нашего государства: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Исходя из анализа ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, несложно заметить, что в перечне прав и свобод, не подлежащих ограничению, значатся предусмотренные ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, но не ч. 2 данной статьи, что позволяет в исключительных случаях контролировать переписку, телефонные переговоры, почтовые, телеграфные и иные сообщения.

Вместе с тем из положений Конституции РФ следует, что самое главное право любого человека – право на жизнь, предусмотренное ч. 1 ст. 20 основного закона.

Также следует помнить, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ), ведь на одной чаше весов мы имеем высшую ценность для любого цивилизованного общества – человеческую жизнь, а на другой чаше – право неприкосновенности переписки, прикрываясь которым недобросовестные граждане реализуют свои намерения по нарушению нашего с вами права на жизнь.

Рассказать:
Другие мнения
Гривцов Андрей
Гривцов Андрей
Адвокат, старший партнер АБ «ЗКС»
Об уголовном преследовании адвоката Ивана Павлова
Защита прав адвокатов
Почему необходимо добиваться изменения положений УК и УПК, касающихся разглашения данных предварительного расследования
04 Мая 2021
Пылаева Анастасия
Пылаева Анастасия
Руководитель практики «Банкротство» в консалтинговой компании «Кучерена Групп»
Неурегулированная сфера
Арбитражное право и процесс
Почему Закон о банкротстве целесообразно дополнить разделом об особенностях банкротства групп компаний
29 Апреля 2021
Будылин Сергей
Будылин Сергей
Советник АБ «Бартолиус»
Важные вопросы банкротного права
Арбитражное право и процесс
Правовые позиции ВС в делах о банкротстве
27 Апреля 2021
Сазонов Всеволод
Сазонов Всеволод
Управляющий партнер АБМО «Сазонов и партнеры»
Как предотвратить попадание в санкционные списки
Арбитражное право и процесс
Важные факторы, которые следует учитывать при проведении санкционного комплаенса
26 Апреля 2021
Семенов Алексей
Семенов Алексей
Адвокат АП Московской области, партнер АБ «Система защиты»
Разночтения устранены
Уголовное право и процесс
Исключение из УПК термина «преступления в сфере предпринимательства» помогает свести к минимуму судебные ошибки
22 Апреля 2021
Борщ Юрий
Борщ Юрий
Юрист, партнер консалтинговой компании «Кучерена Групп»
Криптовалюта: пробелы регулирования
Налоговое право
Проект поправок в НК РФ, связанных с налогообложением криптовалюты, требует доработки
20 Апреля 2021
Яндекс.Метрика