×

Увеличение популярности бренда неизбежно ведет к росту количества контрафактной продукции. Российский рынок наполнен подделками самого разного качества. Например, обувная контрафактная продукция делится на несколько категорий в зависимости от качества подделки: начиная с моделей дешевого сегмента низкого качества, которые ассоциируются с брендом только из-за нанесенного товарного знака правообладателя, и заканчивая подделками конкретных моделей и линеек обуви, которые отличить от оригинала можно только при пристальном изучении.

Реализация подделок носит масштабный характер и происходит как через интернет, так и в оптовых и розничных магазинах вплоть до крупных торговых центров. Выявление и пресечение деятельности таких недобросовестных предпринимателей не всегда осуществляются в полной мере, в связи с чем правообладателю приходится самостоятельно организовывать защиту товарного знака. В условиях конкуренции брендов организация такой практики может позиционироваться как конкурентное преимущество при привлечении контрагентов.

Выбор способа защиты исключительного права на товарный знак зависит от конкретной ситуации, но наиболее универсальным и действенным является обращение в правоохранительные органы с заявлением о привлечении к ответственности предпринимателей, торгующих контрафактом, в порядке ст. 144–145 УПК РФ. Даже в случае отсутствия в действиях указанных лиц состава преступления, предусмотренного ст. 180 УК РФ, лицо, проводящее проверку, обязано рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ. Кроме того, возможности правоохранительных органов оперативно пресекать незаконную торговлю подделками и изымать их из товарооборота существенно выделяют такой способ защиты товарного знака из числа других.

Получить представление об организации антиконтрафактной практики правообладателем товарного знака помогут следующие рекомендации.

1. Необходимо помнить о целях борьбы с контрафактной продукцией

Контрафактная продукция даже самого высокого качества несравнима с оригиналом. Большинство продавцов вводят потребителя в заблуждение, позиционируя подделку как подлинный товар. В результате потребитель не получает заявленного качества продукта, что существенно сказывается на репутации бренда и приводит к формированию отрицательного мнения у пользователя о компании – владельце исключительных прав на товарный знак. Именно изъятие такого товара из гражданского оборота и его последующее уничтожение являются основными целями организации антиконтрафактной практики в компании.

Наказание предпринимателя, занимающегося продажей контрафактной продукции, предупреждение совершения им и другими лицами новых аналогичных правонарушений являются сопутствующими целями. Однако в некоторых случаях нет необходимости в настойчивом требовании привлечь лицо к ответственности. Бывает, предприниматель готов добровольно уничтожить под видеоотчет всю партию контрафакта, которая у него имеется в наличии. Такие ситуации редки и связаны с утечкой информации либо от правоохранительных органов, либо от региональных клиентов производителя товара, обладающих сведениями о проводимой проверке. При таких обстоятельствах правообладателю стоит рассмотреть возможные варианты решения вопроса о самостоятельном уничтожении предпринимателем контрафактного товара при условии его отказа от дальнейшего незаконного использования товарного знака.

2. Сторонний консультант или собственный юротдел?

Первоначальной задачей организации антиконтрафактной практики в компании является решение вопроса о том, кто будет осуществлять юридическое оформление результатов проведенных проверок магазинов на предмет незаконного использования торгового знака. Компания может нанять стороннего консультанта либо справиться силами собственного юридического отдела.

В каждом из вариантов есть свои плюсы и минусы. Например, в качестве стороннего консультанта может быть привлечен адвокат, который обладает исключительными правами по сбору доказательств (в частности, адвокат вправе провести опрос лица с его согласия для фиксации дополнительных сведений в протоколе). Кроме того, решение привлечь стороннего консультанта дает возможность широкого выбора исполнителей на рынке с возложением любого объема полномочий, начиная от подготовки проектов заявлений в правоохранительные органы и заканчивая полным ведением антиконтрафактной практики в компании.

