На протяжении уже полугода порядок предоставления следственными органами возможности копирования изъятых документов вообще не был урегулирован. С этой точки зрения намерение Правительства РФ утвердить Положение «О порядке снятия копий с документов, изъятых в ходе досудебного производства по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики» (текст проекта на regulation.gov.ru) расцениваем как положительное и направленное на устранение правовых пробелов.
Вместе с тем изучение указанного проекта Положения показало, что в нем имеется ряд существенных недостатков.
Так, в целом регламентируя порядок подачи соответствующего ходатайства о предоставлении возможности копирования, а также прописывая правила рассмотрения указанного ходатайства, проект документа не содержит в себе нормы о сроках предоставления заинтересованным лицам такой возможности. Правовая неопределенность может привести к злоупотреблениям со стороны должностных лиц правоохранительных органов.
Кроме того, законный владелец документов имеет все шансы получить буквально издевательское постановление об удовлетворении его ходатайства с предложением явиться к следователю для копирования документов через два-три месяца (для полной остановки деятельности организации достаточно и нескольких недель такой волокиты).
Обращает на себя внимание и излишняя урегулированность порядка рассмотрения ходатайства о предоставлении возможности копирования. В ч. 3 ст. 81.1 УПК РФ устанавливается возможность копирования изъятых документов их законным владельцем. Дополнительных условий, при которых ограничивалась бы возможность законного владельца документов откопировать их, законодатель не предусмотрел. Однако в анализируемом проекте Положения правоохранительным органам дается право не предоставлять возможность копирования документов, если изъятые в ходе досудебного производства по уголовному делу документы переданы для производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов и осуществление их копирования существенно затруднит производство указанных действий, а также если имеются основания полагать, что документы, о копировании которых подано ходатайство, содержат ложные сведения и могут быть использованы в противоправной деятельности.
Считаю, что указанные нормы проекта Положения противоречат действующему уголовно-процессуальному законодательству. Кроме того, сама по себе отсылочная норма ч. 3 ст. 81.1 УПК РФ представляется сомнительной. Так, исходя из положений ч. 1 ст. 1 УПК РФ, порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается вышеуказанным кодексом, основанным на Конституции РФ. В связи с этим порядок копирования ранее изъятой документации по экономическим уголовным делам было бы целесообразно (а главное – законно) закрепить непосредственно в ч. 3 ст. 81.1 УПК РФ.
Вместе с тем изучение указанного проекта Положения показало, что в нем имеется ряд существенных недостатков.
Так, в целом регламентируя порядок подачи соответствующего ходатайства о предоставлении возможности копирования, а также прописывая правила рассмотрения указанного ходатайства, проект документа не содержит в себе нормы о сроках предоставления заинтересованным лицам такой возможности. Правовая неопределенность может привести к злоупотреблениям со стороны должностных лиц правоохранительных органов.
Кроме того, законный владелец документов имеет все шансы получить буквально издевательское постановление об удовлетворении его ходатайства с предложением явиться к следователю для копирования документов через два-три месяца (для полной остановки деятельности организации достаточно и нескольких недель такой волокиты).
Обращает на себя внимание и излишняя урегулированность порядка рассмотрения ходатайства о предоставлении возможности копирования. В ч. 3 ст. 81.1 УПК РФ устанавливается возможность копирования изъятых документов их законным владельцем. Дополнительных условий, при которых ограничивалась бы возможность законного владельца документов откопировать их, законодатель не предусмотрел. Однако в анализируемом проекте Положения правоохранительным органам дается право не предоставлять возможность копирования документов, если изъятые в ходе досудебного производства по уголовному делу документы переданы для производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов и осуществление их копирования существенно затруднит производство указанных действий, а также если имеются основания полагать, что документы, о копировании которых подано ходатайство, содержат ложные сведения и могут быть использованы в противоправной деятельности.
Считаю, что указанные нормы проекта Положения противоречат действующему уголовно-процессуальному законодательству. Кроме того, сама по себе отсылочная норма ч. 3 ст. 81.1 УПК РФ представляется сомнительной. Так, исходя из положений ч. 1 ст. 1 УПК РФ, порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается вышеуказанным кодексом, основанным на Конституции РФ. В связи с этим порядок копирования ранее изъятой документации по экономическим уголовным делам было бы целесообразно (а главное – законно) закрепить непосредственно в ч. 3 ст. 81.1 УПК РФ.