×

Право на бесплатную юридическую помощь: грядущие изменения

О поправках в Закон о БЮП, вступающих в действие в декабре 2022 года
Куракин Игорь
Куракин Игорь
Партнер, руководитель уголовно-правовой практики K&P.Group

Президент России Владимир Путин неоднократно указывал на необходимость конкретизации в законодательстве предусмотренного ст. 48 Конституции РФ права на бесплатную юридическую помощь, в том числе в отношении подозреваемых и обвиняемых, а также создания соответствующей правовой базы для реализации этого механизма. В 2022 г. активное решение этих задач продолжилось.

Так, согласно ч. 4 ст. 16 УПК РФ обеспечение подозреваемому (обвиняемому) права на защиту подразумевает в том числе право пользоваться помощью защитника бесплатно. Конкретные случаи, когда предоставляется такое право, предусмотрены УПК и иными федеральными законами – в частности, Законом о бесплатной юридической помощи1, ч. 2 ст. 15 и ст. 18 которого регулируют оказание адвокатами бесплатной юридической помощи (далее – БЮП), а в ст. 20 определены категории граждан, имеющих право на БЮП от государства, и случаи ее оказания. Согласно указанным нормам адвокаты, нотариусы и другие лица, оказывающие БЮП, могут быть наделены правом участвовать в государственной системе БЮП, в том числе посредством электронных сервисов.

26 декабря 2022 г. вступают в силу изменения2 в Закон о бесплатной юридической помощи, направленные на совершенствование оказания БЮП гражданам.

Согласно указанным поправкам Министерство юстиции РФ будет уполномочено:

  • вести список юридических клиник;
  • утверждать формы документов, необходимые для мониторинга оказания БЮП и правового просвещения граждан;
  • устанавливать порядок заполнения форм указанных документов;
  • определять сроки их представления.

20 июля 2022 г. Минюст опубликовал проект указа Президента РФ с соответствующими изменениями в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313.

Такие дополнения обусловлены следующим. Статьей 11 Закона о бесплатной юридической помощи к полномочиям Минюста России отнесены, в частности:

  • мониторинг деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юрбюро, адвокатских палат субъектов Федерации и негосударственных центров БЮП по оказанию гражданам такой помощи и правовому просвещению населения;
  • подготовка на основании данных мониторинга докладов о реализации государственной политики по обеспечению граждан бесплатной юридической помощью.

Однако выполнение Минюстом этих полномочий затруднялось на практике непредставлением либо игнорированием госорганами, адвокатскими палатами и иными участниками государственной и негосударственной систем БЮП информации, необходимой для мониторинга. Причина – отсутствие прямой обязанности, установленной законом, что, соответственно, отражалось и на достоверности полученных данных. В итоге в закон введена новая ст. 16.1, прямо обязывающая формировать и сдавать такие отчеты.

Внесенными в ст. 11 Закона о бесплатной юридической помощи дополнениями расширен перечень субъектов негосударственной системы бесплатной юридической помощи, обязанных сдавать указанные отчеты в Минюст для целей мониторинга, за счет юридических клиник. Регламентировано, что негосударственную БЮП оказывают (ст. 22 закона):

  • юридические клиники вузов (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.);
  • негосударственные центры БЮП.

В ст. 23 Закона о бесплатной юридической помощи внесено важное уточнение о том, что БЮП от юридической клиники оказывают не просто «лица, обучающиеся по юридической специальности» (прежняя редакция), а именно по «образовательной программе высшего образования по направлению подготовки (специальности), относящейся к укрупненной группе специальностей и направлений подготовки “Юриспруденция”». То есть формулировка об образовании приведена в соответствие с Приказом Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. № 1061, которым утверждены перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования. По мнению законодателя, это будет способствовать повышению качества оказываемой гражданам правовой помощи.

Статьей 25 Закона о бесплатной юридической помощи изначально был предусмотрен учет негосударственных центров БЮП, список которых ведет Минюст. В то же время в законодательстве не был регламентирован учет создания, деятельности и прекращения деятельности юридических клиник, что приводило к отсутствию объективной информации об их количестве. В итоге аналогичные правила введены и в отношении учета юридических клиник.

