×

Режим нерабочих дней: нюансы и пробелы регулирования

Как работодателю исполнить новые требования, не нарушив при этом закон?
Дученко Ольга
Дученко Ольга
Адвокат АП Санкт-Петербурга, старший юрист корпоративной и арбитражной практики Адвокатского бюро «Качкин и Партнеры»

Указом Президента РФ от 20 октября № 595 в стране установлен режим нерабочих дней с 30 октября по 7 ноября 2021 г. При этом субъекты РФ могут увеличить данный период. Хотя в России подобные ограничительные меры в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации вводятся не в первый раз, у бизнеса до сих пор остается немало вопросов, как исполнить новые требования, не нарушив закон.

По умолчанию нерабочие дни установлены для всех работодателей, без исключений. В марте и апреле 2020 г. указы Президента РФ о нерабочих днях1 не распространялись на работников некоторых организаций (непрерывно действующих, медицинских, аптечных, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости, выполняющих неотложные работы при чрезвычайных обстоятельствах и т.п.). В новом Указе подобных оговорок нет, лишь установлено, что органы власти и организации должны определить численность служащих и работников, обеспечивающих в нерабочие дни функционирование указанных органов власти и организаций2.

В связи с этим возникает вопрос: может ли организация установить, что для обеспечения функционирования ей требуются все работники? Представляется, что нет, поскольку формально это будет нарушением положений Указа № 595.

Также вызывает недоумение отсутствие в документе ссылки на необходимость определения численности продолжающих работу сотрудников работодателями – индивидуальными предпринимателями (физлицами). Означает ли это, что сотрудники таких работодателей в принципе не могут продолжать работу в нерабочие дни ни при каких условиях? На мой взгляд, имеющиеся пробелы в регулировании – недоработка тех, кто готовил проект соответствующего указа, а его положения в части определения численности работников необходимо толковать расширительно – подразумевая не только органы власти и организации, но и иных работодателей.

По сути, нынешняя ситуация аналогична той, что была в мае 2021 г., поэтому, полагаю, можно руководствоваться рекомендациями Минтруда России по нерабочим дням в тот период3. Тогда министерство, в частности, разъясняло, что:

  • органы власти и организации (работодатели) самостоятельно определяют численность и состав работников, необходимых для обеспечения функционирования соответствующих органов и организаций, включая возможность дистанционной работы;
  • указанные решения оформляются приказом (распоряжением) соответствующего органа, локальным нормативным актом организации (работодателя).

Интересно, что Минтруд также не упомянул в своих рекомендациях иных работодателей, кроме органов власти и организаций.

Касательно оплаты за работу отмечу, что зарплата за работниками в нерабочие дни сохраняется. Это означает, что наличие в октябре и ноябре 2021 г. нерабочих дней не является основанием для снижения зарплаты.

Как разъяснял Минтруд (п. 2 Разъяснений), работникам выплачивается зарплата, предусмотренная трудовым договором, в том же размере, как если бы они полностью отработали нерабочие дни – выполнили норму рабочего времени при повременной оплате или норму труда при сдельной оплате.

Есть и нюансы. Так, в 2021 г. 30 и 31 октября, а также 6 и 7 ноября – выходные дни (при пятидневной рабочей неделе), 4 ноября – нерабочий праздничный день, а 5 ноября – выходной (за счет переноса выходного с субботы, 2 января).

Издание Указа № 595 внесло неопределенность в статус этих выходных дней и нерабочего праздничного дня, так как все они названы нерабочими днями с сохранением зарплаты. Ситуация усугубилась наличием в Указе № 595 ссылки на то, что он принят во исполнение ст. 112 ТК РФ о нерабочих праздничных днях. Полагаю, это еще одна ошибка, допущенная разработчиками проекта документа.

Представляется, что 4 ноября не перестал быть нерабочим праздничным днем, поскольку является им в силу ст. 112 ТК РФ, имеющего большую юридическую силу по сравнению с Указом № 595. Точно так же и выходные дни остались таковыми в силу ст. 111 Кодекса.

Если ориентироваться на приведенные рекомендации Минтруда, можно сделать следующие выводы о том, как оплачивать спорные дни: если работник должен был работать 30 и 31 октября, а также с 4 по 7 ноября 2021 г., то ему надлежит выплатить зарплату по правилам ст. 153 ТК РФ, согласно которой работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.

Нерабочие дни с 1 по 3 ноября освобожденным от работы оплачиваются в обычном, а не повышенном размере. При этом в целях определения размера средней зарплаты по ст. 139 ТК РФ для тех, кто не работал в связи с Указом, нерабочие дни с 1 по 3 ноября и сохраненная зарплата за этот период не учитываются.

Таким образом, работникам необходимо выплачивать зарплату в том размере, как если бы они работали в период нерабочих дней с учетом их графика, даже несмотря на наличие в спорном периоде выходных дней и нерабочего праздничного дня, названных в Указе № 595 нерабочими днями.

Что касается оплаты труда сотрудников, обеспечивающих функционирование органов власти и организаций, она в период нерабочих дней с 1 по 3 ноября 2021 г. производится в обычном, а не повышенном размере. При этом работодатель может установить повышенную оплату работающим самостоятельно.

Зарплату выплачивают в сроки, установленные работодателем. В нерабочие дни работники должны получить ее не позже определенных у работодателя дат. Если срок выплаты совпадает с нерабочими днями, Минтруд рекомендует выплатить зарплату до их начала.

Если руководствоваться положениями ст. 136 ТК РФ, то формально оснований для переноса дня выплаты зарплаты нет, так как выплата производится накануне лишь при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем, которыми нерабочие дни по Указу № 595 не являются. Однако, на мой взгляд, лучше перестраховаться и руководствоваться позицией Минтруда.

Если работник в период нерабочих дней находится в отпуске, отпуск на период нерабочих дней, по мнению Минтруда (п. 3 разъяснений), не продлевается. Эту позицию можно считать обоснованной, но не в отношении 4 ноября 2021 г., поскольку по закону нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются (ч. 1 ст. 120 ТК РФ).

Кроме того, по мнению Роструда, объявление работодателем простоя в период приостановки деятельности организации с сохранением зарплаты работников не допускается. Простой в период нерабочих дней возможен, если введен до вступления в силу Указа № 5954.

Резюмируя, перечислю первоочередные действия работодателя:

  • определить в приказе (распоряжении) или локальном нормативном акте перечень и численность работников, которые продолжат работу в нерабочие дни для обеспечения функционирования работодателя;
  • выплатить освобожденным от работы работникам зарплату до начала периода нерабочих дней, если день выплаты приходится на нерабочие дни согласно Указу № 595;
  • не забывать следить за актами региональных властей, поскольку субъекты РФ могут расширить период нерабочих дней, а также внести собственные коррективы в правила работы компаний.

1 Указы Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

2 Вместе с тем подобные оговорки должны учитываться региональными властями, которые принимают «антиковидные» меры, связанные с ограничением работы организаций (см. п. 1, 4 Указа Президента РФ от 11 мая 2020 г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»).

3 Информация Минтруда России «Рекомендации работникам и работодателям по нерабочим дням в мае 2021 года» к Указу Президента РФ от 23 апреля 2021 г. № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г.».

4 Ответ Роструда на вопрос № 155883 от 21 октября 2021 г.

Рассказать:
Другие мнения
Антонова Екатерина
Антонова Екатерина
Адвокат АП Краснодарского края, КА «Антонова и партнеры»
Судебную защиту для бизнеса предлагается упростить
Арбитражный процесс
О законодательной инициативе передать споры с участием самозанятых лиц и ИП в арбитражные суды
20 июня 2024
Михайловская Елена
Михайловская Елена
Адвокат АП Московской области, советник уголовно-правовой практики ALLIANCE LEGAL CG
Правовые последствия для операторов в случае утечки персональных данных
Производство по делам об административных правонарушениях
Законопроектные инициативы
20 июня 2024
Арутюнян Овагим
Арутюнян Овагим
Адвокат АП Ставропольского края
Баланс публично-правовых интересов должен соблюдаться
Уголовное право и процесс
Дополнительные правовые возможности недопустимо создавать в ущерб интересам других лиц
20 июня 2024
Смык Константин
Адвокат АП Свердловской области, Коллегия адвокатов «Свердловская областная гильдия адвокатов»
Об обратной силе уголовно-процессуального закона
Уголовное право и процесс
Применяемая действующая уголовно-процессуальная норма не может вступать в противоречие со ст. 54 Конституции РФ
20 июня 2024
Макаров Сергей
Макаров Сергей
Советник ФПА РФ, адвокат АП Московской области, медиатор Центра медиации при РСПП, доцент Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н.
Врачебная тайна как препятствие для эффективного осуществления адвокатской деятельности
Медицинское право
Не допускать расширительного толкования понятия врачебной тайны
20 июня 2024
Старчиков Михаил
Старчиков Михаил
Полковник юстиции запаса, практикующий юрист
Адвокатский запрос и врачебная тайна
Медицинское право
Как соблюсти баланс интересов?
20 июня 2024
Яндекс.Метрика