×

Право на бесплатную юридическую помощь: грядущие изменения

О поправках в Закон о БЮП, вступающих в действие в декабре 2022 года
Куракин Игорь
Куракин Игорь
Партнер, руководитель уголовно-правовой практики K&P.Group

Президент России Владимир Путин неоднократно указывал на необходимость конкретизации в законодательстве предусмотренного ст. 48 Конституции РФ права на бесплатную юридическую помощь, в том числе в отношении подозреваемых и обвиняемых, а также создания соответствующей правовой базы для реализации этого механизма. В 2022 г. активное решение этих задач продолжилось.

Так, согласно ч. 4 ст. 16 УПК РФ обеспечение подозреваемому (обвиняемому) права на защиту подразумевает в том числе право пользоваться помощью защитника бесплатно. Конкретные случаи, когда предоставляется такое право, предусмотрены УПК и иными федеральными законами – в частности, Законом о бесплатной юридической помощи1, ч. 2 ст. 15 и ст. 18 которого регулируют оказание адвокатами бесплатной юридической помощи (далее – БЮП), а в ст. 20 определены категории граждан, имеющих право на БЮП от государства, и случаи ее оказания. Согласно указанным нормам адвокаты, нотариусы и другие лица, оказывающие БЮП, могут быть наделены правом участвовать в государственной системе БЮП, в том числе посредством электронных сервисов.

26 декабря 2022 г. вступают в силу изменения2 в Закон о бесплатной юридической помощи, направленные на совершенствование оказания БЮП гражданам.

Согласно указанным поправкам Министерство юстиции РФ будет уполномочено:

  • вести список юридических клиник;
  • утверждать формы документов, необходимые для мониторинга оказания БЮП и правового просвещения граждан;
  • устанавливать порядок заполнения форм указанных документов;
  • определять сроки их представления.

20 июля 2022 г. Минюст опубликовал проект указа Президента РФ с соответствующими изменениями в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313.

Такие дополнения обусловлены следующим. Статьей 11 Закона о бесплатной юридической помощи к полномочиям Минюста России отнесены, в частности:

  • мониторинг деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юрбюро, адвокатских палат субъектов Федерации и негосударственных центров БЮП по оказанию гражданам такой помощи и правовому просвещению населения;
  • подготовка на основании данных мониторинга докладов о реализации государственной политики по обеспечению граждан бесплатной юридической помощью.

Однако выполнение Минюстом этих полномочий затруднялось на практике непредставлением либо игнорированием госорганами, адвокатскими палатами и иными участниками государственной и негосударственной систем БЮП информации, необходимой для мониторинга. Причина – отсутствие прямой обязанности, установленной законом, что, соответственно, отражалось и на достоверности полученных данных. В итоге в закон введена новая ст. 16.1, прямо обязывающая формировать и сдавать такие отчеты.

Внесенными в ст. 11 Закона о бесплатной юридической помощи дополнениями расширен перечень субъектов негосударственной системы бесплатной юридической помощи, обязанных сдавать указанные отчеты в Минюст для целей мониторинга, за счет юридических клиник. Регламентировано, что негосударственную БЮП оказывают (ст. 22 закона):

  • юридические клиники вузов (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.);
  • негосударственные центры БЮП.

В ст. 23 Закона о бесплатной юридической помощи внесено важное уточнение о том, что БЮП от юридической клиники оказывают не просто «лица, обучающиеся по юридической специальности» (прежняя редакция), а именно по «образовательной программе высшего образования по направлению подготовки (специальности), относящейся к укрупненной группе специальностей и направлений подготовки “Юриспруденция”». То есть формулировка об образовании приведена в соответствие с Приказом Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. № 1061, которым утверждены перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования. По мнению законодателя, это будет способствовать повышению качества оказываемой гражданам правовой помощи.

Статьей 25 Закона о бесплатной юридической помощи изначально был предусмотрен учет негосударственных центров БЮП, список которых ведет Минюст. В то же время в законодательстве не был регламентирован учет создания, деятельности и прекращения деятельности юридических клиник, что приводило к отсутствию объективной информации об их количестве. В итоге аналогичные правила введены и в отношении учета юридических клиник.

