×

Прогрессивная ставка НДФЛ: быть или не быть?

Около недели назад через все новостные ленты прошла новость о внесении в Государственную Думу СФ РФ законопроекта о введении прогрессивной шкалы НДФЛ
Болдинова Екатерина
Болдинова Екатерина
Адвокат АП Московской области, партнер и руководитель налоговой практики Five Stones Consulting
Прогрессивное налогообложение представляет собой увеличение эффективной ставки налога с ростом налоговой базы, то есть чем выше доход у физического лица, тем выше его налоговая ставка и тем большую сумму налога ему предстоит уплатить в бюджет. Прогрессивное налогообложение действует во многих странах мира. Очень детально регламентирована система прогрессивного налогообложения в США, Германии, Франции. В нашей стране прогрессивный налог некоторое время существовал в советский период. С начала 2000-х гг. идея о прогрессивном налогообложении доходов периодически возникает у российских законодателей, однако обычно предлагаемые законопроекты носят скорее популистский характер.

Так, в 2010 г. в Думу был внесен законопроект, предлагавший установить ставку НДФЛ для граждан с доходом менее 60 тыс. руб. в год в размере 5%. Для доходов граждан от 60 до 600 тыс. руб. в год предлагалась ставка налога в размер 15%, для доходов от 600 тыс. до 3 млн руб. в год – 25%, для доходов от 3 до 12 млн руб. в год – 35%, для доходов свыше 12 млн руб. в год – 45%.

Другой законопроект, внесенный в Госдуму в сентябре 2010 г. депутатами «Справедливой России», предлагал установить ставку НДФЛ по доходам до 3 млн руб. в год в размере 13%, по доходам свыше 3 млн, но не более 15 млн руб. в год – 390 тыс. руб. плюс 25% с суммы, превышающей 3 млн руб.; по доходам свыше 15 млн руб., но не более 30 млн руб. в год – 3,39 млн руб. плюс 35% с суммы, превышающей 15 млн руб.; по доходам свыше 30 млн руб. – 8,64 млн руб. плюс 50% с суммы, превышающей 30 млн руб.

Третий законопроект о введении в России прогрессивной ставки налогообложения вносили в Госдуму депутаты КПРФ в июле 2011 г. Он предусматривал ставку НДФЛ по доходам до 120 тыс. руб. в год включительно – 10%, от 120 до 500 руб. – 12 тыс. руб. плюс 15% с суммы, превышающей 120 тыс. руб.; от 500 тыс. до 1,1 млн руб. – 69 тыс. руб. плюс 25% с суммы, превышающей 500 тыс. руб.; от 1,1 до 2,9 млн руб. – 219 тыс. руб. плюс 35% с суммы, превышающей 1,1 млн руб.; свыше 2,9 млн руб. – 849 тыс. руб. плюс 45% с суммы, превышающей 2,9 млн руб.

Последний из отклоненных законопроектов вносила в Госдуму фракция «СР» в 2013 г. Законопроектом предлагалось сохранить ставку по НДФЛ 13% для доходов до 5 млн руб. в год, установить ставку 18% для доходов от 5 до 50 млн руб. в год, 23% для доходов от 50 до 500 млн руб. в год и 28% для доходов от 500 млн руб. в год.

В марте этого года в Госдуму поступили сразу два законопроекта, предлагающих вернуться к идее прогрессивного налогообложения в России.

Первый из предлагаемых законопроектов внесен в Госдуму фракцией КПРФ. Он вводит два новых варианта налоговых ставок: для доходов свыше 400 тыс. руб. в месяц – 30%, а для доходов свыше 1 млн руб. в месяц – 50%. Представляется, что такое предложение вряд ли получит поддержку: слишком большая разница между ставками НДФЛ установлена в законопроекте. Получается, что при заработной плате в 900 тыс. руб. условный топ-менеджер заплатит в бюджет 270 тыс. руб. и получит «на руки» 630 тыс. руб., а при росте его дохода до 1 млн руб. в месяц этот же самый топ-менеджер заплатит в бюджет 500 тыс. руб. налога, а получит при этом «на руки» гораздо меньше, чем до «роста» заработной платы. То есть у владельца более высокого дохода после налогообложения останется значительно меньше средств. Такие серьезные изменения заметно ударят по лицам с высоким доходом, топ-менеджменту и верхней прослойке среднего класса. Интересно, что в предлагаемом законопроекте едва ли не впервые предлагается изменять ставку налогообложения в зависимости от месячного дохода налогоплательщика. При том, что налоговый период по НДФЛ составляет календарный год, это как минимум странно.

Второй законопроект о введении прогрессивной ставки налогообложения был внесен в Госдуму 26 марта фракцией «СР». Он предлагает следующие налоговые ставки: по доходам до 24 млн руб. включительно – 13%; по доходам свыше 24 млн руб., но не более 100 млн руб. – 25%; по доходам свыше 100 млн руб., но не более 200 млн руб. – 35%; по доходам свыше 200 руб. – 50%. Этот законопроект уже не настолько радикален, насколько предыдущий. Как отмечается в пояснительной записке к нему, учитывая указанные пороги применения прогрессивных ставок налогообложения, законопроект «затрагивает минимальное число лиц, но именно тех, на кого приходится большая доля доходов трудоспособного населения нашей страны. В то же время высокий порог дохода, с которого начинается прогрессия, дает стимул для развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивает возможность финансовой независимости выдающимся деятелям научного, технического сообщества, изобретателям, разработчикам современных информационных технологий, программного обеспечения». Очевидно, что если выбирать из двух рассматриваемых инициатив, именно инициатива «СР» представляется более «мягкой». Однако в любом случае принятие таких изменений в НК РФ может возродить «конвертные» зарплаты, и в результате бюджет получит значительно меньше того, что получил бы при ранее действовавших ставках НДФЛ.

Рассказать:
Другие мнения
Лаптев Алексей
Лаптев Алексей
Адвокат АП г. Москвы, Московская муниципальная коллегия адвокатов, д-р права (Dr. iur.), LL.М.
«Правосудие в клетке»
Уголовное право и процесс
К вопросу о (не)конституционности использования клеток в зале суда
31 января 2023
Саркисов Валерий
Саркисов Валерий
Адвокат АП г. Москвы, АК «Судебный адвокат»
«Разгрузка» с риском для стороны защиты
Уголовное право и процесс
Оргвопросы деятельности судов не должны нарушать права и законные интересы участников судопроизводства
20 января 2023
Коновалов Андрей
Коновалов Андрей
Руководитель юридической компании «Щит и Меч»
Понуждение к соблюдению закона или наказание за ошибку?
Налоговое право
Чем является санкция, предусмотренная п. 1 ст. 122 НК РФ
19 января 2023
Жаров Евгений
Жаров Евгений
Адвокат АП г. Москвы, ZHAROV GROUP, лауреат Ecoworld РАЕН, к.э.н
Общая судьба как основание для солидарности
Природоохранное право
Почему идея о генеральном деликте не распространяется на область охраны окружающей среды
18 января 2023
Буклова Виктория
Буклова Виктория
Адвокат АП г. Москвы, партнер Адвокатского бюро ZKS
Необходимо совершенствование УПК РФ
Уголовное право и процесс
Его содержание нуждается в дальнейшем законодательном регулировании
17 января 2023
Гаспарян Нвер
Гаспарян Нвер
Адвокат АП Ставропольского края, советник ФПА РФ
К вопросу о ревизии регламентации предварительного слушания
Уголовное право и процесс
Ходатайства об исключении доказательств в ходе предварительного слушания есть процессуальный рудимент
17 января 2023
Яндекс.Метрика