Президент России Владимир Путин неоднократно указывал на необходимость конкретизации в законодательстве предусмотренного ст. 48 Конституции РФ права на бесплатную юридическую помощь, в том числе в отношении подозреваемых и обвиняемых, а также создания соответствующей правовой базы для реализации этого механизма. В 2022 г. активное решение этих задач продолжилось.
Так, согласно ч. 4 ст. 16 УПК РФ обеспечение подозреваемому (обвиняемому) права на защиту подразумевает в том числе право пользоваться помощью защитника бесплатно. Конкретные случаи, когда предоставляется такое право, предусмотрены УПК и иными федеральными законами – в частности, Законом о бесплатной юридической помощи1, ч. 2 ст. 15 и ст. 18 которого регулируют оказание адвокатами бесплатной юридической помощи (далее – БЮП), а в ст. 20 определены категории граждан, имеющих право на БЮП от государства, и случаи ее оказания. Согласно указанным нормам адвокаты, нотариусы и другие лица, оказывающие БЮП, могут быть наделены правом участвовать в государственной системе БЮП, в том числе посредством электронных сервисов.
26 декабря 2022 г. вступают в силу изменения2 в Закон о бесплатной юридической помощи, направленные на совершенствование оказания БЮП гражданам.
Согласно указанным поправкам Министерство юстиции РФ будет уполномочено:
- вести список юридических клиник;
- утверждать формы документов, необходимые для мониторинга оказания БЮП и правового просвещения граждан;
- устанавливать порядок заполнения форм указанных документов;
- определять сроки их представления.
20 июля 2022 г. Минюст опубликовал проект указа Президента РФ с соответствующими изменениями в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313.
Такие дополнения обусловлены следующим. Статьей 11 Закона о бесплатной юридической помощи к полномочиям Минюста России отнесены, в частности:
- мониторинг деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юрбюро, адвокатских палат субъектов Федерации и негосударственных центров БЮП по оказанию гражданам такой помощи и правовому просвещению населения;
- подготовка на основании данных мониторинга докладов о реализации государственной политики по обеспечению граждан бесплатной юридической помощью.
Однако выполнение Минюстом этих полномочий затруднялось на практике непредставлением либо игнорированием госорганами, адвокатскими палатами и иными участниками государственной и негосударственной систем БЮП информации, необходимой для мониторинга. Причина – отсутствие прямой обязанности, установленной законом, что, соответственно, отражалось и на достоверности полученных данных. В итоге в закон введена новая ст. 16.1, прямо обязывающая формировать и сдавать такие отчеты.
Внесенными в ст. 11 Закона о бесплатной юридической помощи дополнениями расширен перечень субъектов негосударственной системы бесплатной юридической помощи, обязанных сдавать указанные отчеты в Минюст для целей мониторинга, за счет юридических клиник. Регламентировано, что негосударственную БЮП оказывают (ст. 22 закона):
- юридические клиники вузов (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.);
- негосударственные центры БЮП.
В ст. 23 Закона о бесплатной юридической помощи внесено важное уточнение о том, что БЮП от юридической клиники оказывают не просто «лица, обучающиеся по юридической специальности» (прежняя редакция), а именно по «образовательной программе высшего образования по направлению подготовки (специальности), относящейся к укрупненной группе специальностей и направлений подготовки “Юриспруденция”». То есть формулировка об образовании приведена в соответствие с Приказом Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. № 1061, которым утверждены перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования. По мнению законодателя, это будет способствовать повышению качества оказываемой гражданам правовой помощи.
Статьей 25 Закона о бесплатной юридической помощи изначально был предусмотрен учет негосударственных центров БЮП, список которых ведет Минюст. В то же время в законодательстве не был регламентирован учет создания, деятельности и прекращения деятельности юридических клиник, что приводило к отсутствию объективной информации об их количестве. В итоге аналогичные правила введены и в отношении учета юридических клиник.
26 декабря 2022 г. также вступит в силу Приказ Минюста от 19 августа 2022 г. № 166, закрепляющий порядок ведения списка юридических клиник и его размещения на сайте ведомства.
Кроме того, Приказом Минюста от 19 августа 2022 г. № 167, вступившим в действие 3 сентября, утверждены перечень и порядок взаимодействия участников государственной и негосударственной систем для оказания бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов и информационных систем.
Согласно данному документу к участникам госсистемы БЮП на основе электронных сервисов отнесены именно адвокаты, а не адвокатские образования в целом.
Для обеспечения эффективной работы системы и взаимодействия между всеми ее участниками она взаимоувязана с:
- единой системой межведомственного электронного взаимодействия3;
- федеральной государственной информационной системой «Единая система нормативной справочной информации»4;
- Единой государственной информационной системой социального обеспечения ЕГИССО5;
- порталом Госуслуг6;
- подсистемой «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы Минюста;
- информационной и реестровой системами Минюста;
- иными информационными ресурсами.
В качестве основных принципов работы электронного механизма бесплатной правовой помощи указаны:
- полнота и достоверность предоставляемой и получаемой информации;
- конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен законодательством.
В рамках взаимодействия между участниками системы возможны направление уведомлений, запросов и информации, обмен сообщениями. Сведения из иных информационных систем предоставляются в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
1 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
2 Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”».
3 Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697.
4 Положение о ней и перечень нормативных документов для размещения в ней утверждены Приказом Минсвязи и массовых коммуникаций от 19 января 2015 г. № 7.
5 Постановление Правительства РФ от 16 августа 2021 г. № 1342.
6 Постановление Правительства РФ от 17 августа 2021 г. № 1358 об информировании о направлении электронных уведомлений и документов