×

Стажер адвоката – это должно звучать гордо!

Пока адвокатские палаты не возьмут институт стажировки под свое крыло, ситуация со стажерами адвокатов останется без изменений
Соловьёв Сергей
Соловьёв Сергей
Адвокат, управляющий партнер АБ г. Москвы «Сословие», к.ю.н.
Роман Мельниченко в своем блоге на сайте «Новой адвокатской газеты» озвучил то, о чем все знали, но боялись сказать вслух. Изначальное нарушение простой житейской логики в построении норм, регулирующих механизм стажировки в адвокатском сообществе, – закрепление в обязанностях учителя необходимости оплачивать обучение ученика – привело к созданию латентных способов приема и обучения стажеров при адвокатских образованиях.

А ведь были уже схожие грабли в адвокатском сословии, когда отсутствие единых правил приема в адвокатуру привело к созданию разветвленной сети адвокатских образований, именуемых параллельными, при совершенно разных, я бы даже сказал – антагонистических, подходах к условиям наделения лиц статусом общественного служителя.

Отсюда можно сделать лишь один вывод и одно дельное предложение: институт стажировки в адвокатуре должен быть исключен из ведения адвокатских образований и стать монопольным правом адвокатских палат субъектов Федерации. Ведь если человек изъявляет желание стать стажером в адвокатском образовании, то он, скорее всего, планирует связать свою дальнейшую профессиональную судьбу именно с адвокатским сообществом. Получение статуса адвоката является исключительной компетенцией адвокатских палат субъектов Федерации. Почему же лица, готовящиеся стать полноправными членами этих палат, находятся за рамками их внимания, тем более что в части определенных элементов подготовки наших будущих молодых коллег адвокатские палаты могли бы централизованно проводить занятия со стажерами и по вопросам адвокатского мастерства, и по вопросам ознакомления их с правилами адвокатской этики и надлежащего профессионального поведения.

Адвокатские палаты располагали бы списком всех стажеров и имели бы право прикреплять их к конкретным адвокатским образованиям, заведомо зная качественный состав тех адвокатских образований, куда ими направляется стажер, и не опасаясь, что стажера могут «научить плохому» – а это вполне возможно при сегодняшней организации стажировки, когда палаты находятся в полном неведении о том, где, как и под чьим патронажем проходят эти так называемые стажировки.

Централизация решит и еще целый ряд вопросов.

Так, все стажировки будут проходить по единой утвержденной схеме и правилам, по результатам реализации которых будут составляться единые отчетные документы, позволяющие руководству палаты оценить итоги стажировки и возможность допуска стажера к квалификационному экзамену на получение статуса адвоката. Возможно рассмотреть вопрос и о некоем благоприятствовании лицам, прошедшим стажировку при сдаче ими квалификационного экзамена на получение статуса адвоката, по сравнению с лицами, решившими приобрести статус адвоката, минуя этот институт.

Адвокатские образования также должны быть заинтересованы в собственном рейтинге выпуска стажеров, которые по результатам стажировок приобретали бы статус адвоката и возвращались бы в их же адвокатские образования уже в качестве полноправных членов. Заинтересовать адвокатские образования можно было бы общим снижением сумм оплаты, подлежащих перечислению в адвокатские палаты, а равно иными способами поощрения и поддержки.

Наконец, главный вопрос – вопрос оплаты. Он тоже был бы централизованно установлен, лишен вкусовщины. Адвокатская палата субъекта Федерации устанавливала бы стоимость стажировки (обучения) из расчета времени ее прохождения (6 месяцев, 1 год, 1,5 года, 2 года), централизованно получала бы эту сумму на свои расчетные счета, из которой компенсировала бы размер финансовой льготы, предоставляемой адвокатскому образованию, куда направлялся бы стажер, а равно имела бы дополнительные объемы финансирования для проведения со стажерами обучающих мероприятий.

Этим механизмом с адвокатского образования снимался бы вопрос содержания стажера, и все усилия были бы направлены на реальное, а не формальное задействование ученика в получении практических навыков и профессионального мастерства.

Ну а чем ответственнее и кропотливее будет сам стажер при прохождении стажировки, тем быстрее он, получив статус адвоката, компенсирует свои затраты на профессиональное обучение. Как сказал Рабби Нахман: «Знания, за которые платят, запоминаются лучше».

Рассказать:
Другие мнения
Гаспарян Нвер
Гаспарян Нвер
Адвокат АП Ставропольского края, советник ФПА РФ
Божественное предназначение профессии адвоката
Адвокатура, государство, общество
Анализируя Ветхий Завет, можно найти много адвокатских истин, воспринятых законодательством и КПЭА
05 Марта 2021
Асриян Борис
Асриян Борис
Председатель КА «Династия», к.ю.н.
В защиту репутации адвоката
Адвокатура, государство, общество
Действия, позволившие добиться положительного решения суда по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации
02 Марта 2021
Токарев Сергей
Токарев Сергей
Старший партнер, адвокат, руководитель уголовно-правовой практики Адвокатского бюро Q&A
Чтобы избежать конфликта
Правовые вопросы статуса адвоката
У адвоката есть немалый инструментарий
02 Марта 2021
Чекотков Артем
Чекотков Артем
Адвокат МКА «Князев и партнеры», ассистент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, к.ю.н.
В рамках подготовки к допросу
Правовые вопросы статуса адвоката
О двух аспектах предварительной работы с доверителем
02 Марта 2021
Ионцев Максим
Ионцев Максим
Адвокат, старший партнер МКА «Ионцев, Ляховский и партнеры – ILP LEGAL»
В условиях понятной вражды
Правовые вопросы статуса адвоката
О некоторых типовых конфликтных ситуациях, возникающих в ходе оказания юридической помощи при проведении допросов и опросов
02 Марта 2021
Фролов Иван
Фролов Иван
Адвокат АП Саратовской области
Приказ с грифом «дсп» – нормативный акт?
Защита прав адвокатов
Спор о том, вправе ли адвокат проносить телефон в учреждения УМВД по Саратовской области, продолжается
11 Февраля 2021