×

Следователей обяжут заранее сообщать о назначении экспертизы

Принятие поправок не приведет к значительному прорыву в защите прав граждан
Иванов Алексей
Иванов Алексей
Адвокат АП Московской области, вице-президент ФСАР, партнер АБ «Авекс Юст»

В Госдуму 2 июля 2018 г. внесен проект федерального закона № 500607-7 «О внесении изменений в часть 3 статьи 195 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», которым предлагается обязать следователя до направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы знакомить с постановлением о ее назначении участников уголовного судопроизводства.

Предлагается закрепить в ч. 3 ст. 195 УПК РФ положения, согласно которым следователь до направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы должен будет знакомить с постановлением о ее назначении подозреваемого, обвиняемого, его защитника, потерпевшего, его представителя и разъяснять им права, предусмотренные ст. 198 УПК РФ.

Читайте также
В УПК хотят закрепить обязанность следователей заранее сообщать о назначении экспертизы
В Госдуму внесен законопроект, которым устанавливается обязанность следователя уведомлять участников уголовного судопроизводства о назначении судебной экспертизы до ее проведения
03 июля 2018 Новости

Ситуация с нарушениями прав подозреваемых, обвиняемых, потерпевших при назначении и проведении судебной экспертизы не нова. Зачастую следователь сначала проводит экспертизу, получает ее результат, принимает какое-то процессуальное решение, а затем знакомит с постановлением о назначении экспертизы сторону защиты либо потерпевшего. При этом иногда подобное нарушение связано с тактическими соображениями следователя (не хочет до поры до времени информировать защиту о направлении расследования), а иногда с практическими (просто не считает нужным тратить свое время на подобные мероприятия).

Хотя описанные нарушения продолжаются, тенденция к их сокращению все же просматривается. Это вызвано устойчивой сложившейся практикой – суды признают данное бездействие следователя незаконным. Так, Конституционным Судом РФ неоднократно была высказана правовая позиция1, согласно которой ознакомление с постановлением экспертизы обязательно до ее проведения. Как указал КС РФ, ознакомление с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника должно быть осуществлено до начала производства экспертизы, в противном случае названные участники процесса лишаются возможности реализовать связанные с нарушением экспертизы и вытекающие из конституционных принципов состязательности и равноправия сторон права, закрепленные ст. 198 УПК РФ,  соответствующее требование ч. 3 ст. 195 данного Кодекса распространяется на порядок назначения любых судебных экспертиз, носит императивный характер и обязательно для исполнения следователем, прокурором и судом на досудебной стадии судопроизводства во всех случаях2.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 21 декабря 2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» также разъяснил, что подозреваемый, обвиняемый и их защитники, равно как и потерпевший, должны быть ознакомлены с постановлением о назначении экспертизы до ее производства (п. 9).

КС РФ специально подчеркнул3, что есть единственная возможность не ознакомить с постановлением о назначении судебной экспертизы – только тогда, когда это объективно невозможно (подозреваемый, обвиняемый не установлены). Иных исключений из данного правила просто не существует.

Важным в данной ситуации выглядит вывод КС РФ о том, что уголовно-процессуальное законодательство содержит все необходимые правовые механизмы, гарантирующие обеспечение права на защиту подозреваемых, обвиняемых при ознакомлении с постановлением о назначении судебной экспертизы и с соответствующим заключением эксперта4.

Следует отметить, что изложенные позиции высших судов успешно применяются судами региональными. Жалобы на указанное бездействие следователя в порядке ст. 125 УПК РФ, как правило, удовлетворяются5.

Следует ли вносить изменения в ч. 3 ст. 195 УПК РФ в изложенных условиях?  Полагаю, это излишняя законотворческая деятельность. Коль скоро при наличии устойчивой, формировавшейся годами позиции о недопустимости подобных нарушений следователи на местах продолжают эти нарушения допускать, с принятием рассматриваемого законопроекта ситуация никак не изменится.

