С конца марта 2020 г. в связи с пандемией Covid-19 Россия, как и многие другие государства, закрыла границы. В разных регионах страны остались в состоянии неопределенности сотни тысяч трудовых мигрантов. Большинство из них потеряли работу, а вместе с ней – возможность не только помогать семьям, оставшимся на родине, но и обеспечивать самих себя.
В самом трудном положении оказались мигранты (иностранные граждане и лица без гражданства), которые находились в центрах временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ). В Москве и Санкт-Петербурге на момент начала пандемии эти центры были переполнены. Так, в Красном Селе Ленинградской области в ЦВСИГ, рассчитанном на 365 мест, до закрытия границ содержались 445 человек. При этом в Санкт-Петербурге из-за введения режима самоизоляции заявления об освобождении из ЦВСИГ, поданные во второй половине марта, не рассматривались вплоть до начала июня.
Ситуацию усугубляло то, что в спецучреждениях чрезвычайно сложно соблюдать санитарные нормы. Кроме того, существует опасность заражения мигрантов и распространения инфекции за пределы учреждений через обслуживающий персонал.
Особая опасность возникает также при помещении в спеццентры иностранных граждан, отбывших наказание в российских колониях, где у осужденных уже был диагностирован Covid-19. Дело в том, что отбывших наказание иностранных граждан, как правило, не выпускают на свободу: местные миграционные органы принимают решение об их депортации на родину и незамедлительно направляют в ЦВСИГ.
31 марта 2020 г. с призывом освободить из-под стражи мигрантов и беженцев выступили Управление верховного комиссара ООН по правам человека, Международная организация по миграции и Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев, а также Всемирная организация здравоохранения. Аналогичные обращения подписали многие НКО, в том числе Сеть «Миграция и Право», в результате удалось широко осветить эту проблему в СМИ и поднять общественную дискуссию.
На этом фоне в апреле состоялся 49-й полугодовой семинар Сети «Миграция и Право» Правозащитного центра «Мемориал» в формате Zoom-конференции. Участники обсудили проблемы содержания и освобождения помещенных в ЦВСИГ лиц в связи с введением режима самоизоляции.
Практика в разных регионах оказалась крайне неоднородной. В ряде субъектов РФ руководители центров сами обращались к юристам Сети с просьбой помочь обжаловать судебное решение о выдворении иностранного гражданина. По итогам встречи участники пришли к выводу, что помещение в ЦВСИГ как обеспечительная мера основного наказания (выдворения или депортации) утрачивает смысл и должна быть отменена, если высылку осуществить невозможно.
После апрельской встречи юристы Сети активизировали работу по освобождению из ЦВСИГ и провели еще два совещания по итогам работы. Последние оказались впечатляющими – каких не удавалось достичь в «докоронавирусное» время.
Так, юристы – часто совместно с региональными уполномоченными по правам человека – провели консультации с руководителями ЦВСИГ. Региональные суды рассматривали дела в безотлагательном порядке и в кратчайшие сроки, причем в апреле и мае они принимали документы по электронной почте. В результате многие заявители смогли выйти из спеццентров и продолжить соблюдение режима самоизоляции в домашних условиях. Сотрудничество с уполномоченными и поддержка миграционных органов сделали возможным массовое освобождение людей во многих регионах – в частности, в Республике Татарстан, Ставропольском крае, Ростовской, Свердловской, Тамбовской, Смоленской, Самарской и Волгоградской областях.
18 апреля 2020 г. Президент РФ Владимир Путин подписал Указ № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (Covid-19)». Согласно этому документу с 15 марта по 15 сентября с. г. действует мораторий на принятие решений о выдворении, депортации и реадмиссии. Указ имеет ретроактивное действие, благодаря чему у юристов появилась возможность обжаловать постановления о выдворении, принятые в период с 15 марта 2020 г., – т.е. за месяц до издания Указа.
Документ побудил руководство многих региональных миграционных управлений МВД России принимать более активные меры по возвращению содержащихся в ЦВСИГ иностранных граждан на родину. В свою очередь, региональные суды стали активнее выносить решения об освобождении из ЦВСИГ, основываясь на Указе № 274 и используя механизм Конституционного Суда РФ, изложенный в Постановлении от 23 мая 2017 г. № 14-П по жалобе Ноэ Мсхиладзе. Во всяком случае, этого удается добиться во второй инстанции. Однако автоматического освобождения граждан из спецучреждений не происходит – для рассмотрения такого дела необходимо обращение самого заявителя или его представителя (адвоката).
Освобождения из ЦВСИГ происходили и на других основаниях. Так, в г. Иванове трое сирийцев были освобождены, поскольку ЕСПЧ запретил их высылку, применив Правило 39 Регламента ЕСПЧ.
Однако не все судьи руководствовались в своих решениях Указом № 274. Сразу после издания Указа было особенно много случаев, когда судьи отказывали в удовлетворении заявлений об освобождении, мотивируя свое решение тем, что уровень Указа ниже закона, который не дает им оснований для освобождения из-под стражи иностранных граждан, нарушивших порядок пребывания на территории России.
Такая правовая позиция может показаться вполне резонной. Однако судья всегда имеет право смягчить положение подсудимого, тем более привлекаемого к административной ответственности, учитывая особые обстоятельства. Президентский Указ, очевидно, направлен на учет этих обстоятельств и может служить для судьи, по крайней мере, «мнением эксперта высокого уровня».
Несмотря на положительную динамику, некоторые проблемы остаются нерешенными. Юристы многих пунктов Сети отмечали, что если в ЦВСИГ на время карантина перестали помещать ожидающих выдворения лиц, то депортируемых привозили постоянно. Более того, адвокат из Волгограда рассказал, что из колонии, где было выявлено наличие коронавируса, в город привозили людей, которых планировалось депортировать. В Тверской области в ЦВСИГ продолжают помещать иностранцев и апатридов и во время карантина, увеличив численность находящихся в закрытом учреждении лиц до 100 человек.
Если в ряде регионов (например, в Пензе) административно выдворяемых вовсе прекратили помещать в спецучреждения – суды принимали решения о назначении штрафа без выдворения, – то в других (например, в Санкт-Петербурге и Оренбурге) управления по вопросам миграции продолжают выносить решения о депортации и обращаться в суд с ходатайством о помещении лиц в ЦВСИГ. Суд эти ходатайства удовлетворяет, а юристы Сети – обжалуют. В настоящее время часть исков находится на рассмотрении, по многим приняты положительные решения, однако в Санкт-Петербурге уже был получен отказ в удовлетворении такого ходатайства. В то же время в данном субъекте РФ, где, как указывалось, до начала июня не рассматривались заявления об освобождении, усилиями юристов Сети к настоящему времени 9 человек все же были освобождены из центра временного содержания. В целом за период пандемии удалось добиться свободы для 125 человек, что составляет 50% всех дел, по которым проводилась работа.
В заключение отмечу, что государство приложило большие усилия к организации возвращения содержащихся в ЦВСИГ лиц на родину. Можно утверждать, что количество мигрантов, содержащихся в условиях лишения свободы, сократилось не менее чем вдвое. Пред лицом общего врага – Covid-19 – общество и государство проявили солидарность. Тем не менее наша работа продолжается.