×

Необходим единый документ

О подтверждении полномочий представителей региональных адвокатских палат в уголовном судопроизводстве
Хмыров Ростислав
Хмыров Ростислав
Вице-президент АП Краснодарского края, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП КК, член Комиссии Совета ФПА по защите прав адвокатов, председатель КА «Хмыров, Валявский и партнеры», к.ю.н.

Преамбула Кодекса профессиональной этики адвоката гласит: «Существование и деятельность адвокатского сообщества невозможны без соблюдения корпоративной дисциплины и профессиональной этики, заботы адвокатов о своих чести и достоинстве, а также об авторитете адвокатуры».

Каждый адвокат, адвокатское образование, региональная адвокатская палата – все мы являемся неотъемлемой частью адвокатского сословия, и каждый из нас должен заботиться об авторитете адвокатуры.

Адвокатура не только является профессиональным сообществом, но и действует на основе таких принципов, как законность, независимость, самоуправление, корпоративность, а также равноправие адвокатов (п. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре).

На тему принципов законности, корпоративности и самоуправления хотелось бы сегодня поговорить.

Принцип законности – это универсальный принцип. Если очень кратко, в данном случае он подразумевает неукоснительное соблюдение законодательства каждым адвокатом.

Принцип корпоративности имеет в виду объединение лиц, которые в установленном законом порядке получили статус адвоката, в единую корпорацию, со всеми вытекающими последствиями, в том числе правовым регулированием взаимоотношений членов корпорации и защитой профессиональных прав каждого из них.

Принцип самоуправления адвокатуры означает, что никто не может организовывать деятельность адвокатского сообщества кроме него самого.

Чтобы сохранить «завтра» принципы, которые являются «сегодня» основой деятельности института адвокатуры, каждый член адвокатского сообщества должен неукоснительно соблюдать законодательство, а самоуправление должно выстраиваться так, чтобы государству не в чем было упрекнуть адвокатское сообщество.

Читайте также
Адвокатам разъяснили порядок действий при производстве обыска, осмотра и выемки
Комиссия Совета Адвокатской палаты г. Москвы по защите прав адвокатов опубликовала Рекомендации для адвокатов при производстве ряда следственных действий в отношении них
26 апреля 2023 Новости

Одним из вопросов, пока не урегулированных ни государством, ни решением Совета Федеральной палаты адвокатов РФ, является следующий: на основании какого документа член Совета адвокатской палаты субъекта РФ или иной представитель, уполномоченный президентом региональной палаты, должен подтверждать свои полномочия, присутствуя при производстве обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката (ст. 450.1 УПК РФ).

Такая правовая неопределенность привела к тому, что некоторые региональные адвокатские палаты приняли совершенно различные решения о документах, которые являются основанием для вступления представителя адвокатской палаты в уголовное судопроизводство.

Так, представители АП г. Санкт-Петербурга1 и АП Краснодарского края2, а также многих других региональных адвокатских палат действуют на основании доверенностей, выданных президентами соответствующих палат. Представители АП г. Москвы действуют на основании предписания3, а представители АП Удмуртской Республики – на основании Выписки из протокола заседания Совета АП УР4.

Представим ситуацию, когда следователь, к примеру, из Москвы, приехав в другой регион, начинает требовать у представителя адвокатской палаты, приехавшего для участия в проведении обыска в помещении адвоката, предписание, несмотря на то что ему представлена доверенность. В свою очередь, приехав в Москву, следователь, например, из Удмуртской Республики требует у представителя адвокатской палаты выписку из Решения Совета палаты о наделении его соответствующими полномочиями, а получает предписание.

Мы, адвокаты, являемся представителями одной корпорации и руководствуемся одним Законом об адвокатуре, работаем по одному УПК, при этом принимаем разные решения о том, на основании какого документа представитель адвокатской палаты будет принимать участие в следственных действиях, что, полагаю, в корне не верно.

Разберем документы, на основании которых представители региональных палат участвуют в уголовном судопроизводстве.

Доверенность. Согласно п. 7 ст. 31 Закона об адвокатуре президент адвокатской палаты субъекта РФ наделен правом выдавать доверенность. Он же вправе направить для участия в следственных действиях лицо, не являющееся членом Совета адвокатской палаты (ч. 1 ст. 450.1 УПК).

Предписание. В Законе об адвокатуре термин «предписание» используется трижды. Так, Совет ФПА в силу полномочий, закрепленных п. 4 ст. 31 Закона об адвокатуре, направляет Совету региональной адвокатской палаты предписание об отмене решения, нарушающего требования Закона об адвокатуре, а в случае неисполнения советом адвокатской палаты предписания в установленный законом срок созывает внеочередное собрание (конференцию) адвокатов для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий данного совета (п. 4.1 ст. 31 Закона об адвокатуре). Пунктом 4.2 ст. 31 Закона об адвокатуре установлены последствия неисполнения адвокатской палатой предписания Совета ФПА.