Более того, излишняя детализация уголовно-процессуального законодательства может привести в результате к глобальному сужению полномочий сторон процесса и отсутствию возможностей требовать от следствия совершения тех или иных действий. Если УПК РФ будет похож на «пошаговую инструкцию», вопрос конституционного содержания норм, их общеправового смысла перестанет быть актуальным. Все мы сталкиваемся с ситуациями, когда доводы адвоката о содержании той или иной правовой нормы остаются невостребованными, а приведение ссылок на постановления и определения КС РФ, цитирование решений Европейского Суда по правам человека вызывают лишь раздражение правоприменителя и нежелание ими руководствоваться. Поэтому движение процессуального законодательства к излишней детализации не всегда может быть полезным. Считаю, что принятие обсуждаемого законопроекта вреда, конечно, не принесет, но и значительному прорыву в защите прав граждан не поспособствует. А уважаемым депутатам, которые обратили внимание на несовершенство законодательства, безусловно, можно сказать спасибо и обратить их внимание, например, на отсутствие в законе вообще какой-либо ответственности за незаконное вмешательство в деятельность защитника (адвоката). Может быть, в данном направлении стоит поработать?


1 Определения КС РФ от 5 февраля 2015 г. № 257-0, № 258-0, № 259-0, № 260-0, № 261-0; от 17 февраля 2015 г. № 408-0; от 23 апреля 201 5г. № 843-0, № 972-0 и др.

2 Определение КС РФ от 18 июня 2004 г. № 206-О.

3 Определение КС РФ от 5 февраля 2015 г. № 257-О (п. 2.2).

4 Определение КС РФ от 5 февраля 2015 г. № 257-О (п. 2.3). 

5 См., например, Апелляционное постановление Московского городского суда от 22 июня 2016 г. № 10-9230/2016.

Рассказать:
Другие мнения
Тонков Евгений
Тонков Евгений
Член Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, председатель Комиссии АП Ленинградской области по защите профессиональных прав адвокатов, к.ю.н., доцент СЗИУ РАНХИГС
Возможно ли исключить фальсификации протоколов судебных заседаний из уголовного процесса?
Уголовное право и процесс
Технически простые изменения в УПК РФ могут изменить ситуацию к лучшему для стороны защиты
03 сентября 2024
Окшин Максим
Окшин Максим
Юрист АБ «Мушаилов, Узденский, Рыбаков и партнеры»
«Портфолио» для осужденного
Уголовно-исполнительное право
Особенности правового сопровождения отбывания наказания в виде лишения свободы
20 августа 2024
Овчинников Владимир
Овчинников Владимир
Адвокат АП Ставропольского края, член Союза журналистов РФ
Равноправие сторон – реальность или иллюзия?
Уголовное право и процесс
Какие изменения, касающиеся отвода защитника от участия в уголовном деле, целесообразно внести в УПК
16 августа 2024
Хмыров Ростислав
Хмыров Ростислав
Вице-президент АП Краснодарского края, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП КК, член Комиссии Совета ФПА по защите прав адвокатов, председатель КА «Хмыров, Валявский и партнеры», к.ю.н.
Свидетельский иммунитет – не только адвокатам
Уголовное право и процесс
Только ли при производстве обыска, осмотра и выемки существует риск нарушения адвокатской тайны?
14 августа 2024
Кустова Татьяна
Кустова Татьяна
Юрист ООО «Альтхаус Консалтинг»
Усиление госконтроля или развитие государственно-частного партнерства?
Градостроительное право
Пути решения проблемы параллельного возведения МКД и социальных объектов
12 августа 2024
Шишкин Роман
Шишкин Роман
Адвокат АП Московской области, налоговый адвокат МКА «Филиппов и партнеры», к.ю.н.
Дробление бизнеса – не всегда злоупотребление
Налоговое право
Что может помочь налогоплательщику добиться положительного результата в споре с налоговым органом
08 августа 2024
Яндекс.Метрика