Специфика защиты прав и свобод гражданина существенно отличается от защиты прав и свобод гражданина-осужденного. Находясь в пенитенциарных учреждениях, осужденные зачастую лишены многих возможностей реализовать полноценную защиту их прав.
Будучи хорошо знакомым с уголовно-исполнительной системой и определенными аспектами ее деятельности, могу утверждать, что юридическое сопровождение отбывания наказания (исполнения приговора) является неотъемлемой частью защиты прав осужденных.
Представляя собой фактически «государство в государстве», пенитенциарная система имеет особенности функционирования, обусловленные не только агрессивной средой, но и неоднозначностью ряда норм уголовно-исполнительного законодательства. Агрессивная среда выражается в концентрации криминальной культуры и конфликтных ситуациях как между осужденными, так и между осужденными и работниками УИС и т.д. Неоднозначность уголовно-исполнительного законодательства, в свою очередь, выражается в наличии ряда противоречий и неточностей, например касающихся вопросов правового положения злостных нарушителей порядка отбывания наказания, и значительном количестве диспозитивных норм.
Осужденные, находясь в местах лишения свободы, как правило, мечтают об условно-досрочном освобождении или о замене неотбытой части наказания его более мягким видом, для чего формируют так называемое «портфолио».
При формировании «портфолио» необходимо придерживаться законопослушного поведения, но и это не дает гарантий защиты от получения взыскания, наложенного с нарушением действующего законодательства. К тому же уголовно-исполнительное законодательство позволяет привлекать осужденных к дисциплинарной ответственности даже за мелкие проступки: некачественную уборку помещений, заправку спального места не по установленному образцу и т.д.
Особенности признания осужденных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания также заслуживают внимания. Злостные нарушения режима – наиболее тяжкие проявления пенитенциарных проступков. Вне мест лишения свободы за аналогичные деяния лицо подпадает под юрисдикцию иной отрасли права.
Поделюсь примером из практики нашего адвокатского бюро по защите прав осужденного М., признанного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания за неповиновение сотрудникам администрации исправительного учреждения.
Согласно материалам дела М. отказался проследовать с конкретным сотрудником в медицинскую часть, ссылаясь на плохое самочувствие и нежелание следовать именно с этим лицом. Сотрудник в свою очередь не реализовывал свои права на вызов оперативной группы и применение к осужденному физической силы и спецсредств (законодатель для реализации требований и пресечения неповиновения наделяет сотрудников УИС правом на применение физической силы, в том числе боевых приемов борьбы (п. 3 ст. 29 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»)), а, удалившись в дежурную часть колонии, составил рапорт о признании осужденного М. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, и М. был признан таковым.
Остается открытым вопрос: действительно ли данное нарушение является тяжким пенитенциарным проступком и действительно ли сотрудник колонии желал сопроводить осужденного в медчасть или указанные действия являлись провокацией для признания осужденного злостным нарушителем с целью невозможности применения УДО?
Стоит отметить, что изначально адвокатским бюро в судебном порядке были обжалованы пять из девяти дисциплинарных взысканий, наложенных на М. (взыскания объявлялись осужденному без каких-либо доказательств, за действия, не являющиеся нарушением (например, звонок адвокату со стационарных таксофонов якобы без разрешения администрации и т.д.)), однако нормы уголовно-исполнительного законодательства позволили администрации исправительного учреждения признать осужденного злостным нарушителем и изменить условия отбывания им наказания с облегченных на строгие (ч. 1 ст. 116 УИК РФ содержит перечень деяний, за которые администрация учреждения может признать осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. При этом порядок признания осужденных злостными нарушителями при совершении того или иного деяния не конкретизирован, что позволяет администрации учреждения УИС действовать по своему усмотрению). В настоящее время решение обжалуется в судебном порядке.
Еще одним инструментом сотрудников УИС является возможность постановки осужденных на профилактический учет. Организация данной деятельности регламентирована Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72. Для постановки на профилактический учет достаточно наличия оперативной информации.
Наличие дисциплинарных взысканий, фактов признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и постановки на профилактический учет, как правило, однозначно негативно оценивается судами при рассмотрении ходатайств об УДО или о замене неотбытой части наказания более мягким видом.
Норма ч. 8 ст. 12 УИК гарантирует осужденному право на юридическую помощь, для получения которой они могут воспользоваться помощью адвокатов и иных лиц, имеющих право ее оказывать.
На стадии исполнения приговора осужденным может быть оказана следующая правовая помощь:
- контроль законности содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях (адвокат (юрист) следит за соблюдением прав осужденного, законностью действий сотрудников УИС, соответствием условий содержания и т.п.);
- представление интересов осужденного в отношениях с администрацией исправительного учреждения (адвокат (юрист) выступает посредником между осужденным и администрацией, помогает разрешать конфликтные ситуации, отстаивает права и законные интересы доверителя);
- помощь в получении медицинской помощи (адвокат (юрист) может оказать содействие в получении осужденный необходимой медпомощи, добиться ее предоставления в случае недостаточной медицинской помощи в исправительном учреждении);
- предоставление информации об изменениях в законодательстве (адвокат (юрист) сообщает осужденному об изменениях в уголовном законодательстве, о том, как они могут повлиять на его положение и какие возможности он может получить);
- помощь в восстановлении документов и связей с родными (адвокат (юрист) может помочь осужденному восстановить утраченные документ, заключить брак, усыновить ребенка1, установить контакты с родственниками и т.д.);
- подготовка ходатайств об условно-досрочном освобождении или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (адвокат (юрист) анализирует поведение осужденного в колонии, собирает необходимые документы, подготавливает ходатайства и аргументирует их).
Таким образом, в условиях ограничения прав и свобод адвокаты и юристы могут стать незаменимыми помощниками в защите прав и законных интересов осужденных.
В заключение добавлю, что урегулированию проблем, связанных прежде всего с произвольностью решений администрации учреждений, способствовало бы, на мой взгляд, совершенствование уголовно-исполнительного законодательства, направленное на конкретизацию правил наложения взысканий на осужденных и их признания злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.
1 В соответствии со ст. 127 Семейного кодекса РФ лица, осужденные за преступления небольшой или средней тяжести, могут выступать усыновителями, если будут признаны судом не представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка.