×

Право на бесплатную юридическую помощь: грядущие изменения

О поправках в Закон о БЮП, вступающих в действие в декабре 2022 года
Куракин Игорь
Куракин Игорь
Партнер, руководитель уголовно-правовой практики K&P.Group

Президент России Владимир Путин неоднократно указывал на необходимость конкретизации в законодательстве предусмотренного ст. 48 Конституции РФ права на бесплатную юридическую помощь, в том числе в отношении подозреваемых и обвиняемых, а также создания соответствующей правовой базы для реализации этого механизма. В 2022 г. активное решение этих задач продолжилось.

Так, согласно ч. 4 ст. 16 УПК РФ обеспечение подозреваемому (обвиняемому) права на защиту подразумевает в том числе право пользоваться помощью защитника бесплатно. Конкретные случаи, когда предоставляется такое право, предусмотрены УПК и иными федеральными законами – в частности, Законом о бесплатной юридической помощи1, ч. 2 ст. 15 и ст. 18 которого регулируют оказание адвокатами бесплатной юридической помощи (далее – БЮП), а в ст. 20 определены категории граждан, имеющих право на БЮП от государства, и случаи ее оказания. Согласно указанным нормам адвокаты, нотариусы и другие лица, оказывающие БЮП, могут быть наделены правом участвовать в государственной системе БЮП, в том числе посредством электронных сервисов.

26 декабря 2022 г. вступают в силу изменения2 в Закон о бесплатной юридической помощи, направленные на совершенствование оказания БЮП гражданам.

Согласно указанным поправкам Министерство юстиции РФ будет уполномочено:

  • вести список юридических клиник;
  • утверждать формы документов, необходимые для мониторинга оказания БЮП и правового просвещения граждан;
  • устанавливать порядок заполнения форм указанных документов;
  • определять сроки их представления.

20 июля 2022 г. Минюст опубликовал проект указа Президента РФ с соответствующими изменениями в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313.

Такие дополнения обусловлены следующим. Статьей 11 Закона о бесплатной юридической помощи к полномочиям Минюста России отнесены, в частности:

  • мониторинг деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юрбюро, адвокатских палат субъектов Федерации и негосударственных центров БЮП по оказанию гражданам такой помощи и правовому просвещению населения;
  • подготовка на основании данных мониторинга докладов о реализации государственной политики по обеспечению граждан бесплатной юридической помощью.

Однако выполнение Минюстом этих полномочий затруднялось на практике непредставлением либо игнорированием госорганами, адвокатскими палатами и иными участниками государственной и негосударственной систем БЮП информации, необходимой для мониторинга. Причина – отсутствие прямой обязанности, установленной законом, что, соответственно, отражалось и на достоверности полученных данных. В итоге в закон введена новая ст. 16.1, прямо обязывающая формировать и сдавать такие отчеты.

Внесенными в ст. 11 Закона о бесплатной юридической помощи дополнениями расширен перечень субъектов негосударственной системы бесплатной юридической помощи, обязанных сдавать указанные отчеты в Минюст для целей мониторинга, за счет юридических клиник. Регламентировано, что негосударственную БЮП оказывают (ст. 22 закона):

  • юридические клиники вузов (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.);
  • негосударственные центры БЮП.

В ст. 23 Закона о бесплатной юридической помощи внесено важное уточнение о том, что БЮП от юридической клиники оказывают не просто «лица, обучающиеся по юридической специальности» (прежняя редакция), а именно по «образовательной программе высшего образования по направлению подготовки (специальности), относящейся к укрупненной группе специальностей и направлений подготовки “Юриспруденция”». То есть формулировка об образовании приведена в соответствие с Приказом Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. № 1061, которым утверждены перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования. По мнению законодателя, это будет способствовать повышению качества оказываемой гражданам правовой помощи.

Статьей 25 Закона о бесплатной юридической помощи изначально был предусмотрен учет негосударственных центров БЮП, список которых ведет Минюст. В то же время в законодательстве не был регламентирован учет создания, деятельности и прекращения деятельности юридических клиник, что приводило к отсутствию объективной информации об их количестве. В итоге аналогичные правила введены и в отношении учета юридических клиник.

