29 сентября 2017 г. Правительством РФ в Государственную Думу внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 254-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации”». Положениями данного законопроекта, кроме прочего, предлагается внести изменения в ст. 430 НК РФ, регламентирующую порядок расчета и уплаты страховых взносов плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, в том числе адвокатами, – вне зависимости от избранной ими формы адвокатского образования.
Законопроектом предлагается установить размер взносов в ПФР и ФФОМС с 1 января 2018 г. в фиксированном размере: 26 545 руб. за расчетный период (год) – в ПФР, 5840 руб. – в ФФОМС. При этом сохраняется правило, при котором взносы в ПФР в фиксированном размере уплачиваются, если доход адвоката не превысил 300 000 руб. за расчетный период. В противном случае доплате подлежит сумма, равная 1% дохода, превысившего 300 000 руб.
С 2019 г. предлагается индексировать фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по решению Правительства РФ, и он должен равняться величине индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в соответствии с ч. 18 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях», в размере не менее 1. Что касается индексации взносов в ФФОМС, то фиксированный размер страховых взносов на ОМС с 2019 г. подлежит ежегодной индексации по решению Правительства РФ в размере не менее темпа роста средневзвешенного тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в соответствии с Федеральным законом «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» к предыдущему году.
Такой подход к формированию пенсионных прав адвокатов считаю необоснованным по следующим основаниям.
Несмотря на «отвязку» взносов во внебюджетные фонды от величины МРОТ, бремя уплаты не снижается. Напротив, из представленного законопроекта следует, что с каждым годом, невзирая на возможные отсутствие или незначительность дохода адвоката, размер взносов будет увеличиваться, и по весьма туманным правилам. При этом, закрепляя ежегодную индексацию фиксированного размера страховых взносов в НК РФ, Правительство РФ забыло об индексации вознаграждения адвокатов, участвующих в делах по назначению органов предварительного расследования и суда. Как и прежде, не учитывается возможное отсутствие дохода у адвоката в расчетном периоде. При любых обстоятельствах адвокат обязан внести в фонды страховые взносы фиксированных размеров.
Хотелось бы напомнить авторам законопроекта, что адвокатура в совокупности и каждый адвокат в частности выполняют важную социальную функцию, закрепленную в Конституции РФ, отраслевых законах и иных нормативных актах.
Ввиду большой значимости социальной функции адвокатуры полагаю разумным и необходимым освободить адвокатов от уплаты страховых взносов, если их доход не превышает 12-кратный размер МРОТ за расчетный период (год) (1 МРОТ в месяц), но вместе с тем отражать на индивидуальном лицевом счете адвоката 1 пенсионный балл в год. Это будет гарантировать адвокату право на получение страховой пенсии в минимальном размере. Если доход адвоката составит более 12-кратного размера МРОТ в год, то допустимо взимание доплаты в размере 1% от суммы дохода свыше 12 МРОТ в год, что также повлечет увеличение размера индивидуального пенсионного капитала, отображаемого на лицевом счете адвоката. Данная конструкция освободит от чрезмерной нагрузки адвокатов с невысоким доходом и позволит адвокатам с высокими доходами участвовать в формировании повышенного размера страховой пенсии.
Однако Правительство РФ более озабочено заполнением дыр в бюджете Пенсионного фонда РФ, чем благосостоянием представителей адвокатского сообщества.