26 декабря 2022 г. также вступит в силу Приказ Минюста от 19 августа 2022 г. № 166, закрепляющий порядок ведения списка юридических клиник и его размещения на сайте ведомства.

Читайте также
Минюст утвердил перечень участников систем оказания БЮП с применением электронных сервисов
Согласно документу информационное взаимодействие между участниками государственной и негосударственной систем осуществляется в целях направления уведомлений, запросов и информации, обмена сообщениями, а также в иных предусмотренных законодательством РФ целях
29 августа 2022 Новости

Кроме того, Приказом Минюста от 19 августа 2022 г. № 167, вступившим в действие 3 сентября, утверждены перечень и порядок взаимодействия участников государственной и негосударственной систем для оказания бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов и информационных систем.

Согласно данному документу к участникам госсистемы БЮП на основе электронных сервисов отнесены именно адвокаты, а не адвокатские образования в целом.

Для обеспечения эффективной работы системы и взаимодействия между всеми ее участниками она взаимоувязана с:

  • единой системой межведомственного электронного взаимодействия3;
  • федеральной государственной информационной системой «Единая система нормативной справочной информации»4;
  • Единой государственной информационной системой социального обеспечения ЕГИССО5;
  • порталом Госуслуг6;
  • подсистемой «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы Минюста;
  • информационной и реестровой системами Минюста;
  • иными информационными ресурсами.

В качестве основных принципов работы электронного механизма бесплатной правовой помощи указаны:

  • полнота и достоверность предоставляемой и получаемой информации;
  • конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен законодательством. 

В рамках взаимодействия между участниками системы возможны направление уведомлений, запросов и информации, обмен сообщениями. Сведения из иных информационных систем предоставляются в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.


1 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

2 Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”».

3 Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697.

4 Положение о ней и перечень нормативных документов для размещения в ней утверждены Приказом Минсвязи и массовых коммуникаций от 19 января 2015 г. № 7.

5 Постановление Правительства РФ от 16 августа 2021 г. № 1342.

6 Постановление Правительства РФ от 17 августа 2021 г. № 1358 об информировании о направлении электронных уведомлений и документов

Рассказать:
Другие мнения
Гаспарян Нвер
Гаспарян Нвер
Заместитель председателя Комиссии ФПА РФ по защите прав адвокатов, советник ФПА РФ
Изменения назрели
Профессиональная этика
Бездействие дискредитирует саму суть адвокатской деятельности
23 апреля 2024
Айрапетян Нарине
Айрапетян Нарине
Адвокат АП Ставропольского края, член Совета АПСК, заместитель председателя Коллегии адвокатов «ARMIUST»
Главное – оставаться собой
Методика адвокатской деятельности
Самонавязывания недопустимы
23 апреля 2024
Кеда Дарья
Адвокат АП Краснодарского края
Определиться с позиционированием
Методика адвокатской деятельности
Зачем адвокату социальные сети? И как вести блог, чтобы доверитель обращался за юридической помощью?
23 апреля 2024
Старченко Виталий
Старченко Виталий
Адвокат АП Ставропольского края
Ненадлежащее оказание юридической помощи: сложности толкования и оценки
Методика адвокатской деятельности
Спорные вопросы основания гражданско-правовой ответственности адвоката
16 апреля 2024
Романова Валерия
Романова Валерия
Адвокат АП г. Москвы, к.ю.н., доцент НИУ ВШЭ и РАНХиГС
Ознакомление адвоката с материалами дела – не право, а обязанность
Профессиональная этика
Совет АПГМ напомнил важные постулаты защиты, в том числе по назначению
09 апреля 2024
Кокин Алексей
Кокин Алексей
Председатель Квалификационной комиссии Палаты адвокатов Самарской области
Устранить процессуальные неопределенности
Профессиональная этика
Внесение изменений в КПЭА представляется несколько преждевременным
26 марта 2024
Яндекс.Метрика