26 декабря 2022 г. также вступит в силу Приказ Минюста от 19 августа 2022 г. № 166, закрепляющий порядок ведения списка юридических клиник и его размещения на сайте ведомства.

Читайте также
Минюст утвердил перечень участников систем оказания БЮП с применением электронных сервисов
Согласно документу информационное взаимодействие между участниками государственной и негосударственной систем осуществляется в целях направления уведомлений, запросов и информации, обмена сообщениями, а также в иных предусмотренных законодательством РФ целях
29 Августа 2022 Новости

Кроме того, Приказом Минюста от 19 августа 2022 г. № 167, вступившим в действие 3 сентября, утверждены перечень и порядок взаимодействия участников государственной и негосударственной систем для оказания бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов и информационных систем.

Согласно данному документу к участникам госсистемы БЮП на основе электронных сервисов отнесены именно адвокаты, а не адвокатские образования в целом.

Для обеспечения эффективной работы системы и взаимодействия между всеми ее участниками она взаимоувязана с:

  • единой системой межведомственного электронного взаимодействия3;
  • федеральной государственной информационной системой «Единая система нормативной справочной информации»4;
  • Единой государственной информационной системой социального обеспечения ЕГИССО5;
  • порталом Госуслуг6;
  • подсистемой «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы Минюста;
  • информационной и реестровой системами Минюста;
  • иными информационными ресурсами.

В качестве основных принципов работы электронного механизма бесплатной правовой помощи указаны:

  • полнота и достоверность предоставляемой и получаемой информации;
  • конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен законодательством. 

В рамках взаимодействия между участниками системы возможны направление уведомлений, запросов и информации, обмен сообщениями. Сведения из иных информационных систем предоставляются в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.


1 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

2 Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”».

3 Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697.

4 Положение о ней и перечень нормативных документов для размещения в ней утверждены Приказом Минсвязи и массовых коммуникаций от 19 января 2015 г. № 7.

5 Постановление Правительства РФ от 16 августа 2021 г. № 1342.

6 Постановление Правительства РФ от 17 августа 2021 г. № 1358 об информировании о направлении электронных уведомлений и документов

Рассказать:
Другие мнения
Харитонов Дмитрий
Харитонов Дмитрий
Член Совета АП г. Москвы
(Не)допустимые пределы протестного поведения
Профессиональная этика
Несогласие с действиями председательствующего судьи не всегда влечет ответственность адвоката
15 Сентября 2022
Никонов Максим
Никонов Максим
Адвокат АП Владимирской области, к.ю.н.
Осмотр места и опрос свидетелей
Методика адвокатской деятельности
Дополнения практического характера
07 Сентября 2022
Дядькин Дмитрий
Дядькин Дмитрий
Д.ю.н., адвокат, член Совета АП ХМАО-Югры, директор института государства и права Сургутского государственного университета
Главное: не навредить
Методика адвокатской деятельности
Каждое действие в процессе сбора доказательств следует оценивать с точки зрения последствий
07 Сентября 2022
Колосовский Сергей
Колосовский Сергей
Адвокат АП Свердловской области
Сбор доказательств адвокатом: не право, но обязанность
Методика адвокатской деятельности
Защитник не просто вправе, но и должен собирать сведения, облекая их в процессуально допустимый вид
07 Сентября 2022
Потапов Алексей
Потапов Алексей
Адвокат АП г. Москвы, K&P.Law
В конфликте важно осознавать его природу
Профессиональная этика
Комментарий к Обзору дисциплинарной практики АПГМ по вопросам неявки адвокатов в судебные заседания
05 Сентября 2022
Клювгант Вадим
Клювгант Вадим
Вице-президент ФПА РФ, заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, вице-президент АП г. Москвы, соруководитель Уголовно-правовой практики КА Pen&Paper, адвокат АП г. Москвы
Отказ от защиты: устранить путаницу
Профессиональная этика
Кто от чего отказывается, когда доверитель не платит?
30 Августа 2022
Яндекс.Метрика