26 декабря 2022 г. также вступит в силу Приказ Минюста от 19 августа 2022 г. № 166, закрепляющий порядок ведения списка юридических клиник и его размещения на сайте ведомства.

Читайте также
Минюст утвердил перечень участников систем оказания БЮП с применением электронных сервисов
Согласно документу информационное взаимодействие между участниками государственной и негосударственной систем осуществляется в целях направления уведомлений, запросов и информации, обмена сообщениями, а также в иных предусмотренных законодательством РФ целях
29 августа 2022 Новости

Кроме того, Приказом Минюста от 19 августа 2022 г. № 167, вступившим в действие 3 сентября, утверждены перечень и порядок взаимодействия участников государственной и негосударственной систем для оказания бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов и информационных систем.

Согласно данному документу к участникам госсистемы БЮП на основе электронных сервисов отнесены именно адвокаты, а не адвокатские образования в целом.

Для обеспечения эффективной работы системы и взаимодействия между всеми ее участниками она взаимоувязана с:

  • единой системой межведомственного электронного взаимодействия3;
  • федеральной государственной информационной системой «Единая система нормативной справочной информации»4;
  • Единой государственной информационной системой социального обеспечения ЕГИССО5;
  • порталом Госуслуг6;
  • подсистемой «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы Минюста;
  • информационной и реестровой системами Минюста;
  • иными информационными ресурсами.

В качестве основных принципов работы электронного механизма бесплатной правовой помощи указаны:

  • полнота и достоверность предоставляемой и получаемой информации;
  • конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен законодательством. 

В рамках взаимодействия между участниками системы возможны направление уведомлений, запросов и информации, обмен сообщениями. Сведения из иных информационных систем предоставляются в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.


1 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

2 Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”».

3 Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697.

4 Положение о ней и перечень нормативных документов для размещения в ней утверждены Приказом Минсвязи и массовых коммуникаций от 19 января 2015 г. № 7.

5 Постановление Правительства РФ от 16 августа 2021 г. № 1342.

6 Постановление Правительства РФ от 17 августа 2021 г. № 1358 об информировании о направлении электронных уведомлений и документов

Рассказать:
Другие мнения
Загайнов Дмитрий
Загайнов Дмитрий
Адвокат АП Свердловской области, партнер INTELLECT, Почетный адвокат России
Соглашение между адвокатом и доверителем как договор
Стандарты адвокатской деятельности
Разграничение понятий «соглашение» и «договор» очень условно
30 июля 2024
Чекотков Артем
Чекотков Артем
Адвокат МКА «Князев и партнёры», к.ю.н., доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Обращение к уполномоченному по защите прав предпринимателей: избирательный механизм
Методика адвокатской деятельности
Ситуации, когда эксперты не рекомендуют использование института бизнес-омбудсмена
30 июля 2024
Гаранин Михаил
Гаранин Михаил
Адвокат Палаты адвокатов Нижегородской области, канд. филос. наук, доцент, общественный помощник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области
Важный элемент защиты
Методика адвокатской деятельности
Обращение к Уполномоченному по защите прав предпринимателей как инструмент защиты по уголовному делу
30 июля 2024
Трубецкой Никита
Трубецкой Никита
Вице-президент АП Ставропольского края
В описанных в статье обстоятельствах наиболее разумный способ формализации отношений – заключение соглашения на защиту доверителя с третьим лицом
Стандарты адвокатской деятельности
Несоответствие соглашения нормам законодательства об адвокатской деятельности не означает его недействительность с точки зрения гражданского права
30 июля 2024
Зайцев Владимир
Зайцев Владимир
Адвокат АП Алтайского края, председатель Первой коллегии адвокатов Алтайского края
Адвокаты чувствуют, что они «всегда на работе»
Методика адвокатской деятельности
Причины профессионального выгорания, его профилактика и преодоление в составе коллективных адвокатских образований
18 июля 2024
Адвокатура – моя жизнь
Адвокатская деятельность
Автобиографические заметки
18 июля 2024
Яндекс.Метрика