×

Прогрессивная ставка НДФЛ: быть или не быть?

Около недели назад через все новостные ленты прошла новость о внесении в Государственную Думу СФ РФ законопроекта о введении прогрессивной шкалы НДФЛ
Болдинова Екатерина
Болдинова Екатерина
Адвокат, партнер и руководитель налоговой практики Юридической фирмы Five Stones Consulting
Прогрессивное налогообложение представляет собой увеличение эффективной ставки налога с ростом налоговой базы, то есть чем выше доход у физического лица, тем выше его налоговая ставка и тем большую сумму налога ему предстоит уплатить в бюджет. Прогрессивное налогообложение действует во многих странах мира. Очень детально регламентирована система прогрессивного налогообложения в США, Германии, Франции. В нашей стране прогрессивный налог некоторое время существовал в советский период. С начала 2000-х гг. идея о прогрессивном налогообложении доходов периодически возникает у российских законодателей, однако обычно предлагаемые законопроекты носят скорее популистский характер.

Так, в 2010 г. в Думу был внесен законопроект, предлагавший установить ставку НДФЛ для граждан с доходом менее 60 тыс. руб. в год в размере 5%. Для доходов граждан от 60 до 600 тыс. руб. в год предлагалась ставка налога в размер 15%, для доходов от 600 тыс. до 3 млн руб. в год – 25%, для доходов от 3 до 12 млн руб. в год – 35%, для доходов свыше 12 млн руб. в год – 45%.

Другой законопроект, внесенный в Госдуму в сентябре 2010 г. депутатами «Справедливой России», предлагал установить ставку НДФЛ по доходам до 3 млн руб. в год в размере 13%, по доходам свыше 3 млн, но не более 15 млн руб. в год – 390 тыс. руб. плюс 25% с суммы, превышающей 3 млн руб.; по доходам свыше 15 млн руб., но не более 30 млн руб. в год – 3,39 млн руб. плюс 35% с суммы, превышающей 15 млн руб.; по доходам свыше 30 млн руб. – 8,64 млн руб. плюс 50% с суммы, превышающей 30 млн руб.

Третий законопроект о введении в России прогрессивной ставки налогообложения вносили в Госдуму депутаты КПРФ в июле 2011 г. Он предусматривал ставку НДФЛ по доходам до 120 тыс. руб. в год включительно – 10%, от 120 до 500 руб. – 12 тыс. руб. плюс 15% с суммы, превышающей 120 тыс. руб.; от 500 тыс. до 1,1 млн руб. – 69 тыс. руб. плюс 25% с суммы, превышающей 500 тыс. руб.; от 1,1 до 2,9 млн руб. – 219 тыс. руб. плюс 35% с суммы, превышающей 1,1 млн руб.; свыше 2,9 млн руб. – 849 тыс. руб. плюс 45% с суммы, превышающей 2,9 млн руб.

Последний из отклоненных законопроектов вносила в Госдуму фракция «СР» в 2013 г. Законопроектом предлагалось сохранить ставку по НДФЛ 13% для доходов до 5 млн руб. в год, установить ставку 18% для доходов от 5 до 50 млн руб. в год, 23% для доходов от 50 до 500 млн руб. в год и 28% для доходов от 500 млн руб. в год.

В марте этого года в Госдуму поступили сразу два законопроекта, предлагающих вернуться к идее прогрессивного налогообложения в России.

Первый из предлагаемых законопроектов внесен в Госдуму фракцией КПРФ. Он вводит два новых варианта налоговых ставок: для доходов свыше 400 тыс. руб. в месяц – 30%, а для доходов свыше 1 млн руб. в месяц – 50%. Представляется, что такое предложение вряд ли получит поддержку: слишком большая разница между ставками НДФЛ установлена в законопроекте. Получается, что при заработной плате в 900 тыс. руб. условный топ-менеджер заплатит в бюджет 270 тыс. руб. и получит «на руки» 630 тыс. руб., а при росте его дохода до 1 млн руб. в месяц этот же самый топ-менеджер заплатит в бюджет 500 тыс. руб. налога, а получит при этом «на руки» гораздо меньше, чем до «роста» заработной платы. То есть у владельца более высокого дохода после налогообложения останется значительно меньше средств. Такие серьезные изменения заметно ударят по лицам с высоким доходом, топ-менеджменту и верхней прослойке среднего класса. Интересно, что в предлагаемом законопроекте едва ли не впервые предлагается изменять ставку налогообложения в зависимости от месячного дохода налогоплательщика. При том, что налоговый период по НДФЛ составляет календарный год, это как минимум странно.

Второй законопроект о введении прогрессивной ставки налогообложения был внесен в Госдуму 26 марта фракцией «СР». Он предлагает следующие налоговые ставки: по доходам до 24 млн руб. включительно – 13%; по доходам свыше 24 млн руб., но не более 100 млн руб. – 25%; по доходам свыше 100 млн руб., но не более 200 млн руб. – 35%; по доходам свыше 200 руб. – 50%. Этот законопроект уже не настолько радикален, насколько предыдущий. Как отмечается в пояснительной записке к нему, учитывая указанные пороги применения прогрессивных ставок налогообложения, законопроект «затрагивает минимальное число лиц, но именно тех, на кого приходится большая доля доходов трудоспособного населения нашей страны. В то же время высокий порог дохода, с которого начинается прогрессия, дает стимул для развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивает возможность финансовой независимости выдающимся деятелям научного, технического сообщества, изобретателям, разработчикам современных информационных технологий, программного обеспечения». Очевидно, что если выбирать из двух рассматриваемых инициатив, именно инициатива «СР» представляется более «мягкой». Однако в любом случае принятие таких изменений в НК РФ может возродить «конвертные» зарплаты, и в результате бюджет получит значительно меньше того, что получил бы при ранее действовавших ставках НДФЛ.

Рассказать:
Другие мнения
Кочеткова Дарья
Кочеткова Дарья
Директор Центра правовой защиты в сфере инфобизнеса МКА «Межрегион»
«Кривые зеркала» блогосферы
Законодательство
Назрела необходимость установления четких рамок работы в данной области
01 марта 2024
Мамаева Зарина
Адвокат АП Республики Дагестан, Дагестанская республиканская коллегия адвокатов
Защита не терпит промедления
Уголовное право и процесс
Перспективы внедрения и правовая природа электронной формы ордера в уголовном процессе
27 февраля 2024
Трубецкой Никита
Трубецкой Никита
Вице-президент АП Ставропольского края
Проблемы практической реализации возможности использования ордера как электронного документа
Уголовное право и процесс
Необходимо изменение, синхронизация, приведение к единому знаменателю законодательства об адвокатской деятельности, процессуальных законов, а также судебной практики
27 февраля 2024
Багрян Арсен
Багрян Арсен
Адвокат АП Московской области, КАГМ «Вашъ юридический поверенный»
Облегчает вступление в уголовное дело
Уголовное право и процесс
Практика использования электронного ордера будет иметь позитивное значение
27 февраля 2024
Тарасов Евгений
Тарасов Евгений
Адвокат АП Ленинградской области
Сохранить достигнутый уровень
Семейное право
Долевой механизм взыскания алиментов vs твердая денежная сумма
19 февраля 2024
Чеснокова Виктория
Чеснокова Виктория
Адвокат АП г. Москвы, юрист практики семейного права и наследственного планирования BGP Litigation
Право ребенка на необходимое и достойное содержание – в приоритете
Семейное право
Почему не стоит возводить в абсолют строгие долевые пропорции алиментов
15 февраля 2024
Яндекс.Метрика