Ни о каких других предписаниях в Законе об адвокатуре не говорится.

В УПК термин «предписание» употребляется четырежды. Так, п. 18 ст. 397 Кодекса регламентирует подлежащие рассмотрению судом вопросы, касающиеся исполнения приговора в отношении осужденного к принудительным работам, который уклонился от получения предписания или не прибыл к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок. В п. 18.1 данной статьи говорится о заключении под стражу осужденного к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, уклонившегося от получения предписания, предусмотренного ч. 1 ст. 75.1 УИК РФ или не прибывшего к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок.

Выписка из решения совета региональной адвокатской палаты. Исходя из того что законодатель посчитал возможным участие в следственных действиях, регламентированных ст. 450.1 УПК, члена совета адвокатской палаты в силу занимаемой им выборной должности, представляется, что выписка должна быть не из решения совета региональной палаты, а из протокола собрания (конференции) адвокатов, поскольку именно к компетенции собрания (конференции) адвокатов относится вопрос о формировании совета адвокатской палаты субъекта РФ (подп. 1 п. 2 ст. 30 Закона об адвокатуре).

Возможно, поэтому большинство региональных адвокатских палат наделяет своих представителей полномочиями участвовать в следственных действиях, регламентированных ст. 450.1 УПК, на основании доверенности.

Для устранения указанной правовой неопределенности представляется необходимым принять единый документ, которым представители региональных адвокатских палат будут подтверждать свои полномочия в случае участия в обыске, осмотре и выемки в отношении адвоката.

В заключение стоит отметить, что не столь важно, как будет называться документ, наделяющий представителя региональной адвокатской палаты полномочиями участвовать в уголовном судопроизводстве, – доверенность, предписание или выписка из решения (Совета региональной адвокатской палаты) или собрания (конференции) адвокатов. Гораздо важнее, чтобы документ, наделяющий представителя региональной адвокатской палаты правом участвовать в уголовном судопроизводстве, был единым на всей территории страны.


1 См., в частности, Положение о полномочных представителях Адвокатской палаты Санкт-Петербурга по защите профессиональных прав адвокатов (утверждено решением Совета АП СПб от 6 декабря 2018 г.).

2 Решение совета АП Краснодарского края о создании рабочей группы от 28 сентября 2017 г.

3 Решение Совета АП г. Москвы № 115 от 8 августа 2017 г. об утверждении документов, регламентирующих организацию наблюдения уполномоченными представителями АПГМ при производстве обыска, осмотра и выемки в отношении адвокатов.

4 Решение Совета АП Удмуртской Республики от 26 октября 2017 г., протокол № 13 «О порядке участия представителя АП УР при производстве обыска, осмотра или выемки в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых для осуществления адвокатской деятельности)».

Рассказать:
Другие мнения
Гривцов Андрей
Гривцов Андрей
Адвокат АП г. Москвы, член Совета АПГМ, старший партнер АБ ZKS
Памяти друга и соратника
Адвокатура, государство, общество
Ушел из жизни адвокат АП Санкт-Петербурга Сергей Токарев
10 сентября 2024
Трубецкой Никита
Трубецкой Никита
Вице-президент АП Ставропольского края
Защитник отдельно, доверитель отдельно?
Правовые вопросы статуса адвоката
Раздельное ознакомление с материалами дела привело к обвинению назначенного адвоката в «двойной защите»
02 сентября 2024
Баулин Олег
Баулин Олег
Вице-президент ФПА РФ, член Совета ФПА РФ, президент АП Воронежской области
Качество юрпомощи и профессиональные стандарты адвокатуры
Адвокатура, государство, общество
Процедура разработки профстандартов не носит исключительно корпоративный характер
05 августа 2024
Силиванов Алексей
Силиванов Алексей
Директор юридической компании «КОНУС»
Не только обоснование размера тарифов…
Адвокатура, государство, общество
Какие еще аспекты стоит определить в профстандарте качества юридического консалтинга
02 августа 2024
Баранов Игорь
Баранов Игорь
Адвокат АП г. Москвы, Партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» (г. Москва), эксперт Национального антикоррупционного комитета, Преподаватель Академии информационных систем (АИС)
Биометрические сервисы: удобство или новые риски?
Адвокатура, государство, общество
Проект постановления правительства о данных граждан в Единой биометрической системе
30 июля 2024
Айрапетян Нарине
Айрапетян Нарине
Адвокат АП Ставропольского края
Свободные художники юридической сферы
Адвокатура, государство, общество
Анализ Проекта стандарта «Качество юридических консультационных услуг»
18 июля 2024
Яндекс.Метрика