Собственный юротдел в сравнении с привлечением консультанта выгоден с точки зрения оптимизации расходов. Однако возможно распыление внимания юристов компании, которые должны будут заниматься данным направлением работы и текущим правовым обеспечением деятельности организации, что может привести к ухудшению качества работы на обоих направлениях. Выходом из данной ситуации являются распределение проектов между сотрудниками, обучение непосредственных исполнителей методам борьбы с контрафактом либо увеличение штата сотрудников юридического отдела.

Таким образом, руководство компании выбирает исполнителя и принимает решение об объеме его полномочий с учетом возможностей организации и масштабности проекта по борьбе с контрафактом.

3. Установление оптимального механизма выявления контрафакта

Информация о продаже контрафактной продукции может поступать в организацию из нескольких источников:

  • от контрагентов компании. Часто они сообщают региональным менеджерам либо непосредственно руководству организации о торговле контрафактом в соседней торговой точке. Как правило, в таких магазинах контрафакт стоит дешевле оригинальной продукции, что существенно сказывается на продажах клиента компании;
  • от потребителей контрафактной продукции, обратившихся с претензиями в адрес производителя товара относительно качества продукции, приобретенной у предпринимателей, торгующих подделками;
  • на основании организованного компанией мониторинга сети «Интернет», в частности социальных сетей. В некоторых случаях продавцы не отрицают продажи «копий отличного качества», что облегчает их привлечение к административной и уголовной ответственности.

Информация о недобросовестных предпринимателях должна заноситься в специально созданный реестр для оптимизации работы исполнителя по борьбе с продажей контрафакта в регионе. После структурирования данных можно приступать к их проверке и начинать сбор документов для направления заявления в правоохранительные органы.

4. Тщательный сбор материалов проверки для подачи в правоохранительные органы – основа успеха

Организация проверки предоставленной или найденной информации о торговле контрафактным товаром решает важные задачи. Во-первых, необходимо убедиться в существовании магазина с контрафактом. Во-вторых, приобретение контрафактного товара проверяющим лицом позволит представить дополнительные документы и сам контрафактный товар, что значительно увеличит вес заявления, подаваемого в правоохранительные органы.

Заявление должно содержать полное описание организованной правообладателем проверки: источник получения информации о торговле контрафактным товаром (мониторинг сети «Интернет», жалобы контрагентов, сообщения менеджеров по региону, жалобы от потребителей на качество продукции, которая оказалась контрафактом, и т.д.), адреса и названия магазинов (при наличии – именование владельца). Часто продажей подделок занимаются лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, что также необходимо отражать в заявлении о преступлении/правонарушении для принятия решения по факту незаконного предпринимательства.

Кроме того, если в организации имеется сеть региональных менеджеров по продажам, стоит опросить их (в случае сбора доказательств адвокатом) и приобщить результаты опроса к заявлению в правоохранительные органы. Выяснению у менеджера подлежат следующие вопросы: его должность, обязанности, имелись ли жалобы клиентов компании в обслуживаемом им регионе на торговлю контрафактным товаром. Если имелись, то необходимо выяснить, по каким адресам осуществляется розничная продажа подделок, название магазина и организации, посещал ли указанные магазины менеджер с целью подтверждения доводов жалоб клиентов.

В случае если закупка производилась менеджером, в ходе его опроса необходимо уточнить информацию о схеме реализации контрафакта в каждом магазине: что из себя представляет магазин (магазин с вывеской, закрытый шоу-рум, склад), каков ассортимент контрафактной продукции, как приобретается товар (через сайт магазина, социальные сети, непосредственно в магазине), стоимость приобретенного товара, выдавался ли кассовый/товарный чек, если не выдавался, то на какой номер банковской карты осуществлялся перевод за товар, выдавалась ли при покупке контрафактного товара письменная гарантия о качестве товара.

Менеджер также может рассказать о признаках, по которым он определяет приобретенный товар как контрафактный: отсутствие сбывающего подделки предпринимателя в базе клиентов организации – импортера товара, несоответствие артикула контрафактного товара, упаковки, материала, формы выпуска и т.д. критериям оригинального товара. Опросить можно также контрагента, направившего правообладателю сведения о реализации контрафактного товара.

Примерный перечень документов, необходимых для приобщения к заявлению в правоохранительные органы о реализации контрафактного товара, включает:

  • доверенность от организации на представление интересов в правоохранительных органах;
  • выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП на доверителя и проверяемых предпринимателей;
  • уставные документы доверителя;
  • свидетельства на товарные знаки с приложениями;
  • протокол опроса лица (сотрудника доверителя либо контрагента доверителя) с его согласия;
  • кассовые/товарные чеки либо иные документы, подтверждающие продажу предпринимателем контрафактного товара;
  • если товар импортный – копия информационного письма ФТС России о товарных знаках правообладателя;
  • фотографии торгового зала магазина, где была приобретена контрафактная продукции;
  • скриншоты сайтов проверяемых магазинов, их страниц в социальных сетях и иные документы.

Сбор наиболее полного пакета документов, прилагаемых к заявлению, позволит исключить волокиту по материалам проверки на основании запроса дополнительных справок.

5. Контроль принятия решения

Без надлежащего контроля со стороны исполнителя за сроками и результатами проверки по заявлению невозможна качественная организация практики по борьбе с контрафактной продукцией. Необходимо добиваться ответа от правоохранительных органов по каждому случаю выявленной продажи подделок. При отсутствии ответа от субъекта проверки по заявлению о преступлении/правонарушении надлежит направлять запросы в правоохранительные органы для получения информации о принятых ими мерах по пресечению продажи контрафактной продукции. Если была проведена ненадлежащая проверка либо приняты недостаточные меры, необходимо направлять жалобу в прокуратуру или суд с целью отмены незаконного решения, а также на бездействие должностных лиц по заявлению.

Отметим, что после проведенной проверки в отношении конкретного предпринимателя и привлечения его к ответственности необходим дальнейший контроль за его деятельностью со стороны правообладателя. Если недобросовестный предприниматель был первоначально привлечен к административной ответственности за реализацию контрафактного товара, то в дальнейшем, при повторной реализации подделки, он может быть привлечен сразу к уголовной ответственности без учета размера причиненного вреда. В связи с этим в компании должен быть налажен мониторинг недобросовестных предпринимателей для формирования у таких лиц убежденности в непримиримости правообладателя с реализацией контрафактной продукции и неотвратимости наказания.

Рассказать:
Другие мнения
Лапинский Владислав
Лапинский Владислав
Председатель президиума КА «Лапинский и партнеры», первый заместитель председателя Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга
Вызов адвоката на допрос должен осуществляться через палату
Правовые вопросы статуса адвоката
Адвокатская палата обязана защитить адвоката от необоснованного допроса
20 Июля 2018
Шульгина Дарья
Шульгина Дарья
Партнер АБ «ЗКС»
Недостатки нового порядка зачета времени содержания в СИЗО в срок наказания
Уголовное право и процесс
Необоснованно формальный подход закона
20 Июля 2018
Беков Якуб
Беков Якуб
Адвокат КА «Плиев и партнеры»
Институт поверенного в процессуальном праве
Правосудие
Предложение ВС РФ ввести процессуальную фигуру поверенного вызывает вопросы о содержании понятия
19 Июля 2018
Долотов Руслан
Долотов Руслан
Партнер АБ «Феоктистов и партнеры», член Экспертного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей
Уголовные проступки правоохранителям будут неинтересны
Уголовное право и процесс
При сохраняющейся в УК РФ административной преюдиции их введение породит противоречия
18 Июля 2018
Алексейчук Андрей
Алексейчук Андрей
Юрист практики по интеллектуальной собственности/информационным технологиям АБ «Качкин и Партнеры»
О правилах хранения информации по «Закону Яровой»
Интернет-право
В настоящий момент операторы связи не имеют возможности исполнять установленные требования
13 Июля 2018
Ваюкин Василий
Ваюкин Василий
Адвокат АП г. Москвы
Новые препятствия к получению кредита
Гражданское право и процесс
Необходимо разработать критерии, которые будут отвечать современным реалиям экономической деятельности
12 Июля 2018