×

Необоснованный подход

Из предложенных поправок в НК РФ следует, что, несмотря на возможные отсутствие или незначительность дохода адвоката, размер взносов во внебюджетные фонды будет увеличиваться с каждым годом

29 сентября 2017 г. Правительством РФ в Государственную Думу внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 254-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации”». Положениями данного законопроекта, кроме прочего, предлагается внести изменения в ст. 430 НК РФ, регламентирующую порядок расчета и уплаты страховых взносов плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, в том числе адвокатами, – вне зависимости от избранной ими формы адвокатского образования.

Законопроектом предлагается установить размер взносов в ПФР и ФФОМС с 1 января 2018 г. в фиксированном размере: 26 545 руб. за расчетный период (год) – в ПФР, 5840 руб. – в ФФОМС. При этом сохраняется правило, при котором взносы в ПФР в фиксированном размере уплачиваются, если доход адвоката не превысил 300 000 руб. за расчетный период. В противном случае доплате подлежит сумма, равная 1% дохода, превысившего 300 000 руб.

С 2019 г. предлагается индексировать фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по решению Правительства РФ, и он должен равняться величине индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в соответствии с ч. 18 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях», в размере не менее 1. Что касается индексации взносов в ФФОМС, то фиксированный размер страховых взносов на ОМС с 2019 г. подлежит ежегодной индексации по решению Правительства РФ в размере не менее темпа роста средневзвешенного тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в соответствии с Федеральным законом «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» к предыдущему году.

Такой подход к формированию пенсионных прав адвокатов считаю необоснованным по следующим основаниям.

Несмотря на «отвязку» взносов во внебюджетные фонды от величины МРОТ, бремя уплаты не снижается. Напротив, из представленного законопроекта следует, что с каждым годом, невзирая на возможные отсутствие или незначительность дохода адвоката, размер взносов будет увеличиваться, и по весьма туманным правилам. При этом, закрепляя ежегодную индексацию фиксированного размера страховых взносов в НК РФ, Правительство РФ забыло об индексации вознаграждения адвокатов, участвующих в делах по назначению органов предварительного расследования и суда. Как и прежде, не учитывается возможное отсутствие дохода у адвоката в расчетном периоде. При любых обстоятельствах адвокат обязан внести в фонды страховые взносы фиксированных размеров.

Хотелось бы напомнить авторам законопроекта, что адвокатура в совокупности и каждый адвокат в частности выполняют важную социальную функцию, закрепленную в Конституции РФ, отраслевых законах и иных нормативных актах.

Ввиду большой значимости социальной функции адвокатуры полагаю разумным и необходимым освободить адвокатов от уплаты страховых взносов, если их доход не превышает 12-кратный размер МРОТ за расчетный период (год) (1 МРОТ в месяц), но вместе с тем отражать на индивидуальном лицевом счете адвоката 1 пенсионный балл в год. Это будет гарантировать адвокату право на получение страховой пенсии в минимальном размере. Если доход адвоката составит более 12-кратного размера МРОТ в год, то допустимо взимание доплаты в размере 1% от суммы дохода свыше 12 МРОТ в год, что также повлечет увеличение размера индивидуального пенсионного капитала, отображаемого на лицевом счете адвоката. Данная конструкция освободит от чрезмерной нагрузки адвокатов с невысоким доходом и позволит адвокатам с высокими доходами участвовать в формировании повышенного размера страховой пенсии.

Однако Правительство РФ более озабочено заполнением дыр в бюджете Пенсионного фонда РФ, чем благосостоянием представителей адвокатского сообщества.

Рассказать:
Другие мнения
Трушкин Александр
Трушкин Александр
Адвокат АП Московской области
Использование примирительных процедур в додисциплинарном производстве
Адвокатура, государство, общество
Как это поможет урегулированию споров между заявителями жалоб и адвокатами
09 Ноября 2020
Киракосян Рубен
Киракосян Рубен
Адвокат, руководитель правозащитной практики МКА «ГРАД», президент русско-армянской ассоциации юристов АРМРОСС, философ
Правовые аспекты военных действий
Адвокатура, государство, общество
Если не работают иные институты, должно торжествовать право, иначе «говорить» будут пушки
05 Ноября 2020
Иванов Алексей
Иванов Алексей
Управляющий партнер АБ «Правовой статус», член Комиссии АП Краснодарского края по защите профессиональных прав адвокатов
От исторического дискурса до современных проблем адвокатуры
Защита прав адвокатов
Какие выводы и предложения в докладе ИППП стоит поддержать, а с чем можно поспорить
28 Октября 2020
Шериев Ахмед
Шериев Ахмед
Председатель КА г. Москвы «Шериев и партнеры»
Защитим адвокатскую терминологию от недобросовестных посягательств!
Адвокатура, государство, общество
Ее незаконное применение в целях рекламы наносит ущерб репутации адвокатуры
27 Октября 2020
Макаров Сергей
Макаров Сергей
Советник ФПА РФ, адвокат АП МО, руководитель Практики по семейным и наследственным делам МКА «ГРАД», медиатор, доцент Университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н.
Гром медиации, раздавайся!
Адвокатура, государство, общество
Законопроект среди ясного неба
23 Октября 2020
Оттингер Марк
Оттингер Марк
Адвокат, Берлингтон, Штат Вермонт, США
Работа в суде с участием присяжных заседателей в США
Зарубежная адвокатура
Опыт адвоката из штата Вермонт
20 Октября 2020