×

Прогрессивная ставка НДФЛ: быть или не быть?

Около недели назад через все новостные ленты прошла новость о внесении в Государственную Думу СФ РФ законопроекта о введении прогрессивной шкалы НДФЛ
Болдинова Екатерина
Болдинова Екатерина
адвокат, партнер «Тиллинг Петерс»
Прогрессивное налогообложение представляет собой увеличение эффективной ставки налога с ростом налоговой базы, то есть чем выше доход у физического лица, тем выше его налоговая ставка и тем большую сумму налога ему предстоит уплатить в бюджет. Прогрессивное налогообложение действует во многих странах мира. Очень детально регламентирована система прогрессивного налогообложения в США, Германии, Франции. В нашей стране прогрессивный налог некоторое время существовал в советский период. С начала 2000-х гг. идея о прогрессивном налогообложении доходов периодически возникает у российских законодателей, однако обычно предлагаемые законопроекты носят скорее популистский характер.

Так, в 2010 г. в Думу был внесен законопроект, предлагавший установить ставку НДФЛ для граждан с доходом менее 60 тыс. руб. в год в размере 5%. Для доходов граждан от 60 до 600 тыс. руб. в год предлагалась ставка налога в размер 15%, для доходов от 600 тыс. до 3 млн руб. в год – 25%, для доходов от 3 до 12 млн руб. в год – 35%, для доходов свыше 12 млн руб. в год – 45%.

Другой законопроект, внесенный в Госдуму в сентябре 2010 г. депутатами «Справедливой России», предлагал установить ставку НДФЛ по доходам до 3 млн руб. в год в размере 13%, по доходам свыше 3 млн, но не более 15 млн руб. в год – 390 тыс. руб. плюс 25% с суммы, превышающей 3 млн руб.; по доходам свыше 15 млн руб., но не более 30 млн руб. в год – 3,39 млн руб. плюс 35% с суммы, превышающей 15 млн руб.; по доходам свыше 30 млн руб. – 8,64 млн руб. плюс 50% с суммы, превышающей 30 млн руб.

Третий законопроект о введении в России прогрессивной ставки налогообложения вносили в Госдуму депутаты КПРФ в июле 2011 г. Он предусматривал ставку НДФЛ по доходам до 120 тыс. руб. в год включительно – 10%, от 120 до 500 руб. – 12 тыс. руб. плюс 15% с суммы, превышающей 120 тыс. руб.; от 500 тыс. до 1,1 млн руб. – 69 тыс. руб. плюс 25% с суммы, превышающей 500 тыс. руб.; от 1,1 до 2,9 млн руб. – 219 тыс. руб. плюс 35% с суммы, превышающей 1,1 млн руб.; свыше 2,9 млн руб. – 849 тыс. руб. плюс 45% с суммы, превышающей 2,9 млн руб.

Последний из отклоненных законопроектов вносила в Госдуму фракция «СР» в 2013 г. Законопроектом предлагалось сохранить ставку по НДФЛ 13% для доходов до 5 млн руб. в год, установить ставку 18% для доходов от 5 до 50 млн руб. в год, 23% для доходов от 50 до 500 млн руб. в год и 28% для доходов от 500 млн руб. в год.

В марте этого года в Госдуму поступили сразу два законопроекта, предлагающих вернуться к идее прогрессивного налогообложения в России.

Первый из предлагаемых законопроектов внесен в Госдуму фракцией КПРФ. Он вводит два новых варианта налоговых ставок: для доходов свыше 400 тыс. руб. в месяц – 30%, а для доходов свыше 1 млн руб. в месяц – 50%. Представляется, что такое предложение вряд ли получит поддержку: слишком большая разница между ставками НДФЛ установлена в законопроекте. Получается, что при заработной плате в 900 тыс. руб. условный топ-менеджер заплатит в бюджет 270 тыс. руб. и получит «на руки» 630 тыс. руб., а при росте его дохода до 1 млн руб. в месяц этот же самый топ-менеджер заплатит в бюджет 500 тыс. руб. налога, а получит при этом «на руки» гораздо меньше, чем до «роста» заработной платы. То есть у владельца более высокого дохода после налогообложения останется значительно меньше средств. Такие серьезные изменения заметно ударят по лицам с высоким доходом, топ-менеджменту и верхней прослойке среднего класса. Интересно, что в предлагаемом законопроекте едва ли не впервые предлагается изменять ставку налогообложения в зависимости от месячного дохода налогоплательщика. При том, что налоговый период по НДФЛ составляет календарный год, это как минимум странно.

Второй законопроект о введении прогрессивной ставки налогообложения был внесен в Госдуму 26 марта фракцией «СР». Он предлагает следующие налоговые ставки: по доходам до 24 млн руб. включительно – 13%; по доходам свыше 24 млн руб., но не более 100 млн руб. – 25%; по доходам свыше 100 млн руб., но не более 200 млн руб. – 35%; по доходам свыше 200 руб. – 50%. Этот законопроект уже не настолько радикален, насколько предыдущий. Как отмечается в пояснительной записке к нему, учитывая указанные пороги применения прогрессивных ставок налогообложения, законопроект «затрагивает минимальное число лиц, но именно тех, на кого приходится большая доля доходов трудоспособного населения нашей страны. В то же время высокий порог дохода, с которого начинается прогрессия, дает стимул для развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивает возможность финансовой независимости выдающимся деятелям научного, технического сообщества, изобретателям, разработчикам современных информационных технологий, программного обеспечения». Очевидно, что если выбирать из двух рассматриваемых инициатив, именно инициатива «СР» представляется более «мягкой». Однако в любом случае принятие таких изменений в НК РФ может возродить «конвертные» зарплаты, и в результате бюджет получит значительно меньше того, что получил бы при ранее действовавших ставках НДФЛ.

Рассказать коллегам:
Другие мнения
Буробин Виктор
Буробин Виктор
Президент адвокатской фирмы «ЮСТИНА»
Ст. 159 как источник уголовно-репрессивного давления
Уголовное право и процесс
О правовых способах улучшения бизнес-климата в стране
22 Февраля 2018
Гребенской Алексей
Гребенской Алексей
Руководитель уголовно-правовой практики АБ «А-ПРО»
Путаное применение 159-х
Уголовное право и процесс
Конкуренция уголовно-правовых норм приводит к нарушению положений УК о совокупности преступлений
21 Февраля 2018
Севастьянова Юлия
Севастьянова Юлия
Адвокат АП Волгоградской области
Не оставить должника за чертой бедности
Исполнительное производство
Поправки об ограничении размера взыскания величиной прожиточного минимума необходимо принять
21 Февраля 2018
Поляков Сергей
Поляков Сергей
Адвокат АП г. Москвы
Требуется реформа УИК
Уголовно-исполнительное право
Нужен механизм, который позволит направлять к месту отбывания наказания осужденных, ожидающих вступления приговора в законную силу вне изоляции
16 Февраля 2018
Маловицкий Роман
Маловицкий Роман
Адвокат, советник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (г. Москва)
Синдицированное кредитование в России
Гражданское право и процесс
Установлены правовые основы для нового инструмента проектного финансирования
16 Февраля 2018
Насонов Сергей
Насонов Сергей
Советник ФПА РФ
Инициативы все важны
Уголовное право и процесс
Институт мер уголовно-процессуального принуждения в уголовном процессе нуждается в комплексном и концептуальном изменении
16 Февраля 2018