×
Первухина Евгения
Первухина Евгения
Юрист практики разрешения споров юридической фирмы Eterna Law

Широко обсуждаемый законопроект о примирительных процедурах, разработанный Верховным Судом РФ, направлен, прежде всего, на популяризацию в России примирительных процедур и закрепление в российском правосознании возможности урегулирования спора мирным путем даже на этапе, когда стороны дошли до суда.

Позитивные инициативы

В проекте, помимо ранее существовавшей процедуры медиации, закрепляются иные и, по сути, новые для российского судопроизводства виды примирительных процедур, такие как переговоры, судебное примирение, в том числе с участием посредника, сверка документов и другие процедуры, не противоречащие федеральному закону. Таким образом, список примирительных процедур и способов примирения является открытым, что свидетельствует о диспозитивности такого процесса, как примирение, ведь в нем, прежде всего, должны быть заинтересованы и выступать с инициативой сами стороны.

Также в законопроекте особое внимание уделяется вопросам оказания судом содействия сторонам в разрешении спора и пределам участия непосредственно суда в процедуре примирения. Между тем при оказании судом такого содействия важно соблюдать необходимый баланс. Так, с одной стороны, суд не должен оказывать давления на стороны, однако простого формального подхода будет недостаточно, чтобы убедить стороны в целесообразности мирного урегулировании спора.

Читайте также
ВС хочет, чтобы суд помогал сторонам примиряться
Пленум Верховного Суда предлагает масштабные поправки в законодательство в связи с совершенствованием примирительных процедур
18 января 2018 Новости

При этом нельзя не отметить, что стремление ВС РФ к введению и развитию института примирительных процедур в российском судопроизводстве отражает положительную направленность правоприменительных органов на увеличение количества судебных решений, утверждающих мировые соглашения ввиду примирения сторон и достижения консенсуса относительно предмета спора. Так, например, в Европе, в частности в Германии, первоочередной задачей государственных судов является вынесение справедливого решения, к которому стороны пришли сами.

Кроме того, видится, что разрешение спора путем примирения сторон действительно несет в себе сразу несколько положительных факторов, таких как оптимизация судебной нагрузки; сокращение процессуальных сроков рассмотрения спора (в случае эффективности примирительной процедуры); достижение справедливого решения для обеих сторон; частичный возврат уплаченной госпошлины и др. Последнее, конечно, нельзя назвать самим по себе достаточным стимулом для примирения, поскольку установленный в РФ максимальный предел суммы госпошлины, уплачиваемой в бюджет (200 тыс. в рамках арбитражного разбирательства и 60 тыс. в рамках рассмотрения спора в суде общей юрисдикции), объективно нельзя назвать внушительным, особенно если речь идет о крупном бизнесе. Между тем, дабы заинтересовать стороны в мирном урегулировании спора, необходимо, чтобы процедура примирения была максимально гибкой для сторон и отвечала таким характеристикам, как свобода в выборе процедуры, а также в выборе посредника; его беспристрастность; конфиденциальность процедуры; эффективность и быстрота разрешения спора.

Что касается инициативы выступления судей в отставке в качестве медиаторов и судебных примирителей, то подобная практика уже давно действует за рубежом и довольно хорошо себя зарекомендовала. Думается, что многолетний опыт работы в качестве судьи поможет медиатору более профессионально содействовать сторонам в разрешении спора. Кроме того, при выборе примирителя стороны, вероятно, окажут больше доверия судье в отставке.

Неоднозначные предложения

Между тем предложенное в законопроекте закрепление в качестве судебных примирителей исключительно судей в отставке или работников аппарата суда ограничивает выбор сторон и при этом в некоторой степени лишает процедуру судебного примирения статуса альтернативного государственному суду способа разрешения спора, поскольку, по сути, дублирует государственное правосудие. Так, в качестве примирителей могли бы также выступать и лица, не относящиеся к аппарату суда, но имеющие высшее юридическое образование и занимающиеся юридической деятельностью на профессиональной основе, будь то адвокаты, юристы или преподаватели юридических факультетов.

Кроме того, рассматривая виды предложенных примирительных процедур, весьма сомнительным видится отнесение «сверки документов» к отдельному и самостоятельному виду примирительной процедуры. Во-первых, сама по себе процедура сверки документов, конечно, является признаком, свидетельствующим о направленности сторон прийти к консенсусу, однако служит скорее одним из этапов примирения, нежели ее видом. Во-вторых, в действующей судебной практике стороны и так нередко обращаются к сверке документов. К примеру, если стороны будут ходатайствовать об отложении судебного заседания ввиду такой необходимости, как сверка документов, с целью рассмотрения вопроса об урегулировании спора мирным путем, то суд едва ли будет препятствовать (данное право предоставлено сторонам в рамках п. 2 ст. 158 АПК РФ).

Также неоднозначным представляется вопрос о процессуальных сроках проведения примирительных процедур. Так, в законопроекте указано, что суд устанавливает срок примирительной процедуры, при этом по ходатайству сторон указанный срок может быть продлен. Как видно, максимальный срок для проведения примирительной процедуры не установлен, следовательно, не совсем понятно, как указанный срок должен коррелироваться с общим сроком рассмотрения дела и принятия решения. Как следует из АПК РФ, в связи с особой сложностью дела срок арбитражного разбирательства может быть продлен до 6 месяцев. При этом, поскольку указанный период не включает в себя срок, на который дело было отложено в случаях, предусмотренных Кодексом, общий срок рассмотрения дела должен быть определен в пределах разумного срока по смыслу ст. 6.1 АПК РФ. Так, подобная процессуальная неопределенность может привести к затягиванию судебного разбирательства в случае, если процедура примирения окажется неэффективной, либо же в случаях злоупотребления сторонами процессуальными правами, что нередко случается в судебной практике на сегодняшний день.

Рассказать:
Другие мнения
Смирнова Виолетта
Смирнова Виолетта
Адвокат АП г. Москвы, «Адвокатский кабинет адвоката Смирновой Виолетты Георгиевны»
Убийство, совершенное с особой жестокостью
Уголовное право и процесс
Сложности квалификации преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105 УК РФ
25 апреля 2024
Матвеев Михаил
Матвеев Михаил
Адвокат АП г. Москвы, КА «Московский Юридический центр», почетный адвокат России
Аудиоконтроль амбулаторного приема врача: спорные вопросы
Медицинское право
Риски нарушения законодательства об обработке персональных данных
23 апреля 2024
Макаров Сергей
Макаров Сергей
Советник ФПА РФ, адвокат АП Московской области, руководитель практики по семейным и наследственным делам МКА «ГРАД», медиатор, доцент Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н.
Ордер в первую очередь – подтверждение принятия конкретным адвокатом поручения на оказание юридической помощи конкретному доверителю
Уголовное право и процесс
И лишь во вторую – подтверждение полномочий адвоката
23 апреля 2024
Кондин Алексей
Кондин Алексей
Адвокат АП г. Санкт-Петербурга, партнер Vinder Law Office
Ответственность за контрабанду возросла
Уголовное право и процесс
Комментарий к изменениям в ст. 226.1 УК РФ
19 апреля 2024
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ
«Статичное» регулирование или справедливый подход?
Семейное право
И вновь о дуализме механизма взыскания алиментов на содержание детей
11 апреля 2024
Насонов Сергей
Насонов Сергей
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат АП г. Москвы, профессор кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н.
Смертная казнь: уголовно-процессуальный аспект
Уголовное право и процесс
Включение данной меры в УК заставит вернуть эти составы преступлений в подсудность присяжных
04 апреля 2024
Яндекс